Персоналии

СЛОВАРЬ

Список дополнительной литературы

План

ФОЛЬКЛОР КАК ИСКУССТВО СЛОВА

1. Фольклор как предмет изучения.

2. Отличительные черты устного народного творчества.

3. Творческий метод фольклора.

4. Система жанров традиционного русского устного народного творчества.

5. Понятие «фольклоризм».

1. Аникин В. П. Теория фольклора: Курс лекций. - М., 2004. - 432 с.

2. Богатырев П.Г., Якобсон Р.О. Фольклор как особая форма творчества // Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971, с. 369-383.

3. Гусев В. Е. Русская народная художественная культура (теоретичес­кие очерки). - СПб., 1993.

4. Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик Е.С. Статус слова и понятие жанра в фольклоре // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994, с. 39-104.

5. Народные знания. Фольклор. Народное искусство: Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4. / Отв. ред. Б.Н.Путилов, Г. Штробах. - М.: Наука, 1991. - 150-151.

6. Неклюдов С.Ю. О слове устном и книжном // Живая старина, 1994, № 2, с. 2-3

7. Пропп В.Я. Специфика фольклора // Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976, с. 16-45.

8. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994, с. 3-47.

9. Чистов К. В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. - Л., 1986.

10. Чистов К.В. Специфика фольклора в свете теории информации // Типологические исследования по фольклору. Сборник статей памяти Владимира Яковлевича Проппа (1895-1970). М., 1975, с. 26-43.

11. Чичеров В. Вопросы теории и истории народного творчества. - М., 1959.


ВАРИАНТ (от лат. variantis - "меняющийся") - в фольклоре: каждое однократное исполнение народного произведения, а также его зафиксированный текст.

ВАРИАТИВНОСТЬ - органическое и универсальное свойство фольклора; фольклорный процесс - это изменение на традиционной основе сюжетных тем, мотивов, ситуаций, образов, элементов стиля и проч.

ИНВАРИА́НТ (от франц. invariant - "неизменяющийся") - в фольклористике: обобщение существенных вариантных признаков произведения (его содержания, структуры, стиля и проч.) в отвлечении от вариантной конкретики.

КОНТАМИНА́ЦИЯ (от лат. contaminatio - "смешение, соединение") - в фольклоре: объединение в одном художественном произведении двух и более самостоятельных произведений или их частей.

СИНКРЕТИ́ЗМ (от греч. synkrēetismos - "соединение, объединение") - слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное неразвитое состояние первобытного искусства, в котором пляска, пение, музыка и проч. существовали в единстве; след этого единства в традиционных видах фольклора (например: в обрядах, хороводах).

СУБЛИМИРУЮЩИЙ МЕТОД - творческий метод фольклора: фольклорное искусство в процессе осознания фактов минует стадию правдоподобия, сразу переходит на уровень широкого обобщения.

ФОЛЬКЛОРИЗМ - это процесс адаптации, трансформа­ции и репродукции фольклора в повседневной жизни общества, в культуре и искусстве; вторичное использование элементов фольклора прежде всего в сфере профессиональных форм литературного, музыкального, театрального и др. творчества.

ФОРМУЛА (от лат. formula - "форма, правило") - в фольклоре: устойчивая словесная конструкция (клишированное словосочетание), обычно ритмически организованная, которая способствует запоминанию и воспроизведению фольклорных текстов и несет в себе признаки жанра.


АНИКИН ВЛАДИМИР ПРОКОПЬЕВИЧ (род. в 1924 г.) – профессор, доктор филологических наук, преподаватель филологического факультета МГУ, автор 400 статей и 20 книг, объединенных общей темой – фольклор как национальное искусство слова. Самые известные учебные пособия, написанные им, – «Русская народная сказка», «Русский богатырский эпос», «Русский фольклор», «Русское устное народное творчество», «Теория фольклора». В.П. Аникин заведует кафедрой фольклора филологического факультета МГУ.

НЕКЛЮДОВ СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ (род. в 1941 г.) - профессор, доктор филологических наук, российский фольклорист и востоковед, директор Учебно-научного центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета. Автор свыше 350 работ по теоретической фольклористике, мифологии, эпосу и традиционной литературе монгольских народов, современному русскому городскому фольклору. Руководит проведением Школ молодого фольклориста (с 2003 г.), а также веб-сайтом «Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика» https://www.ruthenia.ru/folklore. Главный редактор журнала о русском фольклоре и традиционной культуре «Живая старина».

ПРОПП ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВИЧ (1895-1970) - крупнейший исследо­ватель русского фольклора, один из основоположников современной теории текста. Широкий международный резонанс вызвала его «Морфология сказки» (1928), оказав значительное влияние на развитие структуралистских исследований мифологических, фольклорных, литературных текстов Ав­тор монографий о волшебной сказке (в т.ч. известная работа «Исторические корни волшебной сказки»), героическом эпо­се, аграрных праздниках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: