По развитию речи у детей с ЗПР

Содержание коррекционно-педагогической работы

По развитию речи у дошкольников с ЗПР

Задачи и принципы коррекционно-педагогической работы

Задачи 1. Расширение и уточнение словаря. 2. Формирование фразовой речи и ее грамматического оформления. 3. Развитие связной (монологической) речи. 4. Развитие психических процессов (зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, приемов мыслительной деятельности). Данные задачи предусматривают восполнение пробелов в развитии устной речи (преодоление отставания в развитии словаря, в формировании грамматического строя речи, в построении высказывания), а также формирование навыков и умений, подготавливающих письменную речь детей (логическое построение высказываний, умение отбирать языковые средства, соответствующие содержанию высказывания).
Принципы 1. Онтогенетический (учет соответствия уровня развития речи в норме). 2. Комплексное воздействие на развитие речи ребенка всех специалистов, работающих с ним (воспитателя, дефектолога, психолога, логопеда). 3. Дифференцированный подход к воспитанию правильной речи.

Работа над словарем включает в себя введение новых слов-наименований предметов и их свойств, овладение выразительными средствами языка, усвоение синонимов, антонимов, употребление пословиц, поговорок, систематизацию активного словаря путем освоения категоризации русского языка (родовые – видовые понятия). Активизации словаря способствуют упражнения: составление словосочетания с определенным словом, составление предложения с заданными словами, составление связного высказывания с использованием опорных слов и т.п.

Для развития словаря необходимо использовать методы и приемы в определенной последовательности:

1. Демонстрация нового предмета и его называние.
2. Демонстрация действий для активизации глагольного словаря.
3. Рассматривание предмета, его частей, выделение признаков для активизации словаря прилагательных.
4. Предметно-практическая деятельность для закрепления знаний опознавательных признаков предмета.
5. Сравнение (сопоставление) двух предметов для установления сходства и различия (называние общих и отличительных признаков двух и более предметов).
6. Обобщение (подбор обобщающего слова-термина для группы предметов на основании существенных признаков, характерных для каждого отдельного представителя группы).

Работа над формированием фразовой речи и ее грамматического оформления включает в себя:

1. Использование простого распространенного высказывания.
2. Практическое усвоение согласования существительного с прилагательным и числительным.
3. Практическое усвоение формы винительного падежа без предлога.
4. Распространение предложения до 5-7 слов и сокращение предложения от 7 до 3-4 слов.
5. Построение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Слова и фразы закрепляются в игровой деятельности. Особую роль приобретают сюжетно-ролевые игры, построенные на диалогах.

Под связной речью понимается развернутое высказывание, изложение определенного содержания, последовательное, точное, грамматически правильное, образное. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое событие, предмет, правильно рассказать о них. Сообщение, в котором факты следуют друг за другом - повествование. Сообщение о фактах, существующих одновременно - описание. Сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственных отношениях - рассуждение.

В работе над развитием связной (монологической) речипедагог должен придерживаться следующей последовательности:

1. Составление высказывания с использованием схемы описательного рассказа.
2. Составление коллективного рассказа (каждый ребенок рассказывает об одном эпизоде сюжетной картинки).
3. Составление индивидуального рассказа по серии картинок, расставленных в нужной последовательности взрослым.
4. Самостоятельное определение последовательности картинок и составление рассказа по двум-пяти и более картинкам.
5. Составление коллективных и индивидуальных рассказов по сюжетной картине на заключительном этапе обучения.
6. Упражнения в оценке правильности, полноты и выразительности своего и чужого высказывания, рассказа по серии последовательных картин, по сюжетной картинке.

При развитии монологической речи от ребенка требуется сосредоточить свою деятельность на анализе объекта, выделении опознавательных и существенных признаков, причинно-следственных, временных связей, умении делать выводы, умозаключения. В монологической речи используется все многообразие простых и сложных синтаксических конструкций литературного языка. Обучение монологической речи – это обучение грамматике, синтаксису. Коррекционная работа должна быть направлена на формирование умений, связанных с организованностью, последовательностью речи, преодоление недостатков высказывания: пропусков смысловых звеньев, фрагментарности, нарушения логической последовательности повествования, длительных пауз на границах фраз, отсутствия самостоятельности.

Отработка логического строя связной речи ведется практическим путем в процессе анализа связного рассказа. Рассказ составляет педагог или хорошо подготовленный ребенок. Такой вид работы, как анализ образца рассказа педагога, позволяет сформировать умение логически строить самостоятельное высказывание, составлять план, определять с чего начинать высказывание, чем его заканчивать, как осуществлять последовательный переход от одной мысли к другой. В формировании умения логически строить высказывание большую долю составляет работа с картинками. Используются следующие виды работы: составление коллективных устных описаний по картинке, индивидуальных рассказов по картинкам на сопоставление разных пейзажей, беседы об увиденном и услышанном и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: