Наука управления предприятием не делает различий между концепцией хозяйственной деятельности и принципами деловой активности предприятия. К сожалению, это же можно сказать и в отношении других понятий, например миссия и философия предприятия, философия и политика предприятия, руководитель, управленец или менеджер и даже экономика и управление на предприятии. Последнее, к неуместному объединению специальности и квалификации - экономист-менеджер. Путаница в терминологии на практике не вызывает значительных затруднений и свидетельствует как о темпах развития, так и о проблемах менеджмента, связанных с синтезом знаний управления людьми.
Неоднозначная трактовка понятий объясняется тем, что производственная практика опережает науку. В американской литературе принципы деловой активности, или философия предприятия, стали неотъемлемой частью менеджмента. В Германии эти понятия пробили себе дорогу только в середине 90-х гг. Белорусский же менеджмент только в начале тернистого пути своего формирования. Причем здесь практика отстает от предложений науки. Научный менеджмент остается невостребованным из-за недостаточной стратегической компетентности хозяйственной элиты предприятий, которая не моет, не знает, не умеют или даже не хочет адаптироваться к темпам изменений в различных сферах. В этом случае от разработки концепции деловой активности предприятия, включающей основные правила и ценности при разработке планов, выполнении действий и принятии решений, зависит существование.
|
|
Концепция деловой активности включает:
· миссию предприятия,
· его роль на рынке и в обществе,
· фирменный стиль управления.
В плюралистическом обществе, т.е. там, где отсутствуют общепризнанные ценности, каждому предприятию придется определить свои принципы деловой активности, свои правила игры в рамках действующего законодательства. Такие принципы ориентируются на мораль, религию, культуру, определенные представления о смысле, качестве, сущности жизни и являются критериями решений и действий.
Предприятие всегда находится в определенной социальной среде. Оно само состоит из людей, которые имеют свои жизненные принципы, взгляды, образы, установки, ценности и цели. Классический тип предпринимателя с патриархальным стилем управления, который объявляет свои личные ценности и моральные установки принципами своего предприятия, встречается, по оценкам западных ученых, все реже и реже. Все большее развитие получают средние и крупные предприятия, которыми руководят несколько работающих по найму менеджеров. Таким образом, принципы хозяйствования формируются с учетом требований как собственников, так и наемного персонала и только при согласовании мнений, по крайней мере, нескольких лиц или групп людей.
|
|
Концепция деловой (хозяйственной) активности организации (предприятия), как показывает опыт успешно работающих фирм, включает:
ü ценностные ориентации владельцев предприятия, их представление о его назначении, миссии, кредо;
ü степень самостоятельности предприятия, его роль в регионе, отрасли, обществе;
ü принципы взаимоотношений с сотрудниками;
ü цели предприятия: т.е. какую продукцию и для кого она выпускает, прибыль, инновации, перспективы экономического развития;
ü потенциал предприятия (кадровый, в сфере сбыта, сервиса, науки).
Стоит отметить, что общих правил разработки концепции деловой активности не существует. То же относится и к индивидуальным стилям лидерства или фирменному стилю управления.
Вопросы по теме:
1. Перечислите основные факторы стратегического управления персоналом?
2. Что понимается под кадровой политикой организации?
3. В чем смысл концепции деловой активности предприятия?
4. От чего зависит реализация концепции деловой активности?