По формированию изобразительной деятельности у дошкольников с ЗПР

Задачи, принципы и основные направления коррекционной работы

У детей с ЗПР

Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР заключаются в том, что дошкольники не знают названий, назначения знакомых изобразительных средств, материалов, не умеют пользоваться ножницами, клеем, другими инструментами. Выполнение деятельности может сопровождаться навязчивыми непроизвольными движениями. Предметные изображения являются устойчивыми штампами, с малой степенью детализации. Рисунки представляют собой мелкие и невыразительные контурные изображения предметов. Как правило, сюжетные изображения отсутствуют. Если они имеются, то отличаются шаблонностью, примитивизмом, бедностью содержания. Встречаются искажения формы предмета, пропорций, множество пространственных и цветовых ошибок. У детей с ЗПР существуют трудности в пространственной ориентировке в условиях 2-х мерного листа бумаги и возможностях трансформации определенной фигуры в соответствии с заданными условиями. Уровень овладения изобразительными навыками различен – от полной несформированности у одних, до уровня возрастной нормы у других. Работы характеризуются плохим мышечным контролем, при котором наблюдается нечеткость движений при рисовании прямых линий, узлов, кругов. Рисунки выполняются одним цветом, который часто является неадекватным для реального объекта. Выбор цвета определяется мотивацией типа «чтоб красиво было» либо отсутствием какого-либо мотива. Речевая деятельность не всегда выполняет в процессе рисования свое регулирующее и планирующее предназначение. Дошкольники затрудняются отобразить в рисунках свой личный и социальный опыт. Лепные поделки выглядят грубо. Они плохо узнаваемы. Некоторые воспитанники способны воспроизвести простые изображения (баранку, гриб). Выполнить какую-либо аппликацию из готовых форм по заданию педагога многие дети оказываются не в состоянии. Наиболее частыми ошибками при конструировании являются: искажение величины, неправильная ориентировка в пространстве при конструировании по схеме. Это свидетельствует о нечеткости, диффузности зрительно-пространственного восприятия.

Задачи 1. Воспитание чувства прекрасного, понимание красоты в окружающей жизни. 2. Формирование потребности в изображении предметов и явлений окружающей действительности. 3. Развитие изобразительных навыков, основанных на использовании различных средств выразительности – цвета, линии, формы, композиции, различных изобразительных материалов. 4. Предупреждение отклонений в познавательной, двигательной и эмоционально-личностной сферах детей с ЗПР и преодоление имеющихся нарушений в психическом развитии дошкольников данной категории.
Принципы 1. Принцип концентричности обучения. 2. Принцип развивающего обучения. 3. Принцип учета психофизиологических особенностей детей.
Направления 1. Воспитание эмоционального отношения к процессу изображения и его результатам. 2. Работа над выразительностью рисунка, лепных поделок, аппликационных работ. 3. Развитие восприятия и представлений детей о предметах и явлениях окружающей действительности и их систематизация. 4. Формирование графических образов изображаемых предметов и преодоление шаблонных, стереотипных изображений. 5. Работа по совершенствованию у детей тонкой ручной моторики и зрительно-двигательной координации. 6. Развитие регулирующей и планирующей функций речи, насыщение словаря детей образной и выразительной лексикой.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: