Суперскалярная архитектура

Процессор, построенный по суперскалярной архитектуре, имеет 2 (или больше) конвейера для выполнения команд. Это позволяет одновременно выполнять 2 (или больше) команды. Чтобы лучше понять целесообразность применения суперскалярной архитектуры в процессоре, давайте рассмотрим предыдущий пример конвейерной обработки, в котором мы для упрощения предполагали, что этап выполнения команды (Э4) длится всего 1 машинный такт. А что же произойдет, если этап выполнения команды Э4 длится 2 машинных такта? Тогда в работе конвейера возникнут сбои, как показано на рисунке.

Процессор не сможет перейти к фазе выполнения Э4 команды K2, пока он полностью не завершит фазу выполнения команды K1. В результате цикл выполнения команды К-2 увеличится на 1 машинный такт, т.е. на время ожидания освобождения конвейера на этапе Э4. По мере поступления на конвейер дополнительных команд, некоторые его ступени будут работать вхолостую (на рисунке они выделены серым цветом).

Для борьбы с простоями оборудования используются нескольео конвеййеров. В процессоре Intel Pentium было применено 2 конвейера. Он стал первым процессором семейства IA-32, построенным по суперскалярной архитектуре. В процессоре Pentium Рго впервые было применено 3 конвейера.

Продолжим рассмотрение нашего примера шестиступенчатого конвейера и введем в него еше один (т.е. второй) конвейер. Как и раньше мы будем предполагать, что фаза выполнения команды Э4 длится 2 машинных такта. Как показано на рисунке, команда с нечетным номером поступает на u-конвейер, а команда с четным номером — на v-конвейер. Подобный подход позволяет ликвидировать простои в работе конвейера.

В МП с такой архитектурой применяется распараллеливание исполнения команд между несколькими конвейерами, причём решение о параллельном исполнении команд принимается аппаратурой процессора на этапе исполнения. Эффективное использование такой архитектуры требует специальной оптимизации машинного кода в компиляторе для генерации пар независимых команд (когда результат одной команды не является аргументом другой).

Суперскалярные МП могут выдавать на выполнение в каждом такте переменное число команд, и работа их конвейеров может планироваться как статически с помощью компилятора, так и с помощью аппаратных средств динамической оптимизации. Суперскалярные машины используют параллелизм на уровне команд путем посылки нескольких команд из обычного потока команд в несколько функциональных устройств.

В типичной суперскалярной машине аппаратура может осуществлять выдачу от 1 до 8 команд в одном такте. Обычно эти команды должны быть независимыми и удовлетворять некоторым ограничениям, например таким, что в каждом такте не может выдаваться более одной команды обращения к памяти. Если какая-либо команда в потоке команд является логически зависимой или не удовлетворяет критериям выдачи, на выполнение будут выданы только команды, предшествующие данной. Поэтому скорость выдачи команд в суперскалярных машинах является переменной


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: