Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
| Структурные части системы | Структурные компоненты блоков |
| Диагностический блок | 1. Регулярный мониторинг физического развития и состояния здоровья детей. |
| Общеразвивающий блок. | 1. Организация двигательного режима. 2. Воспитание двигательных навыков на физкультурных занятиях. 3. Профилактические и оздоровительные мероприятия. 4.Создание комфортной, безопасной развивающей среды необходимой для обеспечения двигательной активности детей. |
| Коррекционный блок. | 1. Коррекция и профилактика недостатков двигательной сферы. 2. Преодоление недостатков психического развития. 3. Специфические оздоровительные мероприятия с учетом особенностей здоровья детей с ЗПР. |
| Лечебная физическая культура (ЛФК) | Лечебная физическая культура – метод лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанный на использовании физических упражнений и других средств физической культуры. Задачи: 1. Воспитание интереса и желания заниматься. 2. Формирование умений двигаться активно, не напряженно. 3. Добиваться правильного выполнения упражнений из различных положений (на спине, животе, стоя, лежа и т.п.). Методика ЛФК включает в себя следующие разделы: 1. Обучение технике правильного дыхания. С этой целью проводятся занятия по системе трехфазового дыхания О.Г. Лобановой и упражнения из методики А.Н. Стрельниковой. 2. Формирование мышечного «корсета» и корректировка осанки. Используют следующие приемы: изучение и воспитание осанки с помощью зеркала, упражнения на гимнастической стенке, ношение различных предметов на голове, упражнения на координацию и равновесие. Проводятся игры, в которых дети должны принимать заранее установленные позы. 3. Укрепление ортопедического аппарата (профилактика плоскостопия и укрепление опорно-связочного аппарата). Применяются игры с ходьбой на наружных краях стоп и на носках, со сгибанием пальцев ног, захватывание пальцами ног различных предметов, приседание в положении носки внутрь (пятки разведены). Занятия по лечебной физкультуре проводит специалист, прошедший специальную подготовку. |
| Массаж | Массаж – это совокупность приемов механического дозированного воздействия на какие-либо участки поверхности тела человека, проводимых с помощью специальных аппаратов или руками с лечебной или профилактической целью. Используется с целью профилактики заболеваний верхних дыхательных путей у детей с ЗПР. Перед началом проведения сеанса дошкольник занимает определенное исходное положение: ребенок стоит, согнувшись под углом 90°, с упором кистей рук или предплечья на стул. Используются следующие приемы массажа: поглаживание, растирание, поколачивание, рубление, пощипывание, похлопывание, гусеничка. На каждый прием отводится от одной до трех минут. Сеансы массажа проводит специалист, прошедший специальную подготовку. |
Коррекционная ритмика: понятие, цель, задачи
| Понятие | Коррекционная ритмика - это комплексное воздействие в целях коррекции двигательной и психомоторной сферы у детей на основе разнообразных ритмических упражнений. | |
| Цель | Преодоление недостатков психомоторного развития детей средствами физической культуры. | |
| Задачи | Оздоровительные | 1. Укрепление костно-мышечного аппарата. 2. Развитие дыхания. 3. Развитие моторных функций. 4. Воспитание правильной осанки. |
| Образовательные | 1. Формирование двигательных навыков и умений. 2. Формирование пространственных представлений. 3. Формирование способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов. 4. Развитие двигательных качеств. | |
| Воспитательные | 1. Воспитание и развитие чувства ритма. 2. Воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично двигаться в соответствии с образом. 3. Воспитание личностных качеств. | |
| Коррекционные | 1. Преодоление недостатков развития двигательной сферы. 2. Коррекция нарушений различных психических процессов. |






