double arrow

Уплата единого налога с индивидуальных предпринимателей


С 1мая 2001г. в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь №12 от 17 мая 2001г. «О введении единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг), и о некоторых вопросах, связанных с указанной деятельностью» введен единый налог с индивидуальных предпринимателей (ИП). В настоящее время взимание единого налога регулируется положениями главы 35 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть).

Плательщиками единого налога являются индивидуальные предприниматели при реализации гражданам работ (услуг), а также при реализации им в пунктах продажи (в магазинах с площадью торговых залов на более 15 кв. метров; пунктах мелкорозничной торговой сети, аптечных киосках; обособленных торговых местах на рынках вне стационарной торговой сети) и по образцам товаров, отнесенных к товарным группам, указанным в Перечне видов деятельности, при осуществлении которых уплачивается единый налог. Перечень видов деятельности, подпадающих под единый налог, определяется государством.

Уплата единого налога освобождает от уплаты подоходного налога, НДС (кроме НДС, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь), местных сборов, экологического налога.

Объектом обложения выступает факт предпринимательской деятельности.

Базовые ставки единого налога устанавливаются Президентом Республики Беларусь в белорусских рублях за месяц. Ставки единого налога дифференцированы по каждому виду деятельности. Местные Советы депутатов вправе корректировать ставки налога в зависимости от статуса населенного пункта, в котором осуществляется деятельность, места осуществления деятельности (центр города, окраина), удаленности от транспортных остановок, режима работы плательщика, типа торговых пунктов (ларек и т.д.), торговой площади и иных особенностей.

При реализации импортируемых в Республику Беларусь товаров (кроме подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками) к ставке налога применяется повышающий коэффициент 2,0. НДС по товарам, импортируемым в Республику Беларусь, уплачивается либо в фиксированном размере (удвоенная ставка единого налога), либо согласно общему порядку уплаты НДС (в зависимости от стоимости ввезенного товара).

Льготы. Ставки единого налога снижаются для:

1. физических лиц, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, — на 25 процентов в первые три месяца начиная с месяца, в котором индивидуальным предпринимателем начата предпринимательская деятельность, включая последний день месяца, в котором истекает право на льготу;

2. плательщиков, достигших возраста: мужчины — шестидесяти лет, женщины — пятидесяти пяти лет, независимо от вида получаемой пенсии, а также плательщиков-инвалидов — на 20 процентов начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу;

3. плательщиков — родителей (усыновителей) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет — на 20 процентов начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, включая последний день месяца, в котором утрачено такое право;

4. плательщиков, воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, — на 20 процентов начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, включая последний день месяца, в котором ребенок-инвалид достиг восемнадцатилетнего возраста.

При наличии у плательщика права на снижение установленной ставки единого налога одновременно по нескольким основаниям эта ставка понижается на 45 процентов.

Индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют сумму единого налога исходя из налоговой базы и ставок налога, установленных в населенном пункте, в котором они осуществляют деятельность. При розничной торговле в календарном месяце товарами, отнесенными к различным товарным группам, уплата единого налога производится по тому виду товаров, по которому установлена наиболее высокая ставка единого налога.

Индивидуальные предприниматели при реализации работ (услуг) дополнительно уплачивают единый налог в размере 60 процентов от установленной ставки единого налога:

- по каждому физическому лицу, привлекаемому к предпринима­тельской деятельности на основании гражданско-правового или трудового договора, включая лиц, выполняющих функции управления, учета, контроля, обслуживания, и иных занятых лиц;

- по каждому транспортному средству, используемому физическими лицами, привлекаемыми к осуществлению видов деятельности, предусмотренных подпунктами 1.10 — 1.12 пункта 1 статьи 296 НК, если количество таких транспортных средств превышает количество физических лиц, привлекаемых к осуществлению предпринимательской деятельности.

Если фактически полученная индивидуальным предпринимателем выручка превысила двадцатикратную сумму единого налога, исчисленную за соответствующий календарный месяц, с суммы такого превышения исчисляется и производится доплата этого налога в размере 10 процентов.

Налоговая декларация (расчет) по единому налогу представляется индивидуальными предпринимателями в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 28-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности. Индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными впервые, а также в случаях, предусмотренных НК, налоговая декларация (расчет) представляется не позднее дня, предшествующего дню начала деятельности.

Единый налог уплачивается:

индивидуальными предпринимателями — по месту постановки на учет ежемесячно не позднее 28-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности, а индивидуальными предпринима­телями, зарегистрированными впервые, — не позднее дня, предшествующего дню осуществления такой деятельности;

физическими лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, — по месту постановки на учет в налоговом органе либо по месту реализации товаров (работ, услуг) до начала реализации товаров. Для физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, единый налог исчисляется налоговыми органами на основании представляемого этими лицами заявления.

Тема 7: Налогообложение в свободных экономических зонах (СЭЗ)

Налоговая политика Республики Беларусь направлена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, в частности, путём установления льготного налогообложения для резидентов СЭЗ. Законом Республики Беларусь № 213-3 от 07.12.1998г. «О свободных экономических зонах» определено, что СЭЗ – это часть территории Республики Беларусь с точно определёнными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Специальный правовой режим в виде предоставления особых льготных условий налогообложения, валютного, таможенного и иного регулирования устанавливается в целях привлечения инвестиций в регионы для их ускоренного развития, внедрения прогрессивных технологий, содействия международной интеграции и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь. В Республике Беларусь функционируют СЭЗ в каждой области. Первая СЭЗ была создана в Бресте в 1996г.

Резидентами СЭЗ могут стать юридические лица или индивидуальные предприниматели, находящиеся на территории СЭЗ, зарегистрированные в установленном порядке администрациями СЭЗ при соблюдении определённых требований, соответствующих целям создания СЭЗ (по объему заявленных инвестиций в реализацию инвестиционного проекта, который будет освоен (не менее 1 млн. евро), по возрасту импортируемого основного технологического оборудования, по доле товаров (работ, услуг) собственного производства, производимых на территории СЭЗ, предназначенных для реализации за пределы РБ, либо импортозамещающих товаров, реализуемых в РБ (перечень импортозамещающих товаров определяется Правительством РБ по согласованию с Президентом Республики Беларусь).

Налоговые льготы, установленные для резидентов СЭЗ, можно разделить на три категории.

1.Льготы, носящие постоянный характер (с 1 апреля 2008г. - сроком на семь лет согласно Указу Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 №42), выражающиеся в ограничении перечня уплачиваемых налогов, сборов.

2.Налоговые преимущества, предусматривающие понижение на 50% ставки налога на прибыль и уплату НДС в размере 50% от причитающихся к уплате сумм (по реализации облагаемых по ставке 20% импортозамещающих товаров).

3.Налоговые льготы временного характера в виде освобождения от налога на прибыль и местных сборов из прибыли в течение первых пяти лет с момента объявления прибыли, полученной от реализации произведенных товаров, работ, услуг, на которую распространяется специальный правовой режим.

Сравнительная характеристика налогообложения резидентов СЭЗ (на примере СЭЗ «Витебск») и организаций Республики Беларусь, не являющихся резидентами СЭЗ, представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Налогообложение резидентов СЭЗ «Витебск» и организаций Республики Беларусь, не являющихся резидентами СЭЗ, в 2010г.

Наименование налогов, сборов (пошлин), отчислений   Ставка (размер платежа) на 01.01.2010г.
Для резидентов СЭЗ «Витебск»   Для организаций РБ, не являющихся резидентами СЭЗ
1.Налоги и сборы, включаемые в отпускную цену товаров (работ, услуг):
1.1. НДС уплачивается в бюджет 50% от подлежащей уплате суммы НДС с оборотов по реализации в РБ импортозамещающих товаров собственного производства, облагаемых по ставке 20 % 20%, 10%, 0%, 0,5%, 24%,16,67%, 9,09%
1.2. Акцизы по установленным ставкам по установленным ставкам
1.3. Налог на услуги по ставкам, утверждённым решениями местных Советов депутатов (но не более 5%) по ставкам, утверждённым решениями местных Советов депутатов (но не более 5%)
2. Налоги, сборы, отчисления, относимые на себестоимость товаров (работ, услуг)
2.1. Экологический налог по установленным ставкам по установленным ставкам
2.2. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов по установленным ставкам по установленным ставкам
2.3. Земельный налог по ставкам в зависимости от качества, местоположения и функционального использования участка (в процентах от кадастровой стоимости или в рублях за гектар) по ставкам в зависимости от качества, местоположения и функционального использования участка (в процентах от кадастровой стоимости или в рублях за гектар)
2.4. Страховые взносы в ФСЗН от выплат, начисленных в пользу работников по утверждённым ставкам от выплат, начисленных в пользу работников по утверждённым ставкам
2.5. Отчисления в инновационные фонды не уплачиваются не менее 0,25% от себестоимости товаров (работ, услуг)
2.6.Госпошлина, патентная пошлина, регистрационные и лицензионные сборы, консульский сбор по установленным ставкам по установленным ставкам
3. Налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли (дохода)
3.1. Налог на недвижимость не уплачивается (кроме случаев, установленных актами законодательства) 1% в год с учётом повышающих (понижающих) коэффициентов, установленных местными Советами депутатов
3.2. Оффшорный сбор 15% 15%
3.3. Гербовый сбор по установленным ставкам по установленным ставкам
3.5. Налог на прибыль налог не уплачивается в течение первых 5 лет с даты объявления прибыли, затем применяется ставка налога на прибыль в размере 50% от установленной основной ставки, но не более 12% 24% - основная ставка
3.6. Местный сбор на развитие территорий сбор не уплачивается в течение первых 5 лет по прибыли, на которую распространяется специальный правовой режим     Не более 3%  
4. Подоходный налог с физических лиц по утверждённым ставкам по утверждённым ставкам
5. Ввозная таможенная пошлина не уплачивается при ввозе материалов, оборудования по утверждённым ставкам
       

Налоговые льготы позволяют инвестору – резиденту СЭЗ снизить налоговую нагрузку примерно на 30% (с учётом освобождения от уплаты ввозных таможенных платежей) по сравнению с другими субъектами хозяйствования Республики Беларусь.

Особенности налогообложения резидентов той или иной зоны («Витебск», «Брест», «Минск», «Гомель-Ротон», «Гродноинвест», «Могилёв») определяются положениями о СЭЗ. По деятельности, на которую не распространяется специальный правовой режим, резиденты СЭЗ исчисляют и уплачивают налоги, сборы, пошлины и иные обязательные платежи в бюджет в общем порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Специальный правовой режим не распространяется на:

1)операции с ценными бумагами, торговую и торгово-закупочную деятельность, игорный бизнес, общественное питание, деятельность банков, небанковских кредитно-финансовых и страховых организаций;

2)реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется с использованием основных средств и труда работников резидента СЭЗ вне территории СЭЗ;

3)реализацию на территории Республики Беларусь товаров, произведенных резидентом СЭЗ на территории СЭЗ, не являющихся импортозамещающими (кроме таких товаров, реализованных другим резидентам СЭЗ согласно заключенным договорам (за исключением договоров комиссии).


Сейчас читают про: