На рынке со спросом взаимодействует предложение. Его осуществляют на рынке производители – продавцы.
Зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем больше товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Например, при цене 2 руб. производители согласны продать лишь 7 единиц блага, а при цене 5 руб. – 19 ед.
График предложения (рис. 4.8.а) показывает взаимосвязь между рыночными ценами и количеством товара, которое производители желают предложить к продаже. Если меняется цена, то меняется величина предложения, кривая не сдвигается.
Изменение предложения связано с воздействием неценовых факторов предложения и выражается в смещении кривой предложения вправо S1 (при увеличении предложения) или влево S2 (при уменьшении предложения) от первоначального положения (рис. 4.8 б).
Рис. 4.8 а - кривая предложения,
б - изменения кривой предложения или функция предложения
К основным неценовым факторам предложения относятся:
· число продавцов на рынке; чем больше продавцов-производителей, тем больше предложение.
· цены на ресурсы; снижение цен увеличивает предложение, сдвигает его вправо.
· характер технологии производства; совершенствование технологий увеличивает предложение и сдвигает его вправо.
· налоги и дотации, другие факторы; рост налогов, уменьшение дотаций приводит к снижению предложения и сдвигу его влево.