Полезность и потребительский выбор

Потребитель и рынок.

Рыночная структура и инфраструктура

Сегодня рыночные структуры выступают в самых разнообразных формах. Систематизация многообразия рынков осуществляется путем их классификации. Согласно основным критериям выделяют следующие виды рынков:

· по экономическому назначению объектов купли-продажи: рынки товаров и услуг, рынки средств производства, рынки труда, рынки научно-технических разработок, рынки ценных бумаг;

· по пространственному признаку: местный, национальный, региональный, мировой рынки;

· по степени ограничения конкуренции: свободной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии;

· по характеру продаж: рынки оптовой и розничной торговли, рынки государственных закупок;

· по соблюдению законности: легальные и нелегальные рынки.

Неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура.

Инфраструктура рынка – это комплекс специализированных предприятий и организаций, занимающихся посреднической деятельностью, обслуживающих рыночное хозяйство. К основным элементам инфраструктуры рынка относят:

- биржи и внебиржевое посредничество;

- кредитная система и коммерческие банки;

- страховая система;

- система регулирования занятости;

- информационные центры и т.д.

Основными факторами рыночного саморегулирования являются:

- рыночные цены;

- спрос и предложение товаров и услуг;

- конкуренция.

Кроме того, рыночную экономику обслуживают институты, связывающие рынки в единое целое. К ним относятся транспортная сеть, система коммуникаций, информационные сети, страховые компании, суды и т.д.

Все экономические агенты (государство, частные компании, граждане, бизнесмены и др.) действуют по определенным, строго фиксированным правилам.

Институт – это правила, по которым хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом и осуществляют экономические отношения. Совокупность институтов образует экономическую систему.

Таким образом, институты – создаваемые людьми рамки поведения, которые структурируют политические, экономические и социальные взаимодействия. С этой точки зрения рынок – один из базовых экономических институтов рыночной экономики.

Рыночная экономика ориентирована на потребителя. Поэтому важно знать основные законы поведения потребителя. Три проблемы: полезность, цена и доход составляют содержание теории поведение потребителя.

Полезность – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько потребностей потребителя. Это субъективное понятие.

Полезность блага зависит:

· От потребности в том или ином экономическом благе.

· От предпочтений(т.е. симпатии и антипатии к благу).

· От запаса блага.

Кардиналисты вводят условную единицу – ютиль U, с помощью которой оценивается степень удовлетворения потребностей. Различают общую и предельную полезность.

Общая полезность (TU) – сумма полезностей отдельных благ.

График кривой общей полезности характеризует функцию полезности U=f(Q), которая показывает, что с ростом количества потребляемого блага общая полезность сначала растет, а затем убывает (рис. 4.3).

Предельная полезность (MU) – это полезность последней единицы блага.

МU= ∆ ТU/ ∆Q (4.1)

Кривая предельной полезности показывает, что полезность потребляемых одна за другой единиц благ постепенно убывает, так как растет степень удовлетворения потребностей (рис. 4.3).

Например, если человек испытывает жажду, то предельная полезность первого стакана воды будет выше, чем всех последующих. И настанет момент, когда определенный стакан воды принесет отрицательную предельную полезность, т.е. принесет вред, а не пользу, следовательно, общая полезность от всех выпитых стаканов воды начнет снижаться. Это первый закон Госсена или закон убывающей предельной полезности.

Рисунок 4.3 Общая и предельная полезность

Цена блага определяется предельной полезностью. Так как предельная полезность блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество продукции лишь в том случае, если снизит цену. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса.

Рациональный потребительский выбор - это выбор, максимизирующий функцию полезности в условиях ограниченности денежного дохода.

Правило максимизации полезности или условие равновесия потребителя: потребитель так расходует свой денежный доход, что последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида продуктов, принесет одинаковую предельную полезность (второй закон Госсена).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: