Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Структурные части системы
| Структурные компоненты блоков
|
Диагностический блок
| 1. Регулярный мониторинг физического развития и состояния здоровья детей.
|
Общеразвивающий блок.
| 1. Организация двигательного режима.
2. Воспитание двигательных навыков на физкультурных занятиях.
3. Профилактические и оздоровительные мероприятия.
4.Создание комфортной, безопасной развивающей среды необходимой для обеспечения двигательной активности детей.
|
Коррекционный блок.
| 1. Коррекция и профилактика недостатков двигательной сферы.
2. Преодоление недостатков психического развития.
3. Специфические оздоровительные мероприятия с учетом особенностей здоровья детей с ЗПР.
|
Лечебная физическая культура (ЛФК)
| Лечебная физическая культура – метод лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанный на использовании физических упражнений и других средств физической культуры.
Задачи:
1. Воспитание интереса и желания заниматься.
2. Формирование умений двигаться активно, не напряженно.
3. Добиваться правильного выполнения упражнений из различных положений (на спине, животе, стоя, лежа и т.п.).
Методика ЛФК включает в себя следующие разделы:
1. Обучение технике правильного дыхания. С этой целью проводятся занятия по системе трехфазового дыхания О.Г. Лобановой и упражнения из методики А.Н. Стрельниковой.
2. Формирование мышечного «корсета» и корректировка осанки. Используют следующие приемы: изучение и воспитание осанки с помощью зеркала, упражнения на гимнастической стенке, ношение различных предметов на голове, упражнения на координацию и равновесие. Проводятся игры, в которых дети должны принимать заранее установленные позы.
3. Укрепление ортопедического аппарата (профилактика плоскостопия и укрепление опорно-связочного аппарата). Применяются игры с ходьбой на наружных краях стоп и на носках, со сгибанием пальцев ног, захватывание пальцами ног различных предметов, приседание в положении носки внутрь (пятки разведены).
Занятия по лечебной физкультуре проводит специалист, прошедший специальную подготовку.
|
Массаж
| Массаж – это совокупность приемов механического дозированного воздействия на какие-либо участки поверхности тела человека, проводимых с помощью специальных аппаратов или руками с лечебной или профилактической целью.
Используется с целью профилактики заболеваний верхних дыхательных путей у детей с ЗПР. Перед началом проведения сеанса дошкольник занимает определенное исходное положение: ребенок стоит, согнувшись под углом 90°, с упором кистей рук или предплечья на стул. Используются следующие приемы массажа: поглаживание, растирание, поколачивание, рубление, пощипывание, похлопывание, гусеничка. На каждый прием отводится от одной до трех минут.
Сеансы массажа проводит специалист, прошедший специальную подготовку.
|
Коррекционная ритмика: понятие, цель, задачи
Понятие
| Коррекционная ритмика - это комплексное воздействие в целях коррекции двигательной и психомоторной сферы у детей на основе разнообразных ритмических упражнений.
|
Цель
| Преодоление недостатков психомоторного развития детей средствами физической культуры.
|
Задачи
| Оздоровительные
| 1. Укрепление костно-мышечного аппарата.
2. Развитие дыхания.
3. Развитие моторных функций.
4. Воспитание правильной осанки.
|
Образовательные
| 1. Формирование двигательных навыков и умений.
2. Формирование пространственных представлений.
3. Формирование способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов. 4. Развитие двигательных качеств.
|
Воспитательные
| 1. Воспитание и развитие чувства ритма.
2. Воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично двигаться в соответствии с образом.
3. Воспитание личностных качеств.
|
Коррекционные
| 1. Преодоление недостатков развития двигательной сферы.
2. Коррекция нарушений различных психических процессов.
|