Дошкольников с задержкой психического развития

Принципы и формы обучения игровой деятельности

Тема: Формирование игровой деятельности у детей с ЗПР

Особенности игровой деятельности детей с ЗПР. Недостаточная сформированность мотивационно - целевой основы деятельности, сферы образов-представлений, недоразвитие знаково-символической деятельности наиболее ярко проявляются на уровне игровой деятельности. Интерес к игре у дошкольников с ЗПР снижен, замысел игры возникает с трудом, сюжеты игр тяготеют к стереотипии и преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью. Игра не сформирована и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты. В игре наблюдается низкая речевая активность, не обеспечивающая развитие игровых отношений между сверстниками. Дети с ЗПР не могут придерживаться взятой на себя роли, не выполняют функции, которые определены правилами игры. Сюжетно-ролевая игра не является для дошкольников средством накопления представлений об окружающем мире. В игре участвуют малое количество воспитанников. Ее длительность охватывает непродолжительный временной срок. Диапазон нравственных норм и правил общения является бедным. Отсутствует творчество. Усложнение правил приводит к распаду игры. Роль и ролевое правило не выступают в качестве регулятора деятельности. Таким образом, сюжетно-ролевая игра находится на низком уровне и требует определенной коррекции.

Принципы 1. Принцип систематичности. 2. Принцип планомерности. 3. Принцип дифференцированного подхода. 4. Принцип учета психологических особенностей детей. 5. Принцип педагогического руководства игровой деятельностью дошкольников.
Формы обучения Игры-беседы, игры-занятия, игры-драматизации, совместные игры воспитателя и детей, самостоятельные игры детей в свободное время.

Принцип систематичности реализуется при планомерном развитии немногих, но разных по форме и содержанию игр. Такими играми являются: «Семья», «Больница», «Магазин», «Стройка», «Парикмахерская», «Детский сад», «Школа». Организация коррекционной работы носит дифференцированный характер, что позволяет педагогу осуществлять непосредственный контроль за каждым ребенком, а также учитывать разные потенциальные возможности детей. Особое внимание уделяется руководству игровой деятельностью и формированию ее речевого опосредования.

Занятия по обучению игре организуются в подгрупповой (проводят воспитатель и коррекционный педагог) и индивидуальной (проводит коррекционный педагог) форме.

При обучении детей применяются методики, предназначенные для нормально развивающихся дошкольников. Однако их необходимо адаптировать к рассматриваемой категории воспитанников. Направлениями адаптации обучающих методик являются:

1. Методики преподносятся на зрительно-предметном уровне.
2. Наличие пропедевтического этапа.
3. Обучение содержит большее число занятий, чем при работе с нормально развивающимися детьми.
4. Каждый этап обучающих методик требует тщательной отработки.
5. При обучении используются задания, которые имеют одни и те же цели, но различаются по форме.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: