Тема 7. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И
Список литературы
Основные термины и понятия
Деньги, функции денег, денежная система, денежная масса, денежные агрегаты, скорость обращения денег, уравнение обмена (уравнение Фишера). Центральный Банк, коммерческий банк, обязательные резервы, избыточные резервы, кредитно-денежная эмиссия, депозитный мультипликатор. Кредитно-денежная политика, инструменты монетарной политики: изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), изменение нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке. Политика дешевых денег, политика дорогих денег.
1. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. М.: Экономистъ, 2005.
2. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – 1040с. Гл. 24, 25.
3. Курс экономической теории: учебник / Под общей редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2007. – 848с. Гл. 20.
|
|
4. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Экономистъ, 2005. ГЛ. 23, 24.
5. Экономическая теория (политэкономия): учебник / Под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлёвой. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 640с. Гл. 29, 30.
6. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. Изд. 3-е, СПб.: Питер, 2004. Гл. 21.
НАЛОГОВО – БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА
7.1 Бюджетная система государства: структура и принципы функционирования
7.2 Государственный бюджет: формирование доходов и расходов. Налоги: содержание, виды, функции. Кривая Лаффера.
7.3 Дефицит бюджета. Внутренний и внешний долг. Их влияние на экономическое развитие.
7.4 Налогово-бюджетная политика правительства: ее цели и механизм осуществления.
1. Бюджетная система государства: структура и принципы функционирования
2. Государственный бюджет: формирование доходов и расходов.
3. Дефицит бюджета. Внутренний и внешний долг. Их влияние на экономическое развитие.
4. Налоги: содержание, виды, функции. Кривая Лаффера. Система налогов в РФ и необходимость ее совершенствования.
7.1 Бюджетная система государства:
Финансовая система государства
Финансы - это совокупность денежных средств общества и связанных с ними экономических отношений. Эти отношения возникают в процессе аккумулирования денег, рационального их распределения и эффективного использования.
Сущность финансов проявляется в их функциях:
1. Распределительная функция заключается в обеспечении субъектов хозяйствования финансовыми ресурсами. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые на решение народно-хозяйственных и иных проблем.
|
|
2. Контрольная. Позволяет контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции, т.к. финансы обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) количественно отображать воспроизводственный процесс.
3. Стимулирующая. С помощью налоговых ставок и льгот государство способствует решения актуальных для общества проблем.
4. Фискальная. При помощи налогов происходит изъятие части доходов у предприятий и граждан для содержания государства и части непроизводственной сферы (наука, искусство).
Совокупность финансовых отношений национальной экономики образует финансовую систему государства. Она состоит из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств.
Централизованные финансы – это государственная бюджетная система. Используются как инструмент регулирования экономики в целом.
Децентрализованные финансы – финансы фирм и предприятий различных форм собственности, муниципальные финансы – бюджеты регионов страны.
Финансы домохозяйств – это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство.
Государственный бюджет
Центральной составляющей государственной бюджетной системы является государственный бюджет (главный централизованный фонд государства).
Государственный бюджет – смета государственных доходов и расходов по источникам поступления и основным каналам распределения за финансовый год, утвержденная в законодательном порядке.
Бюджетное законодательство различает бюджет государства и государственный бюджет. Бюджет государства – это консолидированный бюджет России, это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.
Бюджетная система РФ представляет собой совокупность бюджетов трех уровней:
1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
2. Бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов.
3. Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).
Государственные внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях, имеют целевое назначение: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования.
В основе бюджетного устройства РФ лежат следующие принципы:
· демократизм бюджетного процесса: проект разрабатывается исполнительной властью, утверждается законодательной, исполнение контролируется Счетной Палатой РФ;
· фискальный федерализм: бюджеты всех трех уровней функционируют автономно, каждый из них имеет законодательно определенные источники доходов и направления расходования средств, возможна финансовая помощь вышестоящего бюджета нижестоящему.
Госбюджет в рыночной экономике выполняет следующие функции:
- обеспечивается создание общественных благ;
- создается материальная база для управления рыночными процессами;
- формируется основа для решения социальных задач.
7.2 Государственный бюджет: формирование доходов и расходов
Государственные расходы – расходы, производимые государством с целью создания нормальных условий для проживания населения и частной предпринимательской деятельности. Это расходы на содержание института государства и государственные закупки товаров и услуг. Государственные расходы, в отличие от частных, носят политический характер. Их чрезмерное превышение приводит к финансовой нестабильности в национальной экономике, росту дефицита госбюджета.
Государственные расходы выступают в форме:
|
|
- государственного заказа, который распределяется на конкурентной основе;
- строительства за счет капитальных вложений;
- расходов на управление, оборону;
- социальные выплаты;
- экономическая помощь регионам и т.п.
Доходы государства – та часть национального дохода или ЧНП, которая сосредоточена в руках государства за счет налогов и неналоговых поступлений (доходов от государственных предприятий, процентов по выданным кредитам, рентных платежей, займов, лотерей и т.д.). Налоги на 75% и более формируют доход государственного бюджета.
Государственный бюджет может быть сбалансированным (доходы равны расходам), профицитным (доходы больше расходов) и дефицитным (доходы меньше расходов).
Налоги: содержание, виды, функции
Налог – обязательный платеж, взимаемый государством или местными органами власти с физических и юридических лиц на основе специального законодательства.
Налоги выполняют следующие функции:
1. Фискальная – налоги обеспечивают государство необходимыми финансовыми ресурсами.
2. Распределительная (экономическая) – собранные в бюджет налоги идут на финансирование нужных обществу программ, на расширение или сдерживание производства и т.п.
3. Социальная – поддержание социального равновесия, сглаживание социального неравенства между отдельными группами населения.
Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое определяет элементы налогов. К элементам налогов относятся:
- субъект налога – лицо, которое должно платить налог;
- носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;
- объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог;
- ставка налога – величина налоговых начислений на единицу объекта налога.