Состояние и проблемы транспорта в РФ

Транспорт России находится в кризисном состоянии. Причины:

■ несовершенство системы управления;

■ высокая степень износа технических средств (50 - 70%), особенно подвижного состава;

■ повышение транспортных издержек;

■ рост аварийности и травматизма.

Автомобильный транспорт. В настоящий момент 60% парка грузовых автомобилей находится в эксплуатации свыше 8 лет. Структура грузового автопарка не соответствует структуре перевозок в рыночных условиях. Недостаточно малотоннажных (до 1,5 т) автомобилей для мелкопартионных отправок и большегрузных (16 т и более) автомобилей - тягачей для международных перевозок. 37% сельских населенных пунктов России не имеют связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования.

Грузооборот автодорожного транспорта вырос на 3,6%. Построено и передано в эксплуатацию 1231 км новых автодорог, в том числе 170 км дорог федерального значения.

Отечественная сеть автомобильных дорог практически по всем показателям уступает развитым странам мира. В 2007 г. только 37% общей протяженности федеральных дорог отвечали нормативным эксплуатационным требованиям. Статистика последних лет свидетельствует, что автомобильный парк страны ежегодно увеличивается на 7-10%, а годовой прирост дорожной сети не превышает 1,5%.

В программе «Модернизация транспортной системы России» (2002-2010 годы) намечено осуществить до 2010 г. строительство и реконструкцию 2,1 тыс. км федеральных автодорог и 25,4 тыс. км дорог, подведомственных субъектам РФ.

Внутренний водный транспорт. В 2007 г. общий объем грузовых перевозок составил 152,4 млн.т, что на 9,5 % больше уровня 2006г.

Изношен и практически не обновляется речной и озерный флот. Средний возраст судов превышает 30 лет. Назрела острая необходимость модернизации многих гидротехнических сооружений, береговых причалов, обновления парка перегрузочных машин.

Программой «Модернизация транспортной системы России» предусмотрена реконструкция гидротехнических сооружений на внутренних водных путях (капитальные инвестиции в 2007 г. составили 2,6 млрд. руб., что в 1,6 раза больше, чем в 2006 г.), пополнение речного флота судами смешанного «река-море» плавания общей грузоподъемностью 722 тыс. тонн, судами для внутренних речных перевозок обшей грузоподъемностью 318 тыс. тонн.

Морской транспорт. Hа начало 1991 г по тоннажу транспортный флот занимал одно из ведущих мест в мире, и морские порты удовлетворяли потребности бывшего СССР и перегрузке внешнеторговых и народнохозяйственных грузов. Потенциальные возможности морского флота резко снизились в связи с распадом бывшего Советского Союза и переходом значительной части флота под юрисдикцию стран «ближнего зарубежья». Россия лишилась ряда морских портов на балтийском и Черном морях, через которые осуществляется перевозка значительной части экспортно-импортных грузов республики. На этом фоне продолжалось старение флота и портов. Сегодня морской флот России можно охарактеризовать как малорентабельный, с низкими технико-эксплуатационными и экономическими показателями; возраст судов свыше 20 лет; число судов и грузоподъемность не соответствует объему потребных перевозок.

Мощности российских портов недостаточны для обеспечения перевозок российских внешнеторговых грузов. Портовое хозяйство нуждается в развитии и модернизации. Около 60% российских портов мелководны и не способны принимать современные крупнотоннажные суда.

В 2007 г. грузооборот морского транспорта составил 451 млн. тонно/км и вырос на 7,7% по сравнению с 2006 г.

За прошлый год отечественными морскими судами, работающими под российским флагом, перевезено 16,9 млн. тонн грузов и 74,2 тыс. пассажиров. На эти суда приходится лишь около 5% общего морского фрахта внешнеторговых грузов России.

По данным Минтранса РФ, в 2007 г. общий объем грузоперевалки в отечественных морских торговых портах вырос на 11,8% и достиг 407 млн. тонн. При этом основу перевалки (53%) составили наливные грузы.

Вышло постановление Правительства РФ, которое стимулирует регистрацию морских судов в Российском международном судовом реестре и их плавание под Российским флагом. Владельцам судов, вошедших в этот реестр, предоставлены значительные налоговые льготы.

Программой «Модернизация транспортной системы России» предусмотрена реконструкция существующих и создание новых перегрузочных комплексов морских портов, пополнение морского флота транспортными судами общим дедвейтом 7,6 млн. т.

Воздушный транспорт. Общий пассажирооборот воздушного транспорта вырос на 3% по сравнению с 2006 г. За прошлый год воздушными судами гражданской авиации перевезено 624 тыс. тонн грузов или меньше, чем и 2005 г. на 31 тыс. тонн. В общем годовом объеме мирового рынка грузовых авиаперевозок доля российских авиакомпаний равна 1,4%. Основной проблемой остается острая необходимость обновления парка отечественных воздушных судов. Этот парк не отвечает современным требованиям экономии топлива и экологии и требует обновления, как замены, так и модернизации эксплуатируемых судов.

Программой «Модернизация транспортной системы России» предусмотрено осуществление модернизации производственных объектов в 60 аэропортах, практически полное обновление структуры парка воздушных судов.

Железнодорожный транспорт. За 2007 г. по сети магистральных железных дорог общего пользования перевезено 1340 млн. т. грузов, или на 2,4% больше, чем в 2006г., и 1,27 млрд. пассажиров. Грузооборот увеличился на 7,2% по сравнению с 2006 г. ОАО «Российские железные дороги» испытывает дефицит средств на развитие инфраструктуры, модернизацию и наращивание основных фондов. Этот дефицит уже в ближайшие годы может обернуться снижением провозных способностей железных дорог.

Программой «Модернизация транспортной системы России» предусмотрено расширение полигона электрификации железных дорог на 6,9 тыс. км., строительство новых железнодорожных линий (507 км), дополнительных главных путей (435 км), модернизация и строительство устройств автоблокировки и диспетчерской централизации (37 тыс. км), переоснащение железнодорожного транспорта подвижным составом нового поколения с улучшенными технико-экономическими показателями, модернизация существующего подвижного состава.

Путями выхода из кризиса являются экономический рост, увеличение внутреннего грузооборота и получение собственных средств для инвестирования, накопление финансовых средств за счет активного участия в международных транспортных коридорах.

Международные транспортные коридоры (МТК) - это совокупность магистральных транспортных коммуникаций (железных дорог, автодорог, внутренних водных путей), как правило, различных видов транспорта, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении, на направлениях их наибольшей концентрации, связывающих различные страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: