ПРЕДИСЛОВИЕ
Булдык Г.М.
МОДЕЛИ
И
ЭКОНОМИКО – МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Часть I
Минск, 2010
УДК 338.2(075.8)
ББК 65.050я73
Б90
Р е ц е н з е н т ы: доктор физико-математических наук, профессор В.В. Амелькин;
кандидат физико-математических наук, доцент А.Е. Руденок
Б90 Экономико-математические методы и модели.Учебное пособие. – Мн.: ИПП. – 111 с.: ил.
Рассматриваются современные методы математического моделирования различных экономических процессов.
Для студентов экономических специальностей вузов; полезно экономистам-практикам.
Булдык Георгий Митрофанович – доктор педагогических наук, профессор по специальности «Математика». Автор 134 научно-методических работ. Среди них учебник «Статистическое моделирование и прогнозирование», учебные пособия: «Теория вероятностей и математическая статистика», «Сборник задач и упражнений по высшей математике. Теория вероятностей и математическая статистика», «Руководство к решению задач и упражнений по теории вероятностей и математической статистике», «Сборник задач и упражнений по высшей математике».
Основные научные интересы связаны с разработкой современной концепции преподавания математики. Г.М. Булдык является автором монографий: «Формирование математической культуры студентов экономических специальностей», «Многофакторные динамические модели».
© Булдык Г.М., 2010
Моделирование экономических процессов впоследнее время является наиболее быстро развивающимся направлением экономической науки и ее важнейших приложений.
Преимущества математики как средства научного познания раскрываются при построении математических моделей, заменяющих в определенных отношениях исследуемые объекты. Математические модели экономики, отражающие с помощью математических соотношений основные свойства экономических процессов и явлений, представляют собой эффективный инструмент исследования сложных экономических проблем.
В данном учебном пособии основное внимание уделяется приложениям математических методов к исследованию реальных экономических процессов. Показано, что математическое моделирование существенно расширяет возможности экономического анализа, повышает качество принимаемых экономических решений.
Главными задачами курса являются: 1) расширение и углубление теоретических знаний о количественных взаимосвязях и закономерностях экономического развития, механизмах управления народным хозяйством; 2) овладение методологией и методикой построения, анализа и применения математических моделей экономических процессов; 3) изучение наиболее характерных моделей и получение навыков практической работы с моделями, используемыми в практике.
Изучение экономико – математических методов и моделей требует математической подготовки по линейной алгебре, дифференциальному исчислению, дифференциальным уравнениям, теории вероятностей и математической статистике. Математические доказательства утверждений часто опускаются, поскольку основное внимание в учебном пособии уделяется приложениям математического аппарата.
Экономико-математическое моделирование как средство для принятия