Философия как мировоззрение 5 страница

Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах
1. Готфрид Лейбниц (1646 — 1716) — немецкий ученый-математик, юрист, философ —
считается последним видным представителем
91
философии нового времени и предшественником немецкой клас­сической философии.
Лейбниц принадлежал к философскому направлению рациона­лизма. В сфере его
исследования основными являлись проблемы:
• субстанции;
• познания.
2. Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их
несовершенстве.
Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разде­ления им всех субстанций
(сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме
самого себя), с одной стороны, — на высшую — Бога и сотворенные им, но
независимые субстанции, с другой — всех сотворенных — на материальные
(протяженные) и духовные (мыслящие).
Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну
(Природу-Бога), не преодолел дуализма Де­карта, так как разделил все модусы
(единичные вещи — прояв­ления субстанции) на два класса — протяженные и
мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы
стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.
В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о
множественности субстанций). Основ­ные положения данной теории (монадологии)
следующие:
• весь мир состоит из огромного количества субстанций,
имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и
Спинозы), а единую природу;
• данные субстанции называются монадами (в переводе с гре­ческого — "единое",
"единица");
• монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является
материально-вещественным образованием;
• монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влече­нием, восприятием,
представлением;
• по своей сути монада — это деятельность, единое, непрерыв­но меняющее свое
состояние;
• в силу непрерывности своего существования монада осозна­ет себя;
• монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: "не
имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти").
Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:
• "голые монады" — лежат в основе неорганической природы (камней, земли,
полезных ископаемых);
92
• монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;
• монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, уникальной способностью
разума мыслить;
• высшая монада — Бог.
Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и сте­пень свободы.
3. Другой сферой философских интересов Лейбница наряду с проблемами бытия и
учением о субстанциях (монадах) была гносеология (философия познания).
Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это следующим
образом:
• все знания разделил на два вида — "истины разума" и "исти­ны факта";
• "истины разума" выводятся из самого разума, могут быть дока­заны логически,
имеют необходимый и всеобщий характер;
• "истины факта" — знания, полученные эмпирическим (опыт­ным) путем (например,
магнитное притяжение, температура кипения воды, температура плавления различных
металлов); как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят
о его причинах, имеют вероятностный характер;
• несмотря на то, что опытное (эмпирическое, "истины факта") знание
вероятностное, а не достоверное (подобно "истинам ра­зума"), тем не менее его
нельзя игнорировать в качестве знания. Таким образом, по Лейбницу, познание
может осуществ­ляться не только путем получения только одного вида знаний — либо
рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них —
рациональное (полученное на основе разума) — будет носить достоверный характер,
а другое — эмпирическое (основанное на опыте) — лишь вероятностный.
Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика
1. Французскую философию XVIII в. принято называть фило­софией Просвещения.
Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее
представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и
челове­ке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто
пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически
подготовили Великую француз­скую революцию 1789 — 1794 гг.
93
В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:
• деистическое;
• атеистическо-материалистическое;
• утопическо-социалистическое (коммунистическое).
2. Деизм (не путать с дуализмом Декарта — взаимосвязанно­стью и равноправием
материализма и идеализма) — направление в философии, сторонники которого:
• отвергали идею личного Бога;
• не соглашались с отождествлением Бога и Природы (панте­измом);
• видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);
• отвергали возможность вмешательства Бога в процессы при­роды и дела людей, Его
какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.
К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Мон­тескье, Руссо, Кондильяк.
3. Другим возможным направлением философии французского Просвещения было
атеистическо-материалистическое.
Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли
происхождение мира и человека с материа­листических и естественно-научных
позиций, в вопросах позна­ния отдавали предпочтение эмпиризму.
Представителями атеистическо-материалистической фило­софии были Мелье, Ламетри,
Дидро, Гельвеций, Гольбах.
4. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направле­ние в философии
французского Просвещения начало формиро­ваться еще в середине XVIII в., но
особое распространение по­лучило во время Великой французской революции 1789 —
1794 гг. и после ее завершения.
К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли,
Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.
Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и
построения идеального общества, осно­ванного на равенстве и социальной
справедливости.
Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
1. Деизм - направление в философии, сторонники которого до­пускали существование
Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его
какое-либо последующее влия­ние на окружающий мир, человека, ход истории,
выступали как
94
против персонификации Бога (наделения Его личностными черта­ми), так и против
отождествления Бога с природой (пантеизма). К числу видных французских
философов-деистов принадле­жали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.
2. Вольтер (наст. фамилия — Аруэ) Франсуа (1694 —- 1778) — философ, писатель,
публицист, один из основоположников французского Просвещения, который:
• страстно выступал против религии, особенно католицизма (в отношении религии
ему принадлежит известное высказыва­ние: "Раздавите гадину!");
• считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего,
однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать
ни Его наличие, ни Его отсутствие;
• видел необходимость в признании существования Бога с мо­рально-эстетической
точки зрения для того, чтобы поддержи­вать порядок в обществе, держать людей
(под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;
• в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая
предпочтение первому;
• выступал за гуманное отношение к простому народу и ува­жение его прав, однако
идеалом государства считал абсо­лютную монархию во главе с просвещенным
властителем (то есть выдвинул идею "просвещенного абсолютизма"), а также вел
переписку с рядом "просвещенных" монархов (в числе которых была императрица
России Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству
государства. 3. Современником и во многом единомышленником Вольтера был Шарль
Луи Монтескье (1689 - 1755) - французский философ, писатель, юрист, ученый (во
многих сферах знаний), который:
• выступал с позиций деизма — видел в Боге создателя, но от­вергал Его
возможность вмешиваться в дела людей и про­цессы природы;
• видел в Боге средство для поддержания порядка и воспита­ния нравственности;
• отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и католическую Церковь
за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих (во
многих во­просах) и подавление человеческой инициативы;
• считал, что история делается людьми, а не в силу Божестве­нного
предопределения;
• видел влияние климата и географии на устройство общества (южные страны с
жарким климатом обычно тяготеют к дес-
95
потизму, северные с холодным климатом — к демократии, среднеевропейские с
умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и
наоборот);
• считал, что до появления государства существовало "естествен­ное состояние",
где люди беспрепятственно проявляли Свои ин­стинкты и удовлетворяли потребности,
не считаясь друг с дру­гом, но когда подобное существование стало невозможным,
люди создали государство на основе "общественного договора", который
предусматривал взаимное признание прав и обязанно­стей друг друга и
возникновение публичной власти;
• выдвинул идею "разделения властей" — то есть разделение государственной власти
в целях ее более эффективного фун­кционирования и предотвращения деспотизма на
три ветви — законодательную, исполнительную и судебную;
• выступал за верховенство закона.
Философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории
человечества, философом были выдвинуты основополагающие идеи, на которых
строится большинство сов­ременных демократических государств:
• идея приоритета закона;
• идея разделения властей на законодательную, исполнитель­ную и судебную.
4. Жан Жак Руссо (1712 — 1778) основное внимание уделял социально-политической
философии, выступал с позиций рево­люционной демократии.
В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо. Он:
• видел в Боге мировую волю и мировой разум;
• считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;
• считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной
души;
• был убежден, что человек не в силах до конца познать мир
(в частности, сущностей вещей и явлений);
• выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни
того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные
ограничения, предлагал создать заменитель религии — "гражданскую религию",
"культ великого существа (Бога)", "культ мировой воли" и т. д.;
• был сторонником эмпирического (опытного) познания;
• считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;
• обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности
большинство имеет право свергнуть
96
паразитирующее меньшинство и властителя и создать обще­ство по собственному
усмотрению);
• в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а
частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами
в размерах, не­обходимых для жизни (но не для обогащения);
• власть должна осуществляться не через парламент, а гражда­нами —
непосредственно через собрания, сходы,
• в будущем государстве должна быть применена принципи­ально новая система
воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных
учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового об­щества — на
идеях личной свободы, взаимоуважения, нетер­пимости к религии и деспотизму,
владеющих профессией И понимающих ведущие науки.
5. Этьенн Кондильяк (1715 - 1780) меньше уделял внимания проблемам общества и
основные усилия приложил к исследова­нию проблем познания (гносеологии). Можно
выделить сле­дующие основополагающие идеи его философии:
• мир познаваем;
• человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволят сделать
его человеческие возможности (ума, ор­ганов чувств);
• окружающий мир является источником всех знаний;
• в основе познания лежит чувственное восприятие (отраже­ние органами чувств
окружающей действительности в разуме человека);
• самостоятельного познания разумом без участия чувственно­го восприятия не
существует.
Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского
Просвещения XVIII в.
1. Атеизм — направление в философии, сторонники которого полностью отрицают
существование Бога в каких-либо его про­явлениях, а также религию.
Материализм — направление в философии, не признающее самостоятельного идеального
(духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее
окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.
Атеистическо-материалистическая философия была распро­странена во Франции XVIII
в., накануне и во время Великой французской революции.
Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дид­ро, Гельвеций, Гольбах.
2. Жан Мелье (1664 — 1729) — священник по профессии, в процессе жизни пришедший
к полному отрицанию Бога и рели­гии (атеизму), философ-материалист:
• не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога);
• не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души;
• считал, что весь окружающий мир состоит из особой суб­станции — материи;
• материя является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна,
несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря
заложенному в ней самой свойству - движению;
• материя состоит из мельчайших частиц, в результате комби­нации которых
образуются вещи;
• познание — отражение материи самой материей;
• источником большинства знаний являются чувства;
• причиной социальных антагонизмов видел частную собст­венность, которая
возникла "по злой воле" некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда;
• выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию сущест­вующего государства и
частной собственности;
• в качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны,
вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят
полученные доходы и радуются жизни.
За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам.
3. Жюльен Ламетри (1709 — 1751) также выступал с атеистиче­ски-материалистических позиций:• полностью отвергал идеализм и теологию;
• считал окружающий мир совокупностью различных прояв­лений единой субстанции —
материи, которая несотворима, вечна, бесконечность;
• душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение,
являются свойствами материи;
• поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходи­мости в Боге;
• выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил
органам чувств;
• был утилитаристом — считал, что смысл жизни человека — личное счастье;
• считал частную собственность гарантией свободы человека;
• идеалом государства видел "просвещенный абсолютизм".
4. Дени Дидро (1713 — 1784) - один из самых выдающихся фран­цузских
философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею
создания "Энциклопедии наук, искусств и ремесел". "Энциклопедия" была свободна
от религи­озных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искус­ства и
знания в области производства, закладывала основы бур­жуазного мировоззрения. В
ее создании принимали участие ве­дущие философы эпохи — современники Дидро:
Вольтер, Мон­тескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание "Энциклопедии" ушло
свыше 20 лет.
Философские взгляды Дидро близки к взглядам других фран­цузских
просветителей-материалистов:
• признавал материю единственно существующей субстанци­ей, проявлением которой
считал все единичные вещи;
• движение объяснял таким свойством материи, как разнород­ность (взаимодействие
бесчисленного множества разнород­ных частей материи приводит к движению);
• отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойст­вом материи;
• в основе общества и государства видел "общественный дого­вор", исходя из
которого, отрицал божественность власти короля и феодалов;
• идеалом государства считал "просвещенную монархию", а эко­номики — разделенную
разумно, с учетом интересов боль­шинства частную собственность.
5. Сходные взгляды имели такие философы-просветители, как Гольбах (1723 - 1789)
и Гельвеций (1715 - 1771).
Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического
направления для философии и для общества в целом в том, что они:
• четко выделили два ведущих философских направления — материализм и идеализм
("линию Демокрита" и "линию Платона");
• освободили философию от многих религиозных предрассудков;
• дали более реалистическое определение субстанции — материя;
• выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве
материи отражать саму себя;
• подвергли критике доопытное, сверхчувственное ("чистое") знание;
• обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе
познания лежат чувственные ощущения);
• выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются различными комбинациями
микрочастиц;
• обратили внимание на движение не как на сверхъестественное явление, а как на
свойство материи;
• обосновали идеи социальной справедливости;
• идеологически подготовили Великую французскую революцию.

Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление
французской философии
1. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направле­ние получило широкое
распространение в философии Франции во второй половине XVIII — начале XIX вв.
Представители данного направления жестко критиковали существующий
общественно-экономический и политический строй, выдвигали проекты построения
нового общества и государства, основанного на общественной собственности, где
торжествует идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеобщее
равенство. Социалистическо-утопические (коммунистические) идеи нашли поддержку
среди широких слоев простого народа Франции накануне и во время Великой
французской революции 1789 - 1794 гг.
Видными социалистами-утопистами Франции (первыми коммунистами) были Мабли,
Бабеф, Сен-Симон, Фурье.
2. Габриэль Мабли (1709 — 1785) - философ, историк, писатель (брат Кондильяка),
один из зачинателей социалистическо-утопического направления в философии
Франции:
• подвергал суровой критике философию Просвещения в целом (называл свое время
"веком болтовни и парадоксов");
• отвергал и материализм, и деизм;
• считал, что атеисты, материалисты, деисты (а к их числу принадлежало
большинство философов — современников и соотечественников Мабли) слишком
схематично, механически подходят к изучению окружающего мира и человека,
убивают душу народа, практически не уделяют никакого внимания морали;
• главным назначением философии считал распространение морали и нравственности;
этой же цели должна быть подчинена сильная, поддерживаемая государством, широко
распространенная религия;
100
• был сторонником идеи дуализма Декарта, согласно которой человек совмещает в
себе как материальное (телесное) начало, так и духовное, — отсюда большое
влияние на поступки и поведение людей, по Мабли, оказывают страсти, любовь к
себе, стремление избежать неприятностей, тяга к удовольствиям;
• считал, что сама природа человека заставляет его жить со­обща с другими людьми
- в обществе;
• видел в первобытнообщинном строе, где все было общим, а дея­тельность людей
направлена на обеспечение себя и соплемен­ников (а не на обогащение), золотой
век человечества;
• был сторонником идеи о том, что причиной гибели перво­бытного коммунизма,
"золотого века человечества", а также причиной всех несчастий и противоречий в
обществе яви­лось возникновение частной собственности и разделение людей на
классы;
• идеалом общества видел первобытнообщинный коммунизм, призывал возвратиться к
обществу без частной собственности, без деления на классы, без оторванной от
народа власти, где торжествовали бы равенство, справедливость, братство людей;
• одновременно считал, что его идеалы неосуществимы на прак­тике, частная
собственность вечна и неуничтожима, классо­вое разделение будет всегда, а народ
не сможет подняться на восстание в силу своей забитости, а даже если и свергнет
существующий строй, то в силу человеческой природы, страстей, стремлению к
наживе и т. д. не сумеет удержаться в рамках коммунизма.
3. Франсуа Бабеф (псевдоним - Гракх Бабеф) (1760 - 1797) считается первым
коммунистом-теоретиком и практиком. Он:
• решительно отвергал все философские теории, которые, по его мнению, носили
половинчатый характер и не имели це­лью принесение народу счастья;
• подвергал жесткой критике существующее общество и госу­дарство;
• главным социальным злом видел возникновение частной соб­ственности и
разделение общества на противоположные классы -богатых и бедных;
• считал лучшим и практически осуществимым общество, где нет классового деления,
частной собственности, вся земля разделена поровну между теми, кто на ней
работает, где су­ществует полное экономическое и политическое равенство,
совместный труд и всеобщее, равномерное, государственное распределение
произведенного всем обществом продукта между всеми его членами;
101
• был убежден, что указанное (коммунистическое) общество можно построить только
путем насильственной революции бедных против богатых и жесткого революционного
порядка. Бабеф стал первым философом-коммунистом, который по­пытался осуществить
свои идеи на практике. Им была продела­на работа по подготовке вооруженного
восстания, найдены сто­ронники, составлены манифесты и программа действий
будущего революционного правительства. Данная организация получила название
"Заговор во имя равенства". В 1797 г. заговор был рас­крыт, а Бабеф и некоторые
его соратники были казнены.
В дальнейшем, в XIX и ХХ вв., его учение о коммунистическом обществе и о
вооруженном восстании как средстве его достижения получило название бабувизма и
нашло много сторонников.
4. Клод Сен-Симон (1760 - 1825) продолжил традицию утопи­ческого социализма во
Франции. Он:
• близко подошел к диалектическому пониманию мира (един­ство и борьба
противоположностей);
• выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рас­сматривал общество как
целостный организм;
• в качестве определяющей, базовой сферы жизни общества видел экономику
(экономика, производственные отношения определяют все — политику, социальные
отношения, миро­воззрение) — экономический детерминизм;
• выдвинул идею о том, что в зависимости от развития экономики и
производственных отношений общество в своем развитии переходит от низших форм к
высшим, от одной ступени — к другой (что было зачатком будущей теории
общественно-экономических формаций К. Маркса);
• целью философии видел создание лучшего, разумного общества;
• лучшее общество, по Сен-Симону, то, которое предоставляет его членам максимум
возможностей для удовлетворения по­требностей;
• в качестве лучшего Сен-Симон видел так называемое "про­мышленное общество",
которое будет построено по иерархи­ческому принципу, причем критерием нахождения
на той или иной ступени социальной лестницы будут исключитель­но способности
человека (так называемая "иерархия способ­ностей"), будет запрещено право
наследования (чтобы уров­нять всех в возможностях, предотвратить праздность и
тунеяд­ство, дать каждому "начать с нуля" и добиться того положения в обществе,
которое отвечает его способностям), будет введена всеобщая обязанность
трудиться, а экономика будет разви­ваться по плану (чтобы избежать
перепроизводства или дефи­цита и были удовлетворены потребности всех членов
общества);
102
• руководить данным обществом будут лучшие представители индустриального
"класса" (то есть буржуазия), но не в каче­стве собственников, а в качестве
управляющих различными звеньями народнохозяйственного организма.
Также Сен-Симон считал, что:
• пролетариат и буржуазия сольются в один класс — индустри­альный;
• оптимистически смотрел в будущее — человечество обречено (в силу неуклонного
прогресса экономики) на построение идеального общества;
• считал, что новое общество возникнет не революционным, а эволюционным путем —
неуклонно развивающаяся экономика приведет к тому, что общество из
классово-антагонистического постепенно преобразуется в ассоциативное;
• выдвинул идею о замене существующей религии "новой религи­ей", смыслом которой
будет лозунг: "Человек человеку - брат". 5. Франсуа Фурье (1772 - 1837) также
принадлежал к числу видных социалистов-утопистов. Можно выделить следующие
основные положения его философии:
• буржуазная мораль лжива;
• атеизм опасен, так как лишает человека надежды на будущее;
• человек, история, общество развиваются по законам природы;
• буржуазное общество имеет три основных вида противоре­чий — между личными
интересами (магнатов, буржуа) и обще­ственными (остальным народом),
социально-экономические (несбалансированное, дающее то избытки, то кризис
произ­водства), моральные (буржуазный брак и т. д.);
• идеальное общество — "общество гармонии", которое будет основано на всеобщей
трудовой обязанности, правильном распределении, высоком уровне экономики,
свободе любви и нравов, уважении к Богу.
Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные
направления и идеи
1. Немецкая философия XIX в. — уникальное явление мировой философии.
Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:
• глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человече­ство, и прийти к таким
выводам, которые определили все будущее развитие философии;
103
• совместить в себе почти все известные в тот период фило­софские направления —
от субъективного идеализма до вуль­гарного материализма и иррационализма;
• открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в "золотой фонд"
мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и
др.).
2. В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные
направления:
• немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);
• материализм (середина и вторая половина XIX в.);
• иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), "филосо­фия жизни".
3. Немецкая классическая философия получила особое распро­странение в конце
XVIII - первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее
выдающихся немецких фило­софов того времени:
• Иммануила Канта (1724 - 1804);
• Иоганна Фихте (1762 - 1814);
• Фридриха Шеллинга (1775 - 1854);
• Георга Гегеля (1770 - 1831);
• Людвига Фейербаха (1804 - 1872).
В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских
направления:
• объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);
• субъективный идеализм (Фихте);
• материализм (Фейербах).
Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что
позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:
• повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление,
познание и др.) к исследованию челове­ческой сущности;
• особое внимание уделила проблеме развития;
• значительно обогатила логико-теоретический аппарат фило­софии;
• взглянула на историю как целостный процесс.
4. Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант
(1724 — 1804).
Иммануил Кант:
• дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу есте­ственных причин на
основе законов Ньютона — из вращающейся туманности разряженных в пространстве
частиц материи;
104
• выдвинул теорию о наличии границ познавательной способ­ности человека и
невозможности познать внутреннюю сущ­ность вещей и явлений окружающего ("вещей в
себе");
• выдвинул учение о категориях — основополагающих, пре­дельно общих понятиях,
которыми оперирует философия;
• сформулировал моральный закон ("категорический императив");
• выдвинул идею о "вечном мире" в будущем, основанном на экономической
неэффективности войны и ее правовом запрете. Георг Гегель (1770 — 1831)
отождествил бытие и мышление,
выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся
первопричиной всего сущего, материального ми­ра, и тем самым глубоко обосновал
концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада.
Исключительная заслуга Гегеля перед философией - разра­ботка диалектики — учения
о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.
Иоганн Фихте (1762 —.1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции
субъективного идеализма, согласно кото­рой единственной и главной реальностью
для человека является он сам, его сознание (так называемая "Я-концепция").
Фридрих Шеллинг (1775 - 1854) глубоко обосновал понима­ние природы с позиций
объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй
изначально заложены в природе.
Людвиг Фейербах (1804 — 1872) был представителем мате­риалистического
направления в немецкой классической фило­софии. Фейербах подверг критике
идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину
мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал
от­сутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перене­сением на
личность Бога нереализованных человеческих идеалов. 5. Другим направлением
немецкой философии XIX в. наряду с немецкой классической философией был
материализм, полу­чивший широкое распространение во второй половине XIX в.
Немецкий материализм XIX в. представлен главным образом:
• философией Людвига Фейербаха;
• марксистской философией;
• творчеством вульгарных материалистов.
Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фей­ербаха причисляется как
к немецкой классической философии, так и к материализму. Это справедливо, так
как философия Фей­ербаха завершила немецкую классическую философию и зало-
105
жила основы немецкого материализма XIX в., явилась водораз­делом между ними.
6. Классический материализм XIX в. представлен марксизмом, комплексным учением,
в состав которого входили:
• марксистская философия;
• политэкономия (экономическое учение);
• научный коммунизм (социально-политическая теория). Основателями марксизма были
немецкие ученые и филосо­фы Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 -
1895).
Марксистская философия:
• выдвинула последовательно-материалистическую картину мира;
• показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия;
• осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического
материализма);
• рассматривала историю как целенаправленный и закономер­ный процесс
(исторический материализм);
• дала подробную картину возникновения человека, общества, государства;
• выступала с атеистических позиций.
7. Разновидностью немецкого материализма XIX в. был вуль­гарный материализм.
Вульгарные материалисты — Фохт, Бюхнер, Молешотт — смотрели на проблемы
человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук
(физики, химии, биологии). В частности, они:
• механически переносили законы природы (поведение, орга­низацию жизни животных,
естественный отбор, борьбу за существование) на человеческое общество
(социальный дар­винизм); отрицали идеальное, идеальность сознания;
• рассматривали деятельность сознания как физиологический процесс ("мозг
выделяет мысль, как печень — желчь").
8. Во второй половине XIX в. особое распространение в Гер­мании получили идеи
иррационализма.
Иррационализм — направление в философии, отрицавшее объ­ективные законы бытия и
истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь
случайностей.
Основоположником иррационализма считается Артур Шопенгауэр (1788 - 1860).
В целом философия Шопенгауэра наполнена пессимистическим духом, неверием в
возможности человека влиять на окружающий мир и собственную жизнь.
106
Близкой к иррационализму является "философия жизни", которая ставит в центр
внимания не отвлеченные понятия — бытие, идея, материя и т. д., а бытие
человека в мире — то есть жизнь, единственную реальность для человека.
Одним из основоположников "философии жизни" являлся Фридрих Ницше (1844 — 1900).
В частности, им были выдвинуты идеи о возможности человека полностью влиять на
свою судьбу, движущих силах человеческого поведения ("воля к жизни", "воля к
власти" — экспансия своего "Я"), иллюзорности, неактуальности Бога ("Бог
умер").
В будущем "философия жизни" легла в основу популярных современных философских
направлений — прагматизма и экзистенциализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: