Трудовая теория стоимости и теория предельной полезности
Существует 2 теории стоимости: трудовая теория и теория предельной полезности.
Трудовая теория стоимости. Представители: Смит, Риккардо, Маркс. Идеи:
1. Качественно разнородные товары подлежат эквивалентному обмену, потому что все они обладают общим свойством – стоимостью, поэтому они могут обмениваться в равной меновой пропорции.
2. Стоимость товаров характеризуется общественно необходимым трудом товаропроизводителей, равенство товаров по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда.
3. Труд, характеризующий стоимость, различается по сложности и качеству (простой, неквалифицированный и сложный высококвалифицированный). Причем сложный труд, по Марксу, это простой труд, возведенный в степень.
4. Количество труда измеряется рабочим временем.
Анализ: «+» – впервые был найден критерий равного справедливого эквивалентного обмена.
«–» – 1) очень сложно свести всё многообразие трудовой деятельности к одному простому понятию «труд», поскольку труд может быть простой и сложный, умственный и физический, квалифицированный и неквалифицированный.
2) теория абсолютизирует количественную сторону труда, не учитывая его качества (способност.).
С точки зрения этой теории главная роль в ценообразовании принадлежит производителю и продавцу.
Теория предельной полезности. Представители: Менгер, Визер. Они отказались от трудовой теории стоимости, сделав вывод, что она не верна и создали альтернативную теорию – теорию предельной полезности. Вместо понятия «стоимость» ввели «полезность».
Полезность (ценность) – индивидуальная субъективная оценка покупателем привлекательности товара. Критерии полезности товара для покупателя:
- полезность товара как ценность (важность, нужность);
- важность удовлетворения потребности в данный момент;
- степень насыщения покупателя данным товаром;
- редкость товара в природе.
Закон убывающей предельной полезности: полезность каждой последующей единицы продукции для покупателя снижается по мере насыщения покупателя данным товаром.
Анализ: «-» - субъективизм понятия «полезность».
«+» - эта теория учитывает психологию покупателя, она находится на стыке экономики и психологии.
С точки зрения этой теории, решающее слово в ценообразовании принадлежит покупателю.
Примирил эти 2 теории Альфред Маршалл, который сделал вывод о том, что и спрос, и предложение одинаково влияют на формирование цены (пример с ножницами).
Суть (по Смиту): товары должны обмениваться по стоимости, т.е. по равному количеству вложенного труда.
Цена – это форма выражения стоимости, но поскольку цена формируется на рынке под действием спроса и предложения, а стоимость – еще в процессе производства как количество вложенного труда, поэтому цена может либо совпадать со стоимостью, либо не совпадать.
1) если спрос превышает предложение, то цена поднимается выше стоимости;
2) если предложение превышает спрос, то цена опускается ниже стоимости
3) только когда спрос соответствует предложению – цена совпадает со стоимостью.
Если цена растет, то это – сигнал для производителя о том, что рынок не насыщен и можно увеличивать объемы производства. Производитель это делает, рынок насыщается и перенасыщается. Цена начинает снижаться.
Это – сигнал, что рынок перенасыщен и нужно уменьшать объем производства. Производитель уменьшает… И так до тех пор, пока спрос не уравновесится с предложением (тогда цена совпадёт со стоимостью).
ЛЕКЦИЯ № 5. ФАКТОРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА