Вопрос 36. Философия Иммануила Канта
1. Основоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант
(1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского
университета.
Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:
• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);
• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).
В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на
проблемы естествознания и природы.
В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы
деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики,
этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в
связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских
произведений Канта:
• "Критика чистого разума";
• "Критика практического разума";
• "Критика способности суждения".
2. Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода
были проблемы бытия, природы, естествознания. Новаторство Канта при
исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых
философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил
проблеме развития.
Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:
• Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в
космосе частиц материи в результате
107
вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и
взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его
частиц.
• природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и
неизменна;
• природа находится в постоянном изменении и развитии;
• движение и покой относительны;
• все живое на земле, в том числе и человек, — результат естественной
биологической эволюции.
В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоззрения того времени:
• механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю
причину;
• данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это,
современники Канта считали, что его открытия (особенно о возникновении
Солнечной системы и биологической эволюции человека) по своей значимости
соизмеримы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).
3. В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг.
XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания.
В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма —
невозможности познания окружающей действительности.
Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей
познания именно объект познавательной деятельности — бытие, окружающий мир,
который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн.
Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании
является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной
деятельности — человек, а точнее, его разум.
Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то
есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом
познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности)
познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые
противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.
Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА
Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.Мир не имеет начала
во времени и безграничен.
108
Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ
Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых..В мире
нет ничего простого.
Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ
Существует не только причинность по законам природы, но и свобода.Свободы
не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по
законам природы.
Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА
Есть Бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего.Бога нет.
Нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущего.
С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных
положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, -
доказательство наличия границ познавательных способностей разума.
Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как
результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих
знание:
• апостериорное знание;
• априорное знание;
• "вещь в себе".
Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта.
Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку
каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на
практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает,
что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не
подверженные плавлению; или "все лебеди белые", но иногда в природе могут
встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное)
знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может
претендовать на всеобщность.
Априорное знание — доопытное, то есть то, которое существует в разуме
изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: "Все тела
протяженные", "Человеческая жизнь протекает во времени", "Все тела имеют массу".
Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной
проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров
или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное
(доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами
всеобщности и необходимости.
109
Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначально истинном) знании
была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине
ХХ в. теория относительности поставила ее под сомнение.
"Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе"
— это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.
4. Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:
• внешний мир первоначально осуществляет воздействие ("аффицирование") на
органы чувств человека;
• органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде
ощущений;
• человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы,
ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная
картина окружающего мира;
• целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании
ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира,
который не имеет ничего общего с реальным миром;
• реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в
себе" — субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;
• человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и
явлений окружающего мира — "вещей в себе", но не их внутреннюю сущность.
Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:
• собственные (внутренние для разума) границы, за которыми
возникают неразрешимые противоречия — антиномии;
• внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.
5. Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от
непознаваемых "вещей в себе" — окружающего мира, также, по Канту, имеет свою
структуру, которая включает в себя:
• формы чувственности;
• формы рассудка;
• формы разума.
Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувственности — пространство и
время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения,
размещая их в пространстве и времени.
110
Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно
общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и
систематизация первоначальных ощущений, размещенных в "системе координат"
пространства и времени. (Примеры категорий — количество, качество,
возможность, невозможность, необходимость и т. д.)
Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие
идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.
Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях. 6. Большая заслуга
Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в
переводе с греческого — высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью
которых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких
вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками,
характеризуемыми данными категориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать
и делит их на четыре класса по три в каждом.
Данными классами являются:
• количество;
• качество;
• отношение;
• модальность.
(То есть все в мире обладает количеством, качеством, отношениями,
модальностью.)
Сами категории:
• количества — единство, множество, цельность;
• качества — реальность, отрицание, ограничение;
• отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция
(самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;
• модальность — возможность и невозможность, существование и несуществование,
необходимость и случайность.
Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру:
первые две категории каждого из четырех классов — противоположные
характеристики свойства класса, третьи — их синтез. Например, крайними
противоположными характеристиками количества являются единство и множество, их
синтезом - цельность; качества - реальность и отрицание (нереальность), их
синтез -ограничение и т. д.
Согласно Канту с помощью категорий — предельно общих характеристик всего сущего
— рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по "полочкам разума"
хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная
мыслительная деятельность.
111
7. Наряду с "чистым разумом" — сознанием, осуществляющим мыслительную
деятельность и познание, Кант выделяет "практический разум", под которым
понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом
произведении — "Критика практического разума".
Главные вопросы "Критики практического разума":
• Какой должна быть мораль?
• Что есть моральное (нравственное) поведение человека? Осмысливая данные
вопросы, Кант приходит к следующим
выводам:
• чистая нравственность — признанное всеми добродетельное общественное сознание,
которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное;
• между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями,
интересами людей) существует сильное противоречие;
• мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и
должны подчиняться только моральному закону.
И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и
безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: "Поступай так,
чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".
В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный
Кантом, понимается следующим образом:
• человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;
• человек должен относиться к другому человеку (как и он -мыслящему существу и
уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.
8. В своей третьей книге критического периода — "Критика способности суждения"
— Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности:
• целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, которые должен
максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);
• целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл — в организации
живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении,
развитии);
• целесообразности духа (наличие Бога).
9. Социально-политические взгляды И. Канта:
• философ считал, что человек наделен изначально злой природой;
• видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному
закону (категорическому императиву);
112
• был сторонником распространения демократии и правового порядка — во-первых, в
каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и
народами;
• осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества;
• считал, что в будущем неизбежно наступит "высший мир" — войны будут либо
запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.
10. Историческое значение философии Канта в том, что им было:
• дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной
системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов);
• выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека
(антиномии, "вещи в себе");
• выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют
каркас мышления;
• сформулирован категорический императив — моральный закон;
• выдвинута идея демократии и правового порядка как в каждом отдельном
обществе, так и в международных отношениях;
• осуждены войны, предсказан "вечный мир" в будущем, основанный на
экономической невыгодности войн и их правовом запрете.
Вопрос 37. Философия Гегеля
1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) — профессор Гейдельбергского, а
затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов
своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого
классического идеализма.
Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были
выдвинуты и подробно разработаны:
• теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является
абсолютная идея — Мировой дух);
• диалектика как всеобщий философский метод.
К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:
• "Феноменология духа";
• "Наука логики";
• "Философия права".
2. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и
мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское
понятие — абсолютной идеи.
Абсолютная идея - это:
• единственно существующая подлинная реальность;
113
• первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
• Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.
Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является
отчуждение.
Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в
виде:
• окружающего мира;
• природы;
• человека;
• а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный
ход истории возвращается снова к самому себе: то есть происходит круговорот
Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух — отчуждение — окружающий
мир и человек — мышление и деятельность человека — реализация духом самого себя
через мышление и деятельность человека — возвращение Абсолютного духа к самому
себе. Само отчуждение включает в себя:
• творение материи из воздуха;
• сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) —
через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя;
• искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира.
Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной
идеи. Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке
абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер,
индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.
Через человека Мировой дух:
• проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;
• целенаправленно и закономерно движется — действия, поступки человека, ход
истории;
• познает себя через познавательную деятельность человека;
• творит — в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной
человеком.
3. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им
впервые было четко сформулировано понятие диалектики.
Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования
Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:
• все - Мировой дух, "конечный дух" — человек, предметы и явления окружающего
мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь,
тепло и холод,
114
молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т.
д.);
• данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии
по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и
взаимодействуют;
• единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в
мире (то есть основа всеобщего существования и развития).
Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:
• существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);
• данному тезису всегда находится антитезис — его противоположность;
• в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез —
новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более
высоком уровне развития;
• данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза
противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.
Например:
В качестве самого первого тезиса,- с которого начинается всеобщее развитие,
Гегель выделяет тезис "бытие" (то есть то, что существует). Его антитезис —
"небытие" ("абсолютное ничто"). Бытие и небытие дают синтез - "становление",
который
115
является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии по
указанной схеме.
По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно противоречия являются
движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы
развитие невозможно. 4. В своих исследованиях Гегель стремится понять:
• философию природы;
• философию духа;
• философию истории;
• а значит, и их сущность.
Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис
идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:
• субъективный дух;
• объективный дух;
• абсолютный дух.
Субъективный дух — душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для
себя").
Объективный дух - следующая ступень духа, "дух общества в целом". Выражением
объектов нового духа является право — данный свыше, изначально существующий как
идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между
людьми. Право — реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением
объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство.
Абсолютный дух — высшее проявление духа, вечно действительная истина.
Выражением Абсолютного духа являются:
• искусство;
• религия;
• философия.
Искусство — непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди
людей, согласно Гегелю, "увидеть" и отобразить абсолютную идею могут лишь
талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства.
Религия — антитезис искусства. Если искусство — абсолютная идея, "увиденная"
гениальными людьми, то религия — абсолютная идея, открытая человеку Богом в
виде откровения.
Философия — синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания
абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными
людьми — философами. Философия — полное раскрытие всех истин, познания
Абсолютным духом самого себя ("мир, схваченный мыслью" —
116
по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.
Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято,
и должен включать в себя:
• философию природы;
• антропологию;
• психологию;
• логику;
• философию государства;
• философию гражданского общества;
• философию права;
• философию истории;
• диалектику — как истину всеобщих законов и принципов. История, по Гегелю,
процесс самореализации Абсолютного
духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть
процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель
делит всю историю человечества на три больших эры:
• восточную;
• антично-средневековую;
• германскую.
Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) — такой период истории,
когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь
один человек — фараон, китайский император и т. д., а все остальные являются
его рабами и слугами.
Антично-средневековая эра - период, когда себя стала осознавать уже группа
людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы),
однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от "верхушки" и служит
ей.
Германская эра — современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.
5. Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля:
• государство — форма существования Бога в мире (по своей силе и "возможностям"
воплощенный Бог);
• право - наличное бытие (воплощение) свободы;
• общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть
принесены в жертву общему благу;
• богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с
которой нужно мириться;
• противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двигатель прогресса;
117
• противоречия и конфликты между государствами, войны — двигатель прогресса во
всемирно-историческом масштабе;
• "вечный мир" приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны,
наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о
бытии и
сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием,
разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие —
сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.
Вопрос 38. Философия субъективного идеализма
1. В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), которые считали, что
первичная по отношению к материи идея существует сама по себе как объективная
реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма
были убеждены в том, что:
• во-первых, единственной реальностью является идея;
• во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание
человека является существенной реальностью, вне которого ничего не существует.
Видными представителями субъективного идеализма являлись Беркли, Юм, Фихте.
2. Джордж Беркли (1685 — 1753) — английский философ нового времени, субъективный
идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:
• само понятие материи ложно;
• существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой
нет;
• материализм — тупиковое направление в философии, материалисты не способны
доказать первичность отдельных вещей (которые они именуют материей) по
отношению к идее;
• наоборот, первичность идеи легко доказуема — перед изготовлением любой вещи
существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в
сознании Бога-творца;
• единственная очевидная реальность есть сознание человека;
• со смертью человека и его сознания исчезает все;
• идеи — это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир
подстраивается под идеи;
• высшим доказательством первичности идеи является существование Бога; Бог
вечно существует и не может исчезнуть, в
118
то время как его творенье, окружающий мир непостоянен,
хрупок и всецело зависит от него.
3. Дэвид Юм (1711 — 1776) - другой английский философ, субъективный идеалист —
придерживался следующих взглядов:
• проблема отношения бытия и духа неразрешима;
• человеческое сознание склонно к идеям;
• сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс
роста его идеальной силы — опыта, знаний, чувств);
• без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы
ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир;
• человек состоит из двух идеальных начал: "впечатления внешнего опыта" —
приобретенные знания и опыт; "впечатления внутреннего опыта" — аффекты,
страсти;
• аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.
4. Особый вклад в разработку системы субъективного идеализма внес Иоганн Готлиб
Фихте (1762 — 1814) — представитель немецкой классической философии, профессор
(в последний годы жизни — ректор) Берлинского университета.
Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение так называемой "Я-концепции"
Повод к ее выдвижению — противоречия в философии Канта, учеником и сторонником
которого был Фихте. Главное противоречие Фихте видел в кантовском разделении
познающего субъекта (человека) и непознаваемого окружающего мира ("вещей в
себе"). Данное разделение, по Фихте, как и идеал об ограниченных познавательных
возможностях разума, антиномиях, окончательно лишает философию надежды выполнить
ее главную задачу - объединить бытие и мышление.
Фихте идет дальше своего учителя Канта:
• отвергает саму идею "вещей в себе" — непознаваемой разумом внешней
реальности;
• единственной реальностью провозглашает внутренне, субъективное, человеческое
"Я", в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путем
помещения бытия внутрь мышления, причем субъективного, перенесения субъекта в
объект);
• считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного
"Я";
• вне мышления, вне "Я" самостоятельной окружающей действительности нет;
119
• само "Я" — не просто сознание человека, это движение, творящая сила,
вместилище окружающего мира, наддействительность, фактически высшая субстанция
(по аналогии с высшей субстанцией — Богом в философии Декарта и Спинозы).
"Я" имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые Фихте описываются
диалектически по схеме "тезис — антитезис — синтез", а именно:
• Абсолютное Я полагает само себя ("Я" полагает Я);
• "Я" полагает (образует) "не-Я" — внешнюю окружающую действительность
(антитезис);
• "Я" (активное творение, начало, субъект, сознание человеческой личности)
взаимодействует с "не-Я" (пассивным началом — окружающим миром) внутри
Абсолютного Я (вместилища, высшей субстанции).
Взаимодействие между "Я-человеком" и "не-Я" — окружающим миром внутри
"Абсолютного Я" — субъективного духа может быть:
• практическим (от "Я" — к "не-Я"; "Я" — творит, определяет "не-Я", основной вид
взаимодействия);
• теоретическим (от "не-Я" к "Я" — второй, более редкий вид взаимодействия,
эмпирический, передача опыта, информации из "не-Я" — окружающего мира - в "Я"
(конкретное сознание). Другой вопрос философии Фихте — проблема свободы. По
Фихте, свобода — добровольное подчинение всеобщей необходимости. Вся
человеческая история — процесс распространения свободы, путь к ее торжеству.
Основа всеобщей свободы — наделение всех частной собственностью.
В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного
идеализма (солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма — начал
признавать объективный высший дух, существующий независимо от человеческого
сознания, объективную реальность - воплощение духа.
120
Преждевременная смерть в расцвете сил (в 1814 г.) помешали Фихте внести
изменения и глубже проработать "Я-концепцию". Несмотря на то, что "Я-концепция"
осталась незавершенной и была не понята и не принята многими его современниками
(особенно материалистами), она остается оригинальным взглядом на окружающий
мир, его устройство, нетрадиционной попыткой его философского осмысления.
Вопрос 39. Философия Шеллинга
1. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 — 1854) был видным представителем
объективного идеализма немецкой классической философии, другом, затем
оппонентом Гегеля. Пользовался большим авторитетом в философском мире Германии
в начале XIX в. до появления Гегеля. Проиграв Гегелю открытую философскую
дискуссию в 20-е гг. XIX в., потерял свое прежнее влияние и не сумел его
восстановить даже после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском
университете.
Главная цель философии Шеллинга — понять и объяснить "абсолютное", то есть
первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три
основных этапа:
• натурфилософию;
• практическую философию;
• иррационализм.
2. В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиций
объективного идеализма. Суть философии природы Шеллинга в следующем:
• прежние концепции объяснения природы ("не-Я" Фихте, субстанции Спинозы)
неистинны, поскольку в первом случае (субъективные идеалисты, Фихте) природа
выводится из сознания человека, а во всех остальных (теория субстанции Спинозы и
др.) дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются
"втиснуть" природу в какие-либо рамки);
• природа есть "абсолютное" — первопричина и первоначало всего, охватывающее все
остальное;
• природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум;
• материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями
абсолютного разума;
• природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и
неживая природа, материя, поле, электричество, свет);
121
• движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних
противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и
минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.).
3. Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического
характера, хода истории.
Главной проблемой человечества в целом и главным предметом философии, по
Шеллингу, является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой
природе человека и является главной целью всего исторического процесса. При
окончательной реализации идеи свободы люди создают "вторую природу" — правовой
строй. В дальнейшем правовой строй должен распространяться от государства к
государству, и человечество должно в итоге прийти к всемирному правовому строю
и всемирной федерации правовых государств.
Другой важнейшей проблемой (наряду с проблемой свободы) практической философии
Шеллинга является проблема отчуждения. Отчуждение — противоположный изначальным
целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с
реальной действительностью. (Пример: перерождение высоких идеалов Великой
Французской революции в противоположную реальность — насилие, несправедливость,
еще большее обогащение одних и обеднение других; подавление свободы).
Философ приходит к следующим выводам:
• ход истории случаен, в истории царит произвол;
• и случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены
жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить;
• теория (замыслы человека) и история (реальная действительность) очень часто
противоположны и не имеют ничего общего;
• в истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость
приводит к еще большему порабощению и несправедливости.
В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму — отрицанию какой-либо логики
закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как
необъяснимого хаоса.
Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической
философии, начало перехода к материализму
1. Философия Людвига Фейербаха (1804 — 1872) считается завершающим этапом
немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант,
Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и
мировой философии.
Главное направление философии Фейербаха — критика немецкого классического
идеализма и обоснование материализма.
Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя
Греция — Демокрит и Эпикур; Англия нового времени - Бэкон, Локк; Франция -
просветители-материалисты), однако указанные материалистические философские
школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и
отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным
влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и
существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).
Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного
материализма, основными чертами которого были:
• полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового
религиозного влияния;
• попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из
человеческой природы;
• материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем
окружающего мира и человека;
• большой интерес к социально-политическим вопросам;
• убеждение в познаваемости окружающего мира. Философия Фейербаха стала
водоразделом между немецкой
классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма.
Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская
философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала
общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX - первой
половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР,
Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая
философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.)
стала официальной и общеобязательной.
123
2. Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической
философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:
• отвергает идею тождества бытия и мышления;
• не признает наличия абсолютной идеи — самостоятельной субстанции и
превопричины материального мира;
• логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в
материальный мир — окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная
идея — лишь догадка разума, выдумка Гегеля;
• не признает единства философии и религии;
• отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).
Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам,
обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.
3. В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию
антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:
• единственно существующими реальностями являются природа и человек;
• человек является частью природы;
• человек есть единство материального и духовного;
• человек должен стать главным интересом философии;
• идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
• Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог — плод
воображения человека;
• природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не
уничтожима;
• все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи.
4. Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от
прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими
материалистическими взглядами и идей существования Бога, — деистов и др.,
Фейербах:
• выступает с атеистических позиций;
• тесно увязывает проблему Бога с антропологией.
Можно выделить следующие основные положения атеистическо-антропологической
теории Л. Фейербаха:
• Бога как самостоятельной реальности нет;
• Бог — порождение сознания человека;
• религия — глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не
имеет ничего общего с реальностью;
124
• распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его
тяжелым жизненным условиям;
• корни религии — в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его
зависимости от него и незащищенности;
• мысль о Боге — сверхсильном разумном существе — утешает человека, притупляет
его страх и аффекты;
• Бог — идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя
видеть человек;
• Бог в действительности не является творцом, Он — творение человека, его
разума, в то время как истинный творец (а не творенье) — человек.
5. Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология).
Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных
познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней
сущности вещей и явления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно
Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума
безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не
сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта,
роста научно-технического прогресса.
Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и
в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: "То, что не познаем мы,
познают наши потомки".
Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в
основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Таким
образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при
соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.
6. Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его
антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:
• человек — уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом,
чувствами, желаниями;
• полнокровная реализация человеком своего "Я" возможно только во взаимодействии
с "Ты" (то есть другими людьми) — человек может жить только в обществе;
• основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать
религия;
• данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное
сверхъестественное существо — в Бога, а на иных принципах;
125
• необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т.
д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри
семьи как наиболее отвечающей природе человека;
• смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.
Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов
1. Вульгарный (от французского — простой, примитивный, обычный) материализм —
направление в философии, получившее широкое распространение в XIX веке.
Сторонники вульгарного материализма:
• полностью отрицали дух (идею) как реальность;
• единственной реальностью считали материю;
• отрицали за сознанием качество идеальности, пытались объяснить сознание как
химический процесс;
• были атеистами;
• в своих исследованиях опирались на достижения естественных наук (закон
сохранения энергии, закон сохранения материи, социальный дарвинизм и др.);
• придерживались идеи географического детерминизма (влияние географии, климата
на человека и иные процессы бытия);
• отвергали диалектику;
• всему стремились дать однозначное объяснение, исключающее двойственность и
противоречия (по принципу "черное — белое");
• значительно упрощали положения традиционного материализма.
2. Представителями вульгарного материализма были Бюхнер, Фохт, Молешотт.
Людвиг Бюхнер (1824 — 1899) — философ, вульгарный материалист,
врач-естествоиспытатель по основной профессии. Написал книги: "Природа и
наука", "Психическая жизнь животных", "Дарвинизм и социализм".
В своей философии Бюхнер:
• обосновывал несостоятельность идеалистических философских концепций;
• лучшим и наиболее истинным философским учением считал философию Людвига
Фейербаха;
• был последователем "социал-дарвинизма" — механически переносил законы жизни и
взаимоотношений животных на жизнь людей и общества.
Яков Молешотт (1822 - 1893) выдвинул теорию, согласно которой мышление есть
физиологический процесс.
126
Карл Фохт (1817 - 1895) - философ, вульгарный материалист,
врач-естествоиспытатель по профессии:
• критиковал библейское учение о происхождении человека;
• считал человека близким родственником обезьяны;
• враждебно относился к идее социализма, поскольку, по его мнению, она не
соответствует естественной природе человека;
• считал мышление и сознание физиологическо-химическим процессом — "мозг
выделяет мысль, как печень желчь".
Вопрос 42. Философия марксизма
1. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом
Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX
в. и является составной частью более широкого учения — марксизма, который
наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и
социально-политическую проблематику (научный коммунизм).
Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она
получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала
интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой
половине ХХ вв.
В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки)
марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной
идеологии и была превращена в догму.
Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и
приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической
революции и реальности постиндустриального общества.
2. Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:
• предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских
материалистов XVII в. — Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII
в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха
середины XIX в.);
• бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и
энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых
организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля,
фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);
127
• крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство,
идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;
• нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 —
1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);
• кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из
революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и
нравственности).
3. Главными произведениями основателей марксизма являются:
• "Тезисы о Фейербахе" К. Маркса;
• "Капитал" К. Маркса;
• "Экономическо-философские рукописи 1844 г." К. Маркса;
• "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса;
• "Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Энгельса;
• "Диалектика природы" Ф. Энгельса;
• "Анти-Дюринг" Ф. Энгельса;
• "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Ф. Энгельса;
• "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса.
4. Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух
больших разделов — диалектического материализма и исторического материализма
(нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).
5. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое
понимание истории (исторический материализм). Суть исторического материализма в
следующем:
• на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей
жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли
производственные отношения (продажа собственного труда, материальное
производство, распределение);
• производственные отношения, уровень производительных сил образуют
экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и
общества, общественных отношений;
• указанные государственные и общественные институты, общественные отношения
выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;
128
• базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;
• в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных
отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются
общественно-экономические формации — первобытнообщинный строй (низкий уровень
производственных сил и производственных отношений, зачатки общества);
рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский
• способ производства - особая общественно-экономическая формация, экономика
которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством
труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет,
Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной
собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное
производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками
средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое)
общество — общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при
государственной (общественной) собственности на средства производства;
• рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных
отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического
строя;
• уровень экономики, материальное производство, производственные отношения
определяют судьбу государства и общества, ход истории.
6. Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются
следующие понятия:
• средства производства;
• отчуждение;
• прибавочная стоимость;
• эксплуатация человека человеком.
Средства производства - уникальный товар, функция труда высшего уровня,
позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо
средств производства необходима сила, обслуживающая их, - так называемая
"рабочая сила".
В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей
массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной
товар - средства производства - сосредоточиваются в руках немногих
собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и
самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных
потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в
качестве наемной рабочей силы за заработную плату.
129
Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда
(в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной
стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в
новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной
стоимости.
Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в
установлении новых, социалистических (коммунистических)
общественно-экономических отношений, при которых:
• будет ликвидирована частная собственность на средства производства;
• будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов
чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;
• частная собственность на средства производства будет заменена общественной
(государственной);
• произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами
общества благодаря справедливому распределению.
7. В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена
диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не
идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была
поставлена марксистами с "головы на ноги". Можно выделить следующие основные
положения диалектического материализма:
• основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
• сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи
отражать саму себя;
• материя находится в постоянном движении и развитии;
• Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для
объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его
невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на
окружающую действительность;
• материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего
существования;
• важным фактором развития является практика - преобразование человеком
окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;
• развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы
противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
130
Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта
1. Позитивизм — направление философии, сутью которого является стремление
поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение
философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг. XIX столетия, прошел большую
эволюцию (махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распространен и
популярен в современную эпоху.
Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857) - французский
философ, ученик Сен-Симона. Также большой вклад в становление и развитие
позитивизма внесли Джон Милль (1806 - 1873) и Герберт Спенсер (1820 - 1903).
2. По мнению Конта, философский спор между материализмом и идеализмом не имеет
серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от
материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании.
Это значит, что:
• философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;
• для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и
опираться на достижения других наук;
• основной путь для получения научного знания в философии — эмпирическое
наблюдение;
• философия должна исследовать лишь факты, а не их причины, "внутреннюю
сущность" окружающего мира и другие далекие от науки проблемы;
• философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера
при исследовании;
• философия не должна стремиться стать "царицей наук", сверхнаукой, особым
общетеоретическим мировоззрением — она должна стать конкретной наукой,
опирающейся на арсенал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и занять
свое место среди других наук.
3. Конт также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллектуальной и
технической. В этой связи философом были выделены:
• три стадии интеллектуального развития;
• три стадии технического развития.
К стадии интеллектуального развития относятся:
• теологическая (мировоззрение основано на религии);
• метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на
несистематическом, вероятностном знании);
• позитивная (основана на науке).
131
К стадии технического развития относятся:
• традиционное общество;
• доиндустриальное общество;
• индустриальное общество.
Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг
другу:
• теологическая — традиционному обществу;
• метафизическая - доиндустриальному обществу;
• позитивная (научная) — индустриальному обществу. Философия Конта лишь заложила
основы позитивизма. В дальнейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская
философия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов.
Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея
1. Немецкая классическая философия (олицетворением которой стало творчество
Канта, Фихте, Шеллинга и особенно Гегеля) внесла большой вклад в развитие
мировой философии и максимально полно для своего времени объяснила сущность
бытия, познания, других философских проблем с позиций идеализма.
Однако с идеалистическим объяснением картины окружающего мира классиками
немецкой философии согласились не все.
Во второй половине XIX в. выделились два главных направления, по которым шла
критика немецкой классической философии, особенно гегельянства:
• "критика слева", представленная материалистической философией Л. Фейербаха,
К. Маркса и Ф. Энгельса;
• "критика справа", представленная так называемой неклассической
идеалистической философией.
2. Неклассическая идеалистическая философия ставила своей целью критиковать
немецкую классическую философию, особенно Гегеля, используя не новые подходы
(как это делали материалисты и позитивисты), а старые. Представители
неклассической философии пытались объяснить мир, как и "классики", с позиций
идеализма, но идеализма старого, догегелевского и доклассического (например,
платоновского и др.) и найти новые, оригинальные подходы в рамках старого
доклассического идеализма.
Двумя основными направлениями неклассической идеалистической философии XIX в.
являлись иррационализм и "философия жизни" и были, главным образом,
представлены творчеством Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.
132
3. Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего
мира как целостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и саму
идею развития.
Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть
разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов
развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например
аффектам, воле.
Видным представителем иррационализма являлся Артур Шопенгауэр (1788 — 1860). В
своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал
вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии
провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой,
определяющей все в окружающем мире является воля.
В своей книге "Мир как воля и представление" философ выводит логический закон
достаточного основания. Согласно данному закону истинная философия должна
исходить не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как
субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом
сознания.
В свою очередь, представления (а не объективная действительность и не познающий
субъект) делятся на объект и субъект. Именно в основе объекта представлений и
лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре
самостоятельных закона:
• закон бытия — для пространства и времени;
• закон причинности — для материального мира;
• закон логического основания — для познания;
• закон мотивации для действий человека.
Таким образом, окружающий мир (представление объекта) сводится к бытию,
причинности, логическому основанию и мотивации.
Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человека
осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:
• непосредственного познания;
• отвлеченного (рефлективного) познания;
• интуиции.
Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру,
- абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять
все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который
лежит в основе мироздания.
133
Воля:
• лежит в основе сознания;
• является всеобщей сущностью вещей.
При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шопенгауэр опирается на
кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются
(аффицируются) лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность
является неразрешенной загадкой ("вещью в себе").
Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма:
• окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;
• сущность же мира, его вещей, явлений есть не "вещь в себе", а воля;
• мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и
миром воли;
• точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во
всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в
мире, движение предметов, возникновение явлений;
• воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде
"бессознательной", "дремлющей" воли;
• окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.. Помимо проблемы воли
Шопенгауэр рассматривает и иные
"насущные" философские проблемы — человеческой судьбы, свободы, необходимости,
возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит
пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания
Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не
только над природой, но и над собственной судьбой.
Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе вещей и явлений и
подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной
воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое
счастье.
Философия Шопенгауэра (его учение о четверояком законе достаточного основания,
волюнтаризм, пессимизм и др.) была не понята и не принята многими из его
современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в
развитии неклассической идеалистической философии (иррационализма, символизма,
"философии жизни") и позитивизма. 4. Продолжателем философских традиций
Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900). Ницше считается основоположником
родственной иррационализму "философии жизни".
134
Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается
как мир в аспекте его данности познающему субъекту, единственная реальность,
существующая для конкретного человека.
Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в
жизни, приспособиться к окружающему миру.
В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько
видов воли человека:
• "воля к жизни";
• воля внутри самого человека ("внутренний стержень");
• неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты;
• "воля к власти".
Последней разновидности воли — "воле к власти" — философ уделяет особое
внимание. По Ницше, "воля к власти" в большей или меньшей степени присуща
каждому человеку. По своей природе "воля к власти" близка к инстинкту
самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека
стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека. Также
согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно
стремится к расширению своего "Я" во внешнем мире, экспансии "Я".
Философия Ницше (особенно ее главные идеи — высшей ценности для человека жизни,
"воля к жизни", "воля к власти") была предшественницей ряда современных западных
философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни —
прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др. 5. Вильгельм Дильтей (1833 -
1911) также принадлежал к числу представителей направления "философии жизни".
Дильтей подверг критике философию Гегеля, в которой все многообразие
окружающего мира и уникальность человеческой жизни сводились к мышлению (идее).
Вместо мышления (идеи) Дильтей предложил в основу философии положить понятие
"жизнь".
Жизнь — способ бытия человека в мире. Жизнь обладает такими признаками, как:
• целостность;
• наличие многообразного духовного начала;
• неразрывное единство с высшим миром.
Согласно Дильтею философия должна прекратить "схоластические" дискуссии о
материи, сознании, диалектике и др. и сосредоточить все внимание на изучении
жизни как особого феномена во всех ее проявлениях.
135
Также Дильтей уделял большое внимание социально-политическим проблемам и
вопросу истории. Философ отвергал концепции, согласно которым история —
предопределенный и закономерный процесс, идущий в сторону прогресса. По
Дильтею, история — цепь случайностей, хаос, омут, который затягивает в себя как
отдельного человека, так и целые народы. Влиять на ход истории невозможно.
Вопрос 45. Бытие
1. Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется
онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление
философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская,
древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась
онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой
предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные
философские проблемы.
2. Каково же содержание философской категории "бытие"? Для ее раскрытия можно
выделить ряд положений:
• окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир)
есть;
• окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в
самом себе;
• материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально
существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются
понятием субстанции — самостоятельной сущности, которая для своего
существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная,
объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
3. Основными формами бытия являются:
• материальное бытие — существование материальных (обладающих протяженностью,
массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;
• идеальное бытие — существование идеально