Цель, задачи и содержание закупочной логистики.
Закупка товаров – важная и ответственная функция в производственно-экономической системе любого уровня. Производственные организации используют основную часть закупаемых материальных ресурсов на выпуск продукции, ремонтно-эксплуатационные нужды, капитальное строительство, а незначительное количество продают другим организациям.
Функции закупок или материально-технического снабжения являются традиционными для организаций и достаточно хорошо изучены. Внедрение логистики в практику материально-технического снабжения позволяет достичь следующих целей:
осуществления функций закупки (материально-технического снабжения) с минимальными основными и оборотными средствами;
снижения текущих издержек снабжения и себестоимости продукции в целом;
исключения простоев в производстве из-за недостатка материальных ресурсов;
создания условий для успешного решения маркетинговых задач предприятия.
Для достижения этих целей пред специалистами в области логистики и материально-технического снабжения ставятся следующие задачи:
закупка материальных ресурсов в таком ассортименте, который в наибольшей степени отвечает требованиям производства, обеспечивает эффективное их потребление, исключает необоснованные отходы и потери;
безусловное выполнение требований производственных подразделений к качеству закупаемых материальных ресурсов;
обеспечение поставок материальных ресурсов в полном объёме в соответствии с выявленной потребностью производства в них;
достижение строгой согласованности сроков закупки материальных ресурсов со сроками запуска их в производство;
определение наиболее рациональных партий закупки материальных ресурсов;
обеспечение доставки грузов наиболее экономичным способом в нужное место и своевременной их разгрузки;
осуществление строгого входного контроля количества и качества поступающих в организацию материальных ресурсов;
совершенствование документооборота по линии материально-технического снабжения.
В содержание закупочной логистики включены работы, конечной целью которых являются своевременная закупка и доставка материальных ресурсов в организацию.
С позиций логистики объём входящего материального потока представляет интерес в связи с необходимостью определять предстоящий объём потока грузов, трудоёмкость из переработки, мощность складского хозяйства службы снабжения, а также рассчитывать необходимое количество транспортных средств для из перевозки и потребности в погрузо-разгрузочных механизмах.
Показатели, характеризующие величину входящего материального потока, можно определить на основе баланса материально-технического обеспечения предприятия. Изучение перечня показателей баланса материально-технического снабжения подводят к выводу, что величина входящего материального потока соответствует показателю предполагаемого объёма закупки.
В сфере закупки формируются так называемые производственные запасы. Включение показателей по запасам в различные части материального баланса позволяет выявлять из изменение в течение планового периода.
Концепция логистики предполагает тщательное обоснование каждого показателя, характеризующего материальные потоки.
Выбор методов расчёта потребности в материальных ресурсах зависит от множества факторов: объёма и регулярности потребления, нормативной базы, цен на материалы, их дефицитности и др.
Экономичности процесса закупочной деятельности способствует соблюдение принципа комплектности закупок и потребления. Задачу оптимизации производственной программы можно сформулировать следующим образом: определить, какие виды продукции и в каком количестве целесообразно выпускать в плановом периоде при имеющихся ресурсах, чтобы удовлетворить запросы покупателей и получить максимальную прибыль. Задача логистиков:
aпроанализировать предложения всех потенциальных поставщиков, качественные характеристики сырья и материалов, цены на них;
bсформировать заказ таким образом, чтобы закупаемые материальные ресурсы были пригодными для производства необходимого количества продукции заданного качества, а их стоимость и транспортировка – минимальными.
В закупочной логистике находят применение интуитивные и формализованные методы прогнозирования. Основой для прогнозирования являются данные анализа фактических объёмов потребления и закупки материальных ресурсов.