Формирование регуляционных действий у детей с ЗПР

К речевому опосредованию деятельности детей и их реализация

Направления 1. От обязательного проговаривания ребенком того, что и как он должен делать к самостоятельному вычленению и речевому оформлению правил, относящихся к способам деятельности. Далее, от принятия и проговаривания общей цели к собственному планированию и оформлению в речи средств ее выполнения и на этой основе к собственному целеполаганию и планированию деятельности при соответствующем речевом оформлении.
2. Постепенное продвижение детей от развернутого речевого опосредования предстоящей деятельности к проговариванию действий шепотом и, наконец, к свернутому планированию «про себя».
Реализация направлений Осуществляется через поощрение, поддержку правильных ответов на этапе ориентировки в задании и планирования предстоящей работы, оказание помощи по ходу занятия детям, не сумевшим составить программу своей будущей деятельности, учет детей, которым не удалось на групповом занятии понять задание для организации помощи в индивидуальной работе.
Цель Формирование и закрепление действий самоконтроля.
Этапы деятельности 1. Принятие задания. Самоконтроль формируется на следующей ориентировочной основе: дошкольникам необходимо запомнить, что надо сделать и какие правила соблюдать. Для этого педагог предлагает детям осуществить ряд практических действий: - повторить задание вслух тем воспитанникам, которые его хорошо запомнили; - повторить задание тому или иному ребенку после тех, кто сформулировал его правильно; - оценить правильность повторения задания тем или иным ребенком; - проверить правильно ли выполняется задание и т.д. Внимание детей направляется на способы выполнения задания. Педагогом используются те же приемы: проговаривание отдельными дошкольниками правил выполнения задания вслух, шепотом и т.п.
2.Выполнение задания. Действия самоконтроля формируются на ориентировочной основе, когда необходимо вспомнить задание и проверить, правильно ли оно выполняется. Контроль за ходом выполнения задания организуется через самопроверку по следам кем-то воспроизведенного правила, индивидуальную проверку на основе проговаривания для себя правил задания, проверку работ детьми друг у друга и т.д. Действие считается сформированным, если ребенок работает молча, уверенно, самостоятельно исправляет ошибки. Педагог выделяет детей, которые отстают от сверстников в формировании самоконтроля. Для оказания таким дошкольникам индивидуальной помощи педагог может привлечь наиболее подготовленных ребят.
3. Оценка результата. Формирование самоконтроля осуществляется на ориентировочной основе: ребенку предлагается вспомнить задание, правила его выполнения, определить, какие правила были им соблюдены, а какие были упущены. Перед началом оценивания детских работ педагог повторяет правила выполнения задания вместе с детьми, а те по ходу воспроизведения проверяют свои работы и самостоятельно оценивают степень их соответствия правилам: правильно, неточно, неправильно. Затем ребенок на основе воспроизведенных правил оценивает свою работу и изделие рядом сидящего товарища с аргументацией оценки в развернутой речевой форме. Затем дети выборочно оценивают лучшие работы и на их фоне собственную. Самооценка отдельных ребят получает оценку со стороны коллектива при направляющей роли воспитателя. Если ребенок научится давать выполненной работе адекватную оценку на основе сличения с образцом и делать это в развернутой речевой форме, то действие самоконтроля у него можно считать сформированным.

Таким образом, общий педагогический путь формирования и закрепления действий самоконтроля заключается в постепенном и последовательном переводе детей с внешнего контроля на самоконтроль.

Усложнение требований к операциональной составляющей на занятиях продуктивными видами деятельности играет важную роль в формировании у детей различных сенсорных действий путем усвоения ими соответствующих эталонов (цвета, формы, величины, веса, пространственных отношений). В основе работы лежат теория П.Я. Гальперина о закономерностях формирования умственных действий и труды Л.А. Венгера. Формирование сенсорных действий осуществляется при решении перцептивных задач и интеллектуальных заданий, направленных на установление логических отношений между воспринимаемыми компонентами. Усвоенные сенсорные действия выполняют в учебной деятельности роль операций в процессе решения интеллектуальных задач и творческих работ.

Занятия по развитию элементарных математических представлений и по родному языку в основном подчиняются той же логике формирования ребенка как субъекта учебной деятельности, которая была отражена выше. Широкое использование на этих занятиях дидактической игры способствует формированию многих учебных действий, в т.ч. и самоконтроля. При этом педагогу важно учитывать темп продвижения в психическом развитии каждого ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: