Логистические каналы
Канал распределения – это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю, совокупность организаций или отдельных лиц, принимающих на себя право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю.
Важнейшими функциями участников канала распределения являются:
исследовательская работа – сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена;
стимулирование сбыта – создание и распространение информации о товаре;
установление контактов – налаживание и поддержание связей с потенциальными покупателями;
приспособление товара – подготовка товара под требования покупателей (касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, монтаж и упаковка);
проведение переговоров по согласованию цен и прочих условий для последующего осуществления акта передачи собственности или владения;
организация товародвижения – транспортировка и складирование товара;
финансирование – изыскание и использование средств для покрытия издержек по функционированию канала;
принятие риска – принятие на себя ответственности по функционированию канала.
К участникам канала распределения относятся производители и различного рода посредники.
Работа по планированию и организации каналов распределения включает три основных этапа. На первом этапе производитель товаров, прежде всего, произвести анализ, направленный на выделение видов и подвидов работ, которые следует выполнить для продажи товаров и их беспрепятственного продвижения на рынок. На втором этапе производитель решает, какие виды сбытовых подразделений и посредников способны наиболее эффективно выполнить поставленные задачи. И на третьем этапе он выбирает представителей каждого вида сбытовых органов, наиболее подходящих для решения конкретных задач, и устанавливает с ними деловые отношения.
Выбор логистического канала оказывает серьёзное влияние на повышение эффективности логистического управления. В условиях рыночной экономики организации заинтересованы в оптимизации физического продвижения материальных потоков, поскольку результаты производственно-хозяйственной деятельности во многом зависят от того, насколько правильно выбраны распределительные каналы и сформированы логистические цепи, каковы их мощность и гибкость, достаточно ли широк ассортимент услуг, предоставляемых потребителям, каково их качество и т. д.
Основной целью функционирования систем распределения является выполнение заказов конечных потребителей на возможно более качественном уровне. Координация и повышение эффективности функционирования логистической системы распределения в целом предполагают следующие меры:
координацию работы логистических посредников;
создание интегрированных с производителем готовой продукции распределительных каналов и сетей, позволяющих минимизировать логистические издержки при обеспечении требуемого качества логистического сервиса в распределении;
оптимизацию планирования, контроля и регулирования уровней запасов готовой продукции в распределительной сети;
оптимизацию организационной структуры и количества звеньев в логистической цепи;
оптимизацию параметров физического распределения материальных потоков в распределительных каналах.