4. Политтехнолог – руководитель аналитической группы (аналитик и консультанты):
§ постоянная диагностика округа;
§ мониторинг проводимой агитационной кампании на рейтинг кандидата;
§ создание информационных поводов для кампании кандидата;
§ выявление реакции жителей на пропагандистские акции;
§ мониторинг кампаний конкурентов и СМИ;
§ социологические и иные исследования (ресурсов избирательной кампании и т.д.).
5. Руководитель агитационной сети (добровольцев) – привлекает людей к проведению кампании и руководит ими, т.к. немногие кандидаты могут заплатить всем работающим в кампании, поэтому всегда существует потребность в добровольцах. Он хранит списки добровольцев, через него они получают необходимые материалы для выполнения конкретного задания.
6. Руководитель группы доверенных лиц кандидата:
§ развитие общественных связей кандидата;
§ договоры о встрече с кандидатом на предприятиях и по месту жительства избирателей;
§ встречи с избирателями (публичные выступления от имени кандидата);
|
|
§ представительские функции от имени кандидата в различных инстанциях.
7. Пресс-секретарь или руководитель группы по работе со СМИ.
Им может быть руководитель кампании, а иногда и доброволец, который будет работать полный рабочий:
§ представление кандидата избирателям и СМИ.
§ контакты со СМИ, подготовка выступлений, организация публикаций в печати.
Идеальная кандидатура – человек, который знает местных журналистов или имеет опыт работы с общественностью. Пресс-секретарь должен понимать стратегию кампании. Он должен творчески осмыслить ситуацию и найти политически эффективные пути для того, чтобы основная тема кампании дошла до избирателей. Его задача – цитировать выступления кандидата.
8. Медийщик или руководитель группы рекламы:
§ разработка и исполнение агитационно-пропагандистских мероприятий;
§ подготовка и размещение рекламных и контрпропагандистских материалов в СМИ и уличной рекламе;
§ заказ и распространение наглядной агитации (значки, майки, ручки и т.д.).
9. Руководитель фонда кандидата или Казначей кампании – это главный бухгалтер кампании:
§ знание бухгалтерского дела и законодательства о выборах;
§ контроль за поступлением денег на ведение кампании, в строгом соответствии с законодательством.
§ ведение и оплата счетов;
§ доклады об использовании средств и отчеты о финансовом состоянии. Казначей работает в тесном контакте с руководителем кампании.
10. Юрист – четкое знание и следование избирательному законодательству.
11. Руководитель группы безопасности – обеспечение личной и информационной безопасности кампании.
|
|
Если штаб большой, то целесообразно создать " кухонный" кабинет – это рабочая группа, в которую входит 5 -7 человек. Это люди, которые могут открыто, честно и критично высказаться о кампании, не боясь потерять доверие кандидата. Они должны регулярно встречаться, чтобы оценить ситуацию. "Кухонный кабинет образуют:
1. начальник штаба;
2. главный политконсультант кампании;
3. пресс-секретарь (СМИ, обеспечение агитации);
4. юрист;
5. руководитель агитационной сети.
Кандидат должен председательствовать на встречах "кухонного" кабинета, но ему не обязательно регулярно посещать его заседания.
Второй шаг подготовительного этапа – разработка тактики кампании.
Если стратегия кампании отвечает на вопрос, что надо делать, то тактика – как надо действовать, чтобы достичь поставленной цели.
Назначение тактики – проинформировать население о кандидате, основных целях его программы, сформировать у избирателей мнения и установки, ориентирующие их на поддержку именно этого кандидата. Т.е. тактика подразумевает способы воздействия на сознание и мотивацию избирателей в соответствии с целями кампании.
Тактика – это искусство, которое требует постоянного творчества. Вместе с тем, можно выделить некоторые направления, которые реализуются всеми участниками избирательной кампании.
Первое тактическое направление – создание лозунгов (главного и дополняющих его), т.е. кратких обращений к избирателям, которые становятся лейтмотивом всей избирательной кампании и тиражируется практически во всей рекламной продукции кандидата.
Второе направление – создание информационных поводов.
Третье – подготовка и распространение политической рекламы.
Четвертое – организация выступлений кандидата перед избирателями.
Многообразие тактических приемов, используемых в рамках одной кампании, требует их координации.
Поэтому тактика должна всегда планироваться Þ т.е. составляется план-график всей кампании, т.е. работы кандидата, штаба и привлекаемых лиц, отвечающих за разные направления работы.
Третий шаг подготовительного этапа – разработка избирательной программы.
Каждый кандидат должен иметь программу «как нам обустроить Россию?» (варианты «как нам спасти Россию?», «Что делать?» или «Кто виноват?») – стереотип, доставшийся, во многом, по наследству от советских времен. Что такое программа?
Предвыборная программа – это обобщенные и систематизированные по разделам основные положения, жизненные позиции, намерения и цели деятельности политич. объекта (кандидата), раскрывающие идеологию кампании.
В самом общем виде программа может включать разделы:
§ политический;
§ социально-экономический;
§ культурный:
§ межнациональные отношения и региональная политика;
Зачем нужна программа?
Принципы создания программы:
1. Программа должна "родиться" в ходе развития избирательной кампании.
Сначала программа апробируется на членах штаба и команды кандидата. Затем выясняется реакция различных слоев населения путем исследования (фокус-группы[2]). Возможна апробация программы через публикацию основных ее элементов в прессе и выявление реакции журналистов и населения.
2. Практическое назначение предвыборной программы – база данных, цитатник для агитационной деятельности в ходе кампании.
2 в. Основная стадия выборной кампании (или этап плановой работы)
На этом этапе осуществляется основная агитационная работа, выпуск и распространение агитационно-печатной продукции, размещение материалов в СМИ, проведение встреч с избирателями и т.д.
Для этой стадии характерны высокая интенсивность работ и максимальная степень контроля над избирательным процессом.
|
|
Начало этого этапа – регистрация кандидата
Важно после регистрации политич. объекта быстро начать агитационное воздействие на избирателей. Если регистрации проводилась через сбор подписей, то в результате этой технологии уже можно получить социологический портрет избирательного округа.
Но кроме этого сразу после регистрации кандидата необходимо провести первое социологическое исследование. Его цели:
§ выявление реальных проблем округа:
§ первый рейтинг кандидата и его конкурентов.
После получения результатов социологического исследования необходимо:
§ Конкретизировать программу, т.е. сделать ее более "читабельной" и доступной.
§ На ее основе → избирательная платформа – это более короткий и конкретный документ, формулировки которого должны быть понятны каждому избирателю и должны воздействовать на их эмоциональное восприятие.
Обычный ее объем от 2 до 4 страниц крупным текстом в которых присутствуют 2-3 главных лозунга кампании (т.е. раскрытие первого тактического направления). Обычно распространяется среди избирателей в виде буклета.
§ Подготовка аналитических и информационных материалов.
Собственно избирательная кампания (1,5 – 2 месяца агитации) – для консультанта важно осуществить:
§ правильное применение выборных технологий
§ обучение активистов второго эшелона избирательного штаба;
§ развертывание пропагандистской кампании в отношении "адресных групп" ("стрельба по мишеням");
§ контрпропаганда в отношении политических противников;
Дзержинская "примета" – победа на встрече всех кандидатов.
3 в. Заключительная стадия выборной кампании
Ø "Финишная прямая" – 2 недели до конца кампании.
Самое нервное время. Для этапа характерны возросшая интенсивность работы и их хаотичность, нервозная обстановка в штабе. Как правило, 2 проблемы – или паника или "головокружение" от успехов. Поэтому возрастает необходимость оперативно реагировать на изменение ситуации, т.к. просыпаются даже те кандидаты, которые до этого "спали".
|
|
Чтобы все это минимизировать необходимо второе обязательное социологическое исследование (результаты должны быть готовы за 9-10 дней до завершения агитации). Его цель – подробный рейтинг кандидатов. Срок необходим для того, чтобы скорректировать кампанию.
Кроме этого:
§ подготовка и инструктаж наблюдателей, направляемых на избирательные участки в день голосования;
§ наблюдение за ходом голосования;
§ реакция на результаты выборов.
Ø Отчетный этап – после предварительных итогов голосования