Системообразующие цены, формы и методы регулирования цен предприятий
Управление ценами — процесс, предполагающий принятие особой разновидности денежно-финансовых решений.
Управление ценами осуществляется финансовыми службами в действующей системе цен и тарифов. Эта система в значительной мере определяет полные издержки на производство и реализацию товара и важнейшие финансовые показатели деловой активности.
Цены и тарифы далеко не всегда формируются и пересматривается самим предприятием.
Логика системного управления ценой - «от системы цен в государстве к системе и конъюнктуре цен рынка в своем сегменте и далее — к внутренним корректировкам системы цен, зависимым непосредственно либо частично от деятельности предприятия». Такова как важнейшего инструмента и объекта управления финансами предприятия.
Цена — денежное выражение стоимости товара.
Цена — денежная оболочка отношений мены, стоимость — их содержание.
Задача управления ценами на уровне государства и предприятия — максимизация финансового результата. Ценовыми методами это достигается на основе формирования и поддержания цен рыночного уровня и рациональных соотношений цен на потребляемую и производимую продукцию (работы, услуги).
|
|
Принципы построения системы цен находят выражение в таких понятиях, как оптовые цены предприятия и оптово-сбытового звена, а также розничные цены. Эти три основных вида цен представляют собой системообразующие или базовые цены.
Государственная политика регулирования цен имеет непреходящий объект в системе цен в экономике — регулируемые государством цены предприятий. Практически она реализуется в следующих прямых и косвенных формах:
■ государственное лимитирование уровня цен;
■ государственное финансовое регулирование уровня цен;
государственное монопольное установление цен;
■ государственное косвенное регулирование цен в результате государственной таможенной политики установления порядка исчисления, валюты оплаты и размеров экспортно-импортных пошлин по группам, видам и отдельным наименованиям вывозимой и ввозимой продукции.
Финансовая политика государства в области регулирования цен предприятий связана с применением двух основных методов финансового регулирования: изъятия и предоставления финансовых ресурсов хозяйствующим субъектам. Практически эти два метода реализуются в ценовой системе государства через разнообразные налоговые и неналоговые формы. Первый метод воздействует на уровень цен через увеличение или уменьшение налоговых составляющих в ценах на тот или иной вид товара.
Особенностью второго метода государственного финансового регулирования цен является предоставление финансовых ресурсов хозяйствующим субъектам. Типичная форма такого предоставления — бюджетное финансирование, имеющее целевой характер.