Система региональных рынков

Важнейшее назначение региональной политики России состоит в обеспечении оптимального сочетания интересов государства и регионов в целях поддержания устойчивости федеральных отношений, выхода из кризисного состояния.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Лекция 3.2

1. Понятие, цель, принципы и система регионального управления

2. Цели и основные положения региональной политики

3. Методы регулирования регионального развития

2. Государственная региональная политика

По мнению многих ученых, региональную политику следует рассматривать как особый вид государственной политики по регулированию экономического, социального, этнополитического, экологического развития страны в пространственном (региональном) аспекте.

Начиная с 1992 г. составляющей частью экономических программ Правительства РФ является раздел по региональной политике. Общие контуры региональной политики, ее цели и задачи представлены в «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации», утвержденных Указом Президента РФ № 803 от 3 июня 1996г. В нем под региональной политикой понимается система целей и задач органов государственной власти (федеральных и региональных) по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Основными целями региональной политики в РоссийскойФедерации являются:

- обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;

- обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от экономических возможностей регионов;

- выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

- предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;

- приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

- максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;

- становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

3. Методы регулирования регионального развития

Классификация методов регионального регулирования может быть выполнена по разным классификационным признакам:

* в зависимости от способов воздействия на объект регулирования методы можно разделить на экономические и административные. Экономические методы оказывают стимулирующее или ограничивающее воздействие на производство и развитие проблемных регионов. Административные методы включают систему административных запретов. Экономические методы реализации региональной политики могут быть разделены на прямые, охватывающие государственные закупки, целевое финансирование, субсидии и льготы; и на косвенные, касающиеся налоговой, кредитно-денежной и амортизационной политик.

* в зависимости от территориальной широты или комплексности охвата объекта регулирования можно выделить комплексный системный метод государственного регулирования (государственные региональные программы) и системы льгот на компактной территории (специальные экономические зоны: СЭЗ, зоны свободного предпринимательства, свободные промышленные и торговые зоны и т.д.)

Государственное регулирование социально-экономического развития республик РФ на федеральном уровне осуществляется одновременно по нескольким каналам - прямым и косвенным:

к прямым принято относить, прежде всего, выделение финансовых средств (трансфертов) из федерального бюджета, федеральные региональные программы, предоставление отдельным республикам налоговых и иных льгот, размещение госзаказов, участие государства в финансировании инвестиционных проектов, поддержка научно-технических нововведений;

к косвенным - поступления финансовых средств на социально-экономическое развитие республик по каналам поддержки отраслей народного хозяйства страны.

В настоящее время в Российской Федерации главным прямым экономическим механизмом государственного регулирования территориального и регионального развития является бюджетная система. Так же, как и в большинстве стран, она строится по принципам бюджетного федерализма и имеет три уровня: федеральный, региональный и местный (муниципальный). Бюджетная система включает также государственные внебюджетные фонды.

В значительной мере от того, какие финансовые потоки пойдут из федерального бюджета в конкретные регионы зависит социально-экономическая асимметрия регионов Распределение конкретным регионам финансовых средств (с предварительной оценкой потребностей регионов в финансовой поддержке из федерального бюджета) осуществляется в форме трансфертов как через федеральный Фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР), так и по другим каналам.

В Методике распределения трансфертов ФФПР находят отражение природно-климатические и социально-экономические условия конкретных регионов через индекс бюджетных расходов. Использование индекса бюджетных расходов позволяет привести к сопоставимому виду бюджетные доходы регионов.

Распределение средств через ФФПР является для многих субъектов РФ крайне важным и позволяет выровнять финансовое положение регионов.

Основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, осуществляемым через данный Фонд, имеют нормативное закрепление в федеральном законе «О федеральном бюджете (на очередной год)». Практически каждый год методология взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ подвергается изменениям.

Одним из основных инструментов региональной экономической политики в соответствии с Указом Президента РФ «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» являются федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов.

В настоящее время получила широкое распространение практика принятия Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ по социально-экономическому развитию регионов. На базе данных нормативных актов, как правило, и принимаются федеральные программы развития конкретных регионов с более детально прописывавшимися экономическими взаимоотношениями Центра и регионов.

Как правило, общей целью программ по развитию регионов является разработка и осуществление системы мер, обеспечивающих преодоление экономического кризиса на конкретной территории.

Большим недостатком имеющихся программ социально-экономического развития отдельных субъектов РФ является отсутствие комплексного подхода и реализация таких программ лишь в малой степени способствует нивелированию региональных диспропорций.

Особая роль федеральных целевых программ развития регионов в решении задач, связанных с межрегиональной асимметрией, определяется тем, что, в отличие от других инструментов региональной политики, используемых для этих целей (трансферты, дотации, субвенции, бюджетные ссуды и кредиты из федерального бюджета, государственная поддержка завоза грузов в районы Крайнего Севера, компенсация тарифов за электроэнергию регионам Дальнего Востока) программы имеют ту принципиальную особенность, что они в силу своего преимущественно инвестиционного характера нацелены на решение не столько текущих, сколько стратегических задач реформирования региональной экономики, ее структурной перестройкина основе инвестиционных процессов. Однако в современных условиях неравномерного и недостаточного финансирования федеральных программ увеличение финансовой помощи по конкретным программам из федерального бюджета возможно лишь за счет ущемления интересов остальных территорий.

К настоящему времени утверждены 41 федеральная целевая программа экономического и социального развития регионов. Утвержденными программами социально-экономического развития регионов охвачены территории 33 субъектов Федерации, в том числе республик, а с учетом подготовленных, но не утвержденных программ - 52 субъектов (если учесть и находящиеся в разработке программы, то будут охвачены 58 субъектов Федерации).

В настоящий момент действующими и разрабатываемыми программами, в основном, охвачены регионы восточной части страны, а также большинство республик и автономных округов. В числе субъектов Федерации, для которых используется программный метод территориального развития, представлены регионы с особыми условиями хозяйствования (Крайний Север и Дальний Восток), регионы депрессивные и отсталые (Бурятия, Мордовия, республики Северного Кавказа, Тыва), регионы, особо нуждающиеся в структурной перестройке экономики (ряд областей Урала, Краснодарский край), приграничные территории, появившиеся с момента развала СССР (Псковская область).

В настоящее время складывается мнение, что региональные программы не должны сводиться только к набору инвестиционных проектов, на осуществление которых запрашиваются средства из федерального бюджета. Все более актуальными становятся, во-первых, проблемы определения других форм и конкретных мер федеральной экономической политики по отношению к региону, в котором осуществляются федеральные региональные программы (например, сдерживание роста или снижение энергетических и транспортных тарифов для Дальнего Востока и т.п.), и во-вторых, проблема оптимального сочетания методов государственного и рыночного регулирования.

Важная роль отводится мониторингу реализации утвержденных Правительством Российской Федерации федеральных целевых программ, который должен показать степень влияния данных программ на изменение социально-экономической ситуации в конкретных регионах, эффективность принимаемых программных мер.

Механизмы федеральной экономической политики, отнесенные к бюджетным мерам косвенного характера, многочисленны и разнообразны. Это разного рода налоговые льготы, кредиты, ссуды, гарантии. Несомненно, они оказывают самое разное влияние на отдельные регионы, особенно когда речь идет о мерах, касающихся отдельных отраслей. Многие из этих мер в настоящее время не оцениваются количественно, поэтому анализ их влияния на региональное развитие очень сложен.

Принципы организации новой региональной политики нашли отражены, к примеру, в проекте концепции, подготовленной российским ученым С.С. Артоболевским в рамках проекта Tacis EDRUS 9602 "Региональная политика, направленная на снижение социально-экономической и правовой асимметрии"

На всех этапах разработки и реализации концепции указывается на необходимость обеспечения главенства федеральных интересов. Региональные и муниципальные органы власти являются при этом партнерами федеральных органов власти, со стороны которых им должны делегироваться существенные полномочия. Сглаживание территориальных диспропорций выдвигается в качестве основного направления региональной политики.

Решение проблемы сглаживания территориальных диспропорций обусловливает необходимость классификации регионов и выделение территорий, требующих государственной поддержки. В качестве первичных территориальных единиц предлагаются муниципальные образования с численностью населения свыше 50 тыс.человек, которые вполне управляемы, имеют институциональную структуру и статистическую базу, что существенно облегчает реализацию региональной политики. В проекте концепции подчеркивается важность разработки организационно-методологических подходов к отбору территорий, требующих государственной поддержки (система показателей, критерии, этапы отбора, участие региональных и муниципальных органов власти в определении статуса депрессивной или отсталой территории и т.д.), использования программно-целевого метода в обосновании различных льгот от федеральных органов власти.

Следует обеспечить суммарную помощь со стороны государственных и муниципальных органов власти депрессивным и отсталым регионам (которая должна быть на таком уровне, чтобы содействовать саморазвитию этих территорий с учетом их потенциальных возможностей, необходимости структурной перестройки), а также их инвестиционную привлекательность. Для развития территории можно применять как прямые финансовые (субсидии, льготные займы, налоговые льготы и др.), так и косвенные меры стимулирования.

В проекте концепции указывается, что современная экономическая ситуация и проблемы с бюджетом ограничивают выделение средств для депрессивных и отсталых регионов. Это обусловливает необходимость целевой концентрации финансовых ресурсов, учета всех средств, поступающих депрессивным и слаборазвитым регионам, контроля за их использованием. Для реализации региональной политики по отношению к депрессивным и отсталым территориям необходимо создать специаль­ные институты, координирующие деятельность в области региональной политики на федеральном и региональном уровнях, определить их задачи и функции, совместные действия с региональными и муниципальными органами власти. Кардинальное решение проблем снижения диспропорций в развитии регионов невозможно при неизменности сложившейся нормативно-правовой базы регионального развития. Для обеспечения регионам равных возможностей развития необходимо глубокое переосмысление ее содержания, создание взаимоувязанной законодательной основы.

Зарубежный опыт региональной политики

Вполне логично использовать в России, ставшей на путь перехода от командной к рыночной экономике, зарубежный опыт региональной политики. Несмотря на специфические особенности каждой страны, в соответствии с проведением в них региональной политики предполагается активная роль регионов в социально-экономическом развитии, в обеспечении экологической безопасности как своей территории, так и страны в целом.

Родиной региональной политики явилась Западная Европа, где в середине прошлого века были осуществлены первые попытки государственного регулирования регионального развития. Западная Европа - своеобразная творческая лаборатория региональной политики, при разработке которой преследуются две главные цели: упорядочить территориальную структуру экономики и обеспечить социально-политическую стабильность в обществе. Великобритания в силу различных объективных причин (ранняя индустриализация, цикличные экономические кризисы, несовершенное законодательство в области землепользования, городского устройства, местного самоуправления) вынуждена была прибегнуть раньше других западных стран к государственному регулированию развития территории. Ученые Англии, не имеющей государственного регионального уровня управления, впервые в послевоенной Европе заговорили о региональной политике (regional policy). Сильными сторонами региональной политики Великобритании в последних десятилетиях, как отмечают русские экономисты А.Д.Сапожников, С.САртоболевский, являются:

- территориальная всеохватность;

- последовательность реализации принципа селективности регионов;

- ограничение свободы инвестиций в одних регионах и стимулирование развития других.

С целью приведения в действие механизма государственного регулирования вся территория Великобритании дифференцирована с выделением конкретных регионов. В результате последовательной реализации принципа селективности регионов были выделены три типа территориальных образований:

-растущие регионы. В регионах, принадлежащих к этому типу, государство проводило политику сдерживания концентрации населения и промышленности (Юго-Восточная Англия, Восточная Англия (включая Лондон), Западный Мидленд);

- депрессивные, или развиваемые, регионы. В этих регионах постоянно высок уровень безработицы, и государство проводило политику субсидирования нового промышленного строительства и улучшения инфраструктуры (Северо-Восточная Англия, Северо-Западная Англия, Уэльс, Шотландия);

- промежуточные регионы. Одна часть территории региона имеет сходные черты с растущими регионами, другая - с депрессивными (Йоркшир и Хамбер, Восточный Мидленд). Этим регионам были определе­ны государственные субсидии позже и в меньшем объеме. Юго-Западный регион Англии по одним показателям примыкает к растущим регионам, а по другим - к промежуточным.

Свобода инвестиций ограничивалась в регионах со сверхконцентрированными производственными мощностями. В то же время практиковалось выделение государственных ассигнований на стимулирование развития периферийных ареалов.

Ценным опытом в решении региональных проблем обладают такие страны, как Франция, Италия, Германия. Во Франции государственный сектор как главный инструмент реализации региональной политики за­нимал более прочные позиции, чем это наблюдалось в других развитых странах. Специфическими особенностями региональной политики Фран­ции являются ее глубокие теоретические проработки, связь с теми или иными концепциями регионального развития. Среди последних особенно заметный след оставили две противоположные концепции - теория впрыскивания в экономику и концепция полюсов роста. Суть первой концепции состоит в обеспечении равномерного размещения произво­дительных сил на территории страны, способствующего приостановке миграционных процессов, доставляющих экономике Франции много неприятностей, суть второй заключается в сосредоточении усилий на развитии избранных регионов - полюсов (центров) роста. Вторая кон­цепция получила большое практическое признание, в результате чего Франции удалось сэкономить часть национальных средств.

В Италии заслуживает внимания политика преодоления социально-экономических контрастов между севером (60% территории и 65% насе­ления) и югом (40% территории и 35% населения). Хозяйственный вес северных и южных сельскохозяйственных районов в экономике страны слишком разный. Главным стержнем региональной политики является обеспечение экономического подъема отсталых районов юга. Многопла­новая политика помощи югу не дала ощутимых результатов, но тем не менее при отсутствии региональных мероприятий контрасты в развитии севера и юга могли бы быть более резкими. Целенаправленная поддержка южных регионов привела к возникновению фабрично-заводской промышленности, созданию инфраструктуры для отдыха и туризма, к устранению гипертрофированной роли сельскохозяйственного сектора.

В ФРГ особенно интересен опыт вхождения новых земель (бывшей ГДР) в хозяйственный комплекс страны. При строительстве государственного сектора в Восточной Германии ставились три первоочередные задачи:

- создание эффективной системы государственного управления;

- модернизация государственной инфраструктуры;

- организация системы социального страхования.

Поставленные задачи были успешно решены. Примером подъема эко­номики на Востоке служат сети железнодорожных и автотранспортных магистралей, коммуникационные сети, интеграция населения в систему социального страхования, создание научной инфраструктуры. Политика Правительства ФРГ была направлена на укрепление и развитие частного сектора. Благодаря государственной поддержке приток частного капитала в новые земли превысил 1000 млрд марок. Несмотря на определенные успехи в ФРГ, диспропорции в социально-экономическом развитии западных и восточных земель весьма существенны. Доля продукции промышленности в валовом общественном продукте составляет в Восточной Германии 16,4%, в Западной - 26,8%, соответственно доля строительной продукции -15 и 4%. Экономика Восточной Германии еще долго будет оставаться экономикой переходного периода. Внутренний спрос в этой части страны превышает создаваемый здесь валовой обще­ственный продукт. Значительный объем товаров и услуг, покрывающих разницу между спросом и предложением, поступает сюда из Западной Германии. С целью завершения процесса выравнивания экономических и социальных условий на востоке и западе страны необходимо по мо­дельным расчетам немецких специалистов провести целенаправленную региональную политику в течение ближайших 10 лет, для чего потребу­ется еще 1000 млдр марок.

Некоторым своеобразием отличается региональная политика Канады, США, Японии, занимающих видное место в мировой экономике и политике в силу территориальной удаленности от Западной Европы, специфических размеров территории, природных особенностей. Они добились значительных успехов в сглаживании региональных диспро­порций.

Канада имеет определенное сходство с Россией в области природно-климатических условий, экономической истории и т.д. Одной из важнейших особенностей ее региональной политики является широкое вме­шательство государства в воспроизводственный процесс. Причем долгое время главным направлением государственного вмешательства оставалось содействие развитию транспортной инфраструктуры. По существу, эта проблема совпала с проблемой формирования единого общенационального рынка и самообеспеченности национальной экономики. Интенсивно развивалось государственное предпринимательство в сфере энергообеспечения. Следует отметить сильное влияние государства на развитие малопривлекательных (для частного сектора бизнеса), но стратегически важных (для общенационального развития) отраслей (отраслей добывающей промышленности, атомной энергетики, авиационной промышленности и др.), на освоение северных территорий с экстремальными природными условиями.

На протяжении последних десятилетий региональная политика США является неотъемлемой функцией государственного регулирования социально-экономического развития страны как в действии федерального правительства, так и в политике отдельных штатов. Это было определе­но не только желанием устранения региональных противоречий, но и необходимостью переориентации органов государственного регулирования с решения преимущественно социальных проблем на активное стимулирование экономического роста, структуризацию экономики стра­ны. Официально было признано, что без решения региональных проблем нельзя достигнуть общенациональных целей: стабильного экономического роста, полной занятости работоспособного населения, справедливого распределения доходов и т.д.

Характерной особенностью современной региональной политики США является сильная децентрализация власти. Многие полномочия переданы на местный уровень и осуществляются без вмешательства пра­вительства страны, правительств штатов. Местные органы власти, имея прочную финансовую базу, реальные рычаги управления, проводят боль­шую работу в области строительства дорог, системы водоснабжения и канализации, жилищного строительства, благоустройства территории и т.д.

При рассмотрении региональной политики Японии особого внимания заслуживают вопросы деконцентрации промышленного производства, сохранения рекреационных территорий, создания системы технополисов. Региональные проблемы Японии, по существу, замыкаются на двух моментах:

- сверхконцентрации производства и населения (в рамках Японского мегаполиса);

- слабом развитии северных районов (Хоккайдо, Тохоку). Неоднократные попытки еще в 40-х гг. XX в. ограничить и упорядо­чить рост Токийской агломерации подтолкнули к необходимости выра­ботки будущей системы региональной политики Японии.

Система региональных рынков – это совокупность рынков различного типа, расположенных на определенной территории.

Элементы системы региональных рынков могут быть классифицированы по ряду признаков.

· Воспроизводственный, в соответствии с которым выделяют:

– рынки, связанные с обеспечением потребностей населения региона;

– рынки, связанные с формированием материально-вещественных потоков;

– рынки, связанные с формированием трудовых, финансово-кредитных и информационных ресурсов.

· По объектам купли-продажи:

– региональный потребительский рынок;

– региональный рынок средств производства;

– региональный финансовый рынок;

– региональный рынок труда;

– региональный рынок недвижимости;

– региональный рынок информации.

· Пространственный, по которому выделяют:

– локальные рынки (городские, районные);

– региональные рынки (областные, краевые, республиканские);

– зональные (межрегиональные).

· По субъектному признаку выделяют:

– региональные рынки потребителей;

– региональные рынки производителей;

– региональные рынки промежуточных продавцов;

· По экономико-правовому признаку выделяют:

– легальные рынки;

– нелегальные рынки;

– полулегальные рынки (незарегистрированные фирмы, официально неучтенные товары и т.п.).

Региональный рынок средств производства представляет собой территориальную организацию сферы обращения, обеспечивающую процесс производства орудиями и предметами труда.

Соотношение спроса и предложения на региональном рынке средств производства находится под влиянием таких факторов, как темпы и пропорции экономического развития региона, финансовое состояние предприятий – потребителей средств производства, условия развития рыночной инфраструктуры, ситуация на региональном финансовом рынке, степень развития межрегиональных связей, состояние конкурентной среды в регионе и т.п.

Субъектами регионального рынка средств производства выступают производители орудий и предметов труда и многочисленные потребители всех отраслей хозяйства, расположенных как в регионе, где эта продукция производится, так и в других регионах страны. Ресурсы этого рынка формируются преимущественно за счет межрегиональных экономических связей.

К основным группам средств производства регионального рынка относятся:

· рынки топливно-энергетических ресурсов;

· рынки черных и цветных металлов;

· рынки леса и лесопродукции;

· рынки стройматериалов;

· рынки машиностроительной продукции, включающие:

· рынок станкостроительной и станкоинструментальной продукции;

· рынок сельскохозяйственных машин;

· рынок продукции лесного и деревообрабатывающего машиностроения и т.п.

Рынок средств производства регулируется государством с помощью административных и экономических методов. К административным методам относятся: квотирование по отдельным видам продукции; ограничение масштабов и сфер деятельности отдельных производителей; прямое участие в деятельности предприятий; участие в формировании спроса на отдельные виды средств производства (госзакупки, субсидии и субвенции производителям средств производства). К экономическим методам относятся: регулирование цен на определенные виды средств производства; меры по увеличению предложения отдельных видов средств производства (льготы производителю, ускоренная амортизация, налоги); стимулирование инвестиционной деятельности производителей (государственные гарантии под кредиты коммерческих банков, льготные условия на аренду и продажу объектов федеральной собственности, обеспечение свободного доступа к государственным патентам и другой научно-технической информации); меры по ограничению спроса на отдельные виды средств производства.

Региональный финансовый рынок представляет собой относительно обособленную сферу отношений по поводу купли, продажи и размещения финансово-кредитных ресурсов, обеспечивающих их воспроизводство в регионе.

Этот рынок является сложным, многогранным, состоящим из взаимосвязанных и взаимодействующих сегментов. Так по признаку обслуживания движения основного и оборотного капитала выделяется региональный рынок краткосрочных кредитов (денежный рынок) и региональный рынок среднесрочных и долгосрочных кредитов (рынок капиталов).

По признаку оформления отношений субъектов регионального финансового рынка выделяется рынок банковских кредитов и рынок ценных бумаг. В свою очередь, внутри регионального рынка ценных бумаг довольно самостоятельно функционируют рынки государственных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг.

По признаку возвратности финансово-кредитных ресурсов рассматривают рынки возвратных ресурсов (кредиты, облигации, векселя, закладные и др.) и рынок невозвратных ресурсов (акции, паевые вклады и т.п.).

Масштабы и скорость оборота финансово-кредитных ресурсов в регионе определяются производственно-экономической структурой региона: соотношением государственного и негосударственного секторов, удельным весом оборонного комплекса, предприятий по производству потребительских товаров, оптовой и розничной торговли и т.д.

Региональный рынок недвижимости представляет собой систему экономических отношений субъектов региональной экономики, обеспечивающих перераспределение земель, производственных и непроизводственных зданий, сооружений и других объектов недвижимости между собственниками. Этот рынок обеспечивает передачу прав собственности на объекты недвижимости от одних юридических или физических лиц к другим.

Особенностями недвижимости как товара являются:

- длительное функционирование как предмета личного потребления;

- физическая неподвижность и связь с землей;

- сохранение в течение всего жизненного цикла своей натурально-вещественной формы;

- относительно дорогая стоимость;

- значительная дифференциация потребителей;

- неоднородность: недвижимость различают по размеру, местоположению и т.п.

В соответствии с функциональным назначением объектов региональный рынок недвижимости делится на основные сегменты, каждый из которых развивается относительно самостоятельно: рынок земли и земельных участков, рынок жилья, рынок нежилых помещений.

Ситуация на рынке недвижимости зависит от многих факторов. Основными из них являются:

во-первых, государственная и муниципальная политики;

во-вторых, наличие и развитость инфраструктуры, обслуживающей рынок недвижимости;

в-третьих, территориальные особенности: климатические условия, политическая стабильность, национальные традиции, криминогенная обстановка и др.

Региональный информационный рынок представляет собой сегмент регионального рынка, активно взаимодействующий со всеми другими его структурами посредством купли-продажи информационных ресурсов.

Субъектами регионального информационного рынка являются участники всех без исключения региональных рынков, нуждающихся в достоверной информации о рыночной конъюнктуре, системе и динамике цен, характере конкурентной борьбы и конкурентах, а также различные специализированные институты по сбору и обработке рыночной информации (маркетинговые центры, рекламные агентства, ярмарки и выставки, региональные структуры Госкомстата России и др.

Региональный потребительский рынок представляет собой территориальную организацию сферы обращения, обеспечивающую на основе развитых товарно-денежных отношений удовлетворение потребностей населения.

Региональный потребительский рынок включает в себя три сегмента: рынок продовольственных товаров, рынок непродовольственных товаров, рынок потребительских услуг.

Существенная роль среди факторов, оказывающих влияние на региональный потребительский рынок, принадлежит социально-демографическим и географическим сдвигам в структуре населения, изменениям потребительских предпочтений, изменениям в уровне и структуре цен, формированию новых информационных технологий, появлению новых форм торгового оборудования, технологий производства и реализации товаров.

С целью максимального удовлетворения запросов потребителей в различных товарах, а также рационализации затрат изготовителей на разработку программ производства и реализации товаров осуществляется сегментация рынка – это выделение относительно однородных групп потребителей с точки зрения их положительного отношения к производителям товаров. К основным критериям сегментации относятся:

· географический (величина региона, климатические условия, административное деление, удаленность от предприятий-производителей и т.п.);

· демографический (пол, возраст, размер и жизненный цикл семьи, количество детей и др.);

· социально-экономический (социальная и профессиональная принадлежность, уровень образования и доходов, национальность, религиозные убеждения и др.).

Все эти критерии рассматриваются во взаимосвязи и являются общими объективными. Однако однородные с точки зрения этих критериев потребители могут быть дифференцированы по их поведению на рынке. К субъективным поведенческим критериям относятся:

· стиль жизни;

· личностные качества;

· мотивы и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: