Вопрос 3. Этические нормы аудита

Одной из важнейших задач становления аудиторской профессии является разработка этических норм.

Такие нормы, сложившиеся на протяжении двухсот лет аудиторской практики, существуют в странах с рыночной экономикой. Будучи вначале не писанными, но строго соблюдаемыми, впоследствии эти нормы в ряде стран были закреплены в так называемых этических кодексах аудита. Нарушение этических норм влечет за собой порицание, осуждение со стороны коллег, а также специально созданных судов при аудиторских палатах. В более тяжких случаях к провинившимся могут быть применены такие серьезные меры наказания, как большой денежный штраф и отстранение от работы, временно или навсегда.

Если сравнивать профессию аудитора с какой-нибудь другой, то ближе всего к ней стоит профессия врача. Аудитор вдумчиво., доброжелательно знакомится с положением дел у клиента, выявляет пробелы и уязвимые места в финансовой деятельности, в организации учета и отчетности и дает рекомендации, как улучшить учет и устранить те недостатки и ошибки, которые в будущем могут обернуться крупными неприятностями.. Поэтому главной идеей всех аудиторских норм является стремление не нанести клиенту вреда.

Одной из этих этических норм является доброжелательное, лояльное отношение к клиенту. Поэтому с самого начала знакомства с предприятием и его работниками аудитор должен показать себя помощником в устранении имеющихся недостатков, а не судьей, изобличающим персонал предприятия. Аудитор не ревизор, а аудит - не ревизия. Аудитор защищает имущественные интересы собственников, будь то коллективный собственник в лице акционерного общества, товарищества или индивидуальный владелец, пригласивший аудитора на проверку отчетности или для консультирования по учетным, налоговым или правовым вопросам.

Неукоснительным правилом аудита является конфиденциальность, т.е. полнейшее соблюдение коммерческой тайны в отношении клиентов, их хозяйственных операций и финансового положения.

Этическими нормами аудита предусмотрены независимость суждений и заключений аудиторов, объективность и честность их выводов. Независимость аудитора обеспечивается тем, что он не находится на государственной службе, не является штатным сотрудником каких-либо неаудиторских организаций и потому должен выполнять свои обязанности, т.е. осуществлять аудиторную деятельность. Аудиторы, кроме того, не должны быть материально заинтересованными в деятельности проверяемого предприятия, т.е. ни они сами, ни их близкие родственники не могут быть собственниками, пайщиками или акционерами проверяемых предприятий.

Необходимо отметить и такую этическую норму, как осознание аудитором ответственности за последствия своих рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок.

Тем не менее, не страхом перед наказанием руководствуется аудитор в своей работе, а стремлением выполнить свой долг перед клиентом.

Аудиторы обязаны скрупулезно соблюдать положения профессиональной этики. Ее требования строже правовых норм, но мягче моральных идеалов. Можно выделить несколько профессиональных требований, обязательных для аудиторов:

§ ответственность, выполнение профессиональных обязанностей с полной отдачей, неукоснительное следование моральным нормам, строгое сохранение коммерческих тайн клиента и отказ когда-либо использовать их в собственных интересах; отказ от увязки вознаграждения с результатами работы, например, если аудитор добился снижения налогов, уплачиваемых клиентом, то гонорар от этого не становится больше;

§ соблюдение общественных интересов (руководствоваться самыми высокими стандартами в работе);

§ выполнение профессиональных обязанностей только исходя из действующих правовых норм;

§ объективность и независимость (стремиться к пониманию конфликтов, интересов лиц, занятых в делах фирмы клиента, и выглядеть в их глазах как человек независимый);

§ профессиональная добросовестность (постоянное совершенствование своих знаний);

§ качество услуг (выполнение работы только в фирмах, использующих методы контроля качества проводимого аудита).

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое аудит?

2. Каковы предпосылки возникновения и развития аудита?

3. Каковы основные цели аудита в современных условиях?

4. Какие есть подходы к организации аудита?

5. Как характеризуются виды аудита в зависимости от различных признаков?

6. Требования, предъявляемые к аудиторам?

7. Какие услуги оказывают аудиторы?

8. Каковы этические нормы аудита?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: