Пространственных представлений у детей с ЗПР
К концу дошкольного возраста детьми должны быть усвоены три категории элементарных знаний о пространстве: отражение удаленности предмета и его месторасположение, ориентировка в направлениях пространства, отражение пространственных отношений между предметами. Коррекционно-педагогическая работа включает в себя:
| 1. Уточнение и обогащение представлений о пространственных признаках окружающих объектов. |
| 2. Уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства по отношению к себе (в трех- и двухмерном пространстве). |
| 3. Уточнение и формирование полноценных представлений о пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении (в трех- и двухмерном пространстве). |
Для развития пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений детям могут быть предложены следующие задания:
| 1. Провести анализ геометрических фигур разного размера, формы и вычленить существенные признаки, которые отличают один объект от другого или делают их сходными. |
| 2. Выделить заданные формы в окружающих предметах. |
| 3. Воспроизвести заданные фигуры разными способами (построить из палочек, нарисовать в воздухе или на бумаге, вырезать, вылепить, смоделировать с помощью пальцев и кистей рук и т.п.). |
| 4. Дорисовать незавершенные контуры геометрических фигур, предметов. |
| 5. Указать месторасположение объектов в пространстве относительно себя. |
| 6. Проведение на клетчатой бумаге горизонтальных, вертикальных, наклонных линий. |
| 7. Рисование по клеткам тетради. |
Развитие и совершенствование зрительного восприятия и анализа,
В коррекционно-педагогической работе используются следующие задания:
| 1. Узнавание реальных предметов и их изображений. |
| 2. Узнавание стилизованных, контурных, силуэтных, точечных, пунктирных, зашумленных или наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур и т.д. |
| 3. Нахождение заданной фигуры в ряду других. |
| 4. Поиск отличий в сходных, но не тождественных изображениях. |
| 5. Поиск недостающих или неадекватных деталей в предметных или сюжетных картинках. |
Задачи формирования навыков точной и четкой координации в системе «глаз-рука» решаются с использованием специальных заданий, в ходе выполнения которых вырабатывается и закрепляется комплекс умений внимательно рассматривать объект, выделять составляющие детали, точно копировать воспринятое на плоскости листа, в конструктивной поделке. Вначале педагог предлагает задания на копирование образцов, расположенных близко и непосредственно в поле зрения детей, затем расстояние между предметом и детьми увеличивается.






