Структура готовности детей к обучению в школе

Тема: Подготовка дошкольников с ЗПР к школьному обучению

Готовность к школьному обучению – это совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению. Она обусловлена созреванием организма, нервной системы ребенка, степенью сформированности личности, уровнем развития психических процессов и т.д. На формирование готовности оказывают влияние условия жизни, социальный опыт в ходе общения со взрослыми и сверстниками. Наряду с данным термином используется понятие «школьная зрелость».

Существуют разные подходы к решению вопроса готовности детей к обучению в школе.

Сторонники педагогического подхода считают, что определять готовность к школьному обучению следует по сформированности учебных навыков: умений писать, считать, читать и т.д.

Последователи психологического подхода уверены в том, что школьную зрелость можно выявить с помощью показателей общего психического развития дошкольника, развитости его психических функций.

Комбинированный подход соединяет в себе первые два взгляда на проблему готовности детей к обучению в школе.

В нашей стране проработка проблемы готовности к школьному обучению, истоки которой находятся в трудах Л.С. Выготского, представлена в работах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Г. Кравцовой, Н.И. Гуткиной и других исследователей. Большое значение учеными придается физическому, психофизиологическому, интеллектуальному и личностному развитию дошкольника.

Полноценная готовность ребенка к школе и формирование позиции ученика окончательно складываются только в процессе первого года обучения при условии целенаправленной работы учителя в этом направлении.

Компоненты Физическая готовность Она предполагает физическое развитие ребенка, соответствующее возрастным нормам.
Интеллектуальная готовность Основными параметрами являются: развитие мышления, перцептивной сферы, речи, мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, произвольности психических процессов.
Личностная готовность Она включает формирование у дошкольника готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника и проявляется в наличии учебной мотивации, умении общаться со сверстниками и взрослыми.

Показателями низкого уровня школьной зрелости ребенка являются:

1. Отклонения в соматическом и нервно-психическом здоровье.
2. Несформированность психофизических и психологических предпосылок учебной деятельности.
3. Недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе.

Состояние здоровья и особенности психического, психофизиологического и личностного развития детей с ЗПР при поступлении в школу. Исследования в области медицины показывают, что в последние годы здоровье детей резко ухудшилось. Увеличилось количество детей, имеющих хроническую патологию, дисфункциональные нарушения, соматические и психические расстройства. Отклонения в состоянии здоровья накладывают негативный отпечаток на обучение детей в школе. В ряде случаев выполнение детьми школьных требований достигается чрезмерным напряжением всех функциональных систем, что приводит к утомлению. Повышенная утомляемость, сниженная работоспособность сказываются на успеваемости школьников, эффективности обучения.

Решение задач начального этапа школьного обучения предполагает определенный уровень развития целого ряда психологических и психофизиологических функций у детей, связанных с учебной деятельностью. Для детей с ЗПР характерно недоразвитие именно тех функций, которые являются наиболее значимыми показателями для школьного обучения:

1. Несформированность интеллектуальных предпосылок учебной деятельности.
2. Недоразвитие произвольного внимания.
3. Недоразвитие мелкой моторики пальцев рук.
4. Несформированность пространственной ориентировки, координации в системе «глаз-рука».
5. Низкий уровень фонематического слуха.

Школьная жизнь отличается от жизни дошкольника. Она строго регламентирована, подчинена овладению знаниями, умениями, навыками. Ребенок должен быть зрелым в личностном аспекте. У детей с ЗПР отмечаются следующие признаки:

1. Отсутствие учебной мотивации, нежелание идти в школу.
2. Отсутствие организованности и ответственности.
3. Низкий уровень развития речи.
4. Неумение общаться с взрослыми и сверстниками.
5. Неумение адекватно вести себя на уроках и во внеучебное время.
6. Низкая познавательная активность.
7. Ограниченный кругозор.

Недостаточное знание детей с ЗПР и непонимание их особенностей педагогами массовой школы, неумение справиться с ними и их проблемами приводят к отрицательному отношению к ним учителей и одноклассников. Следствием такого положения становится отрицательное отношение к учению, школе со стороны детей с ЗПР. У них появляются сложности в социальных контактах, отклонения в поведении. В результате ребенок с ЗПР ничего не получает от школы и оказывает негативное влияние на сверстников.

Таким образом, дети с ЗПР бывают не готовы к школьному обучению: ни в физическом, ни в физиологическом, ни в психическом, ни в личностном плане.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: