Правовая защита природных ресурсов

Понятие экологически неблагополучной территории

В Главе VIII ФЗ «Закона об охране окружающей среды» № 7-ФЗ вводится понятие зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций. В статье 57 предусмотрен порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций.

Антропогенное воздействие на окружающую среду приводит к появлению экологически неблагополучной обстановки на отдельных территориях, прежде всего, в густонаселенных промышленных районах. Выделяют следующие виды экологически неблагополучной обстановки: относительно удовлетворительная, напряженная, критическая, кризисная (зона чрезвычайной экологической ситуации), катастрофическая (зона экологического бедствия).

Если воздействие антропогенных факторов происходит длительно и хронически (не менее года), то неблагополучная территория классифицируется как зона экологического бедствия или зона чрезвычайной ситуации (ст. 57 Федерального закона).

В зоне чрезвычайной ситуации наблюдаются устойчивые негативные изменения, представляющие угрозу здоровья населения и стабильности экосистем. Зона экологического бедствия характеризуется необратимыми изменениями окружающей среды, ухудшением здоровья населения, разрушением экосистем.

Экологическое право регулирует правовую защиту природных ресурсов: земель, вод, недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира. Государственное регулирование предусмотрено в соответствующих Кодексах.

Охрана атмосферного воздуха. Современная газовая оболочка Земли – атмосфера – формировалась в течение длительного геологического времени и является результатом геохимических планетарных процессов и деятельности живых организмов. Газовый состав воздуха, не имеющего твердых примесей, практически одинаков над поверхностью Земли (по массе – 75,5% азот, 23,14 % кислород, 1,3% инертные газы и метан, 0,048% диоксид углерода).

В небольшом количестве в воздухе содержится водород, озон, оксиды серы и азота, аммиак и другие вещества.

Качественный и количественный состав атмосферного воздуха определяется динамическим равновесием и поддерживается благодаря процессам жизнедеятельности всех живых организмов и постоянно действующим геохимическим процессам.

Атмосферный воздух не может быть объектом права собственности в силу своих физических свойств.

В то же время он, как и любой природный ресурс, подверженный антропогенному воздействию, нуждается в охране и правовом регулировании его использования. Государство пользуется исключительным правом на использование атмосферы в пределах своего воздушного пространства, включая пространство над территорией, внутренними водами и территориальными морями страны (Ст.1 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ).

Государственное регулирование вредных физических воздействий на атмосферу и выбросов веществ, загрязняющих атмосферу, реализуется путем установления соответствующих нормативов, которые пересматриваются и могут изменяться с учетом развития науки и техники и соответствия мировым стандартам.

Правовые нормы защиты атмосферного воздуха определены в Законах РФ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ и «Об охране атмосферного воздуха» 96-ФЗ.

Охрана вод. Водное законодательство представлено в РФ Водным кодексом от 12.04.2006 г № 74-ФЗ с последними изменениями от 19.07.2011 г, в который включены нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения), а также рядом других законов и подзаконных актов РФ, которые или вводятся на основании Водного Кодекса РФ, или приводятся в соответствии с ним в водных отношениях (см., например, ниже Федеральные Законы РФ «О недрах» и «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).

Водный кодекс РФ вводит в законодательное обращение понятия:

водное хозяйство - деятельность в сфере изучения, использования, охраны водных объектов, а также предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод;

водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы;

водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;

водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте;

водный фонд - совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации.

Водный кодекс определяет действия в водных отношениях:

использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц;

охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

Неблагоприятное воздействие и состояние водных ресурсов Водный кодекс определяет как:

истощение вод - постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод;

негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.

В статье 3 Водного кодекса приведены основные принципы и приоритеты водных отношений:

1) значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;

2) приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду;

3) сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами;

4) целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей;

5) приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов;

6) участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов. Граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации;

7) равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством;

8) равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут находиться в собственности физических лиц или юридических лиц;

9) регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход);

10) регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей;

11) регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему;

12) гласность осуществления водопользования. Решения о предоставлении водных объектов в пользование и договоры водопользования должны быть доступны любому лицу, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа;

13) комплексное использование водных объектов. Использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями;

14) платность использования водных объектов. Пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;

15) экономическое стимулирование охраны водных объектов. При определении платы за пользование водными объектами учитываются расходы водопользователей на мероприятия по охране водных объектов;

16) использование водных объектов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления традиционного природопользования.

Охрана земель. Понятие «земля», используемое в российском законодательстве означает поверхность земного шара находящуюся в пределах государстве границ РФ (Земельный Кодекс РФ от 25.10.01. № 136–ФЗ). Основная цель экологического права в охране земель заключается в сохранении восстановлении и улучшении качественного состояния земель. Площадь земельного фонда РФ составляет 1,7 млрд. га. В соответствие с Земельным Кодексом РФ по своему назначению земли подразделяются на:

- 59% - земли лесного фонда;

- 37% - земли сельскохозяйственного назначения;

- 3% - земли населенных пунктов;

- 1,2% - земли природоохранного, оздоровительного историко-культурного назначения;

- 1% - земли водного фонда;

- 0,8% - земли промышленности, транспорта, обороны.

Охрана недр. Термин «недра» в соответствие с Законом РФ от 21.02.92 № 2395-1 (О недрах) означает «часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности, дна водоемов либо водотоков, простирающуюся до глубин доступных для геологического изучения и освоения. В соответствии с этим Законом подземные воды также считаются недрами.

Недра на территории России являются государственной собственностью.

Охрана биологических ресурсов РФ. Не только объекты неживой природы нуждаются в охране и защите от антропогенного воздействия. Растительный и животный мир нуждается в охране и защите даже в большей степени. Охране биологических ресурсов посвящены следующие важные Федеральные законы РФ:

Федеральный Закон РФ «О животном мире» от 24.04.1995 г № 52-ФЗ;

Федеральный Закон РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 г № 166-ФЗ;

Федеральный Закон РФ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» от 24.07.2009 № 209-ФЗ.

Охрана территорий РФ. В принципе, во многих Федеральных законах РФ присутствуют статьи и положения, регулирующие охрану территорий и акваторий (см., например, выше Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ). При этом существуют специальные Федеральные Законы РФ, касающиеся особых территорий и акваторий, которые являются уникальными природными объектами или служат для особых целей. Это:

Федеральный Закон РФ «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 г № 94-ФЗ,

Федеральный Закон РФ» Об особо охраняемых территориях» от 14.03.1995 г № 33-ФЗ,

Федеральный Закон РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и др.

Охрана и защита населения. В эту группу Федеральных Законов РФ можно включить:

Федеральный Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ;

Федеральный Закон РФ «Об обращении с радиоактивными отходами» от 11.07.2011 № 190-ФЗ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: