Конкурентная среда и инфраструктура региональных рынков

Конкурентная среда региональных рынков представляет собой совокупность рыночных сил и факторов, определяющих функционирование хозяйствующих субъектов региональной экономики и их отношения.

Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный товар, настолько велико, а доля каждой фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.

Конкурентная среда регионального рынка определяется типом конкуренции и институциональной структурой рынка, развитием различных организационно-правовых форм и форм собственности субъектов рынка, характером государственного регулирования.

Для современных региональных рынков России характерны следующие типы структур:

· регионально-монополистическая;

· регионально-олигополистическая;

· деконцентрированная структура регионального рынка.

В зависимости от соотношения на региональном рынке иностранных и отечественных предприятий конкурентная структура рынка может быть охарактеризована как:

· монополия иностранной фирмы;

· доминирование иностранных фирм;

· олигополии иностранных фирм;

· конкурирующие иностранные фирмы при наличии отечественных производителей;

· конкурирующие иностранные фирмы при отсутствии отечественных производителей.

Для оценки конкурентной среды региональных рынков используются такие критерии, как число продавцов, искусственные препятствия мобильности ресурсов и входу на рынок новых фирм, чувствительность к изменению цен дифференциации предлагаемых товаров по качеству, поведение субъектов на рынке, условия продвижения товаров на рынке, возможности введения на рынок новых товаров и т.п.

Основными показателями оценки конкурентной среды регионального рынка являются:

· индекс концентрации рынка (СR), определяемый как доля от общего объема продаж товаров (или от общего объема мощностей, численности занятых, физического объема выпуска продукции), приходящаяся на несколько крупных фирм, ранжированных в соответствии с их долей рынка. Он может рассчитываться для любого числа фирм. Для каждого отдельного рынка значение этого показателя будет разным. Для потребительских товаров рекомендуемым считается показатель менее 45% и более 70%.

· индекс Лернера (L) ориентирован на измерение и описание результата функционирования рынка и поведения фирм и рассчитывается по формуле (2.5.1):

L = , (2.5.1)

где Р – цена;

С – предельные издержки.

Данный индекс отражает отклонение цены от предельных затрат, связанных с неэффективным размещением ресурсов в условиях монополии.

· Индекс Герфенделя-Гиршмана, определяемый по формуле (2.5.2):

HHI = , (2.5.2)

где N – число фирм;

Di - доля рынка i – й фирмы.

Максимальное значение индекса достигается при монополии и равно единице.

Развитие конкурентной среды региональных рынков во многом зависит от институциональной структуры экономики региона.

Институциональная структура регионального рынка включает в себя совокупность субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности), конкурирующих между собой за привлечение потребителей и стремящихся максимизировать свою прибыль.

Институциональная структура представляется различными формами хозяйствующих субъектов: государственными, муниципальными, частными, иностранными, совместными предприятиями и др.

Под барьерами входа на региональный рынок понимаются любые факторы и обстоятельства, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный региональный рынок и на равных условиях конкурировать с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами.

Под барьерами выхода с регионального рынка понимаются любые факторы, затрудняющие или делающие невозможным прекращение данным хозяйствующим субъектом деятельности на рынке без значительных экономических потерь. Эти барьеры связаны с особенностями различных видов производства: ликвидность производственных фондов, возможность диверсификации производства с использованием имеющегося оборудования, технологий, источников сырья, замкнутость и связанность технологических процессов и др.

Все барьеры делятся на две группы: экзогенного и эндогенного характера.

Барьеры экзогенного характера, то есть обусловленные особенностями рынка, включают следующие:

· ограниченная емкость регионального рынка;

· высокие капитальные затраты;

· неравенство стартовых условий на рынке;

· ограниченный доступ новых производителей к относительно более дешевым и удобным сырьевым источникам;

· технологическое превосходство действующих хозяйствующих субъектов перед потенциальными конкурентами;

· эффект масштаба производства;

· вертикальные и горизонтальные связи действующих на рынке субъектов;

· административные ограничения (лицензирование, квотирование, условия регистрации предприятий и т.п.);

· экономические и организационные ограничения (инвестиционная, кредитная, налоговая, ценовая, таможенная политики).

К барьерам эндогенного характера, то есть обусловленных деятельностью действующих на рынке фирм, относятся:

· экономические меры, например, изменения цен;

· наличие резервных производственных мощностей у уже действующих на рынке компаний;

· затраты на продвижение продукции на рынок;

· лицензии, патенты, авторские права;

· контроль над стратегическими ресурсами (источники сырья, специалисты, специфические навыки производства и др.).

Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность объектов и институциональных структур, обеспечивающих формирование материальных, финансовых и информационных связей между субъектами рынка.

Рыночная инфраструктура региона - это сложная организационно-экономическая система, основными элементами которой являются отрасли оптовой и розничной торговли, материально-технического снабжения, кредитования и страхования, информационного и правового обслуживания, функционирующие в социально-экономической среде региона.

Рыночная инфраструктура является одной из подсистем региональной экономики, которая призвана обеспечить необходимые условия формирования развитых рыночных отношений. Все элементы этой системы связаны между собой, со всеми субъектами региона и с внешним экономическим пространством. Рыночная инфраструктура региона может быть классифицирована по ряду признаков.

· По функциональному признаку выделяются:

– торгово-посредническая инфраструктура;

– финансово-кредитная инфраструктура;

– экономико-информационная инфраструктура;

– экономико-правовая инфраструктура;

– внешнеэкономическая инфраструктура.

· По признаку обслуживания рынков инфраструктура может быть:

– общерыночная универсального характера;

– обслуживающая несколько различных рынков;

– обслуживающая отдельные рынки.

· По пространственному признаку рыночная инфраструктура может быть:

– международная;

– национальная;

– межрегиональная;

– региональная;

– городская и районная.

· По формам собственности:

– инфраструктура частной, кооперативной, государственной форм собственности;

– находящаяся в собственности общественных организаций;

– принадлежащая иностранным собственникам;

– смешанной формы собственности.

Экономический потенциал региональной рыночной инфраструктуры представляет собой систему материально-технических объектов, определяющих функционирование региональных рынков. Экономический потенциал рыночной инфраструктуры включает складские помещения, хранилища, торговые площади и оборудование, специализированный транспорт, тарно-контейнерное хозяйство, погрузочно-разгрузочные средства и механизмы, здания и оборудование бирж, финансово-кредитных учреждений, средства обработки коммерческой информации, телекоммуникационные сети, здания и оборудование таможенных организаций, портовые терминалы и другие материально-технические объекты и средства, обеспечивающие функционирование рыночной инфраструктуры.

В зависимости от выполняемых функций выделяют торгово-посреднические организации и организации информационного сопровождения региональных рынков. В группу торгово-посреднических организаций региона входят: ассоциации оптовой торговли, оптово-розничные предприятия, региональные коммерческие центры, посреднические торгово-закупочные организации, биржи, брокерские фирмы и конторы и другие.

Информационная инфраструктура региональных рынков включает: региональные маркетинговые центры, рекламные агентства, оптовые ярмарки и выставки, средства связи, консультационные фирмы и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: