Философия как мировоззрение 8 страница

Вопрос 49. Диалектика
1. Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего
и основанный на ней философский метод.
Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, соз­нания, познания и
других аспектов действительности через:
• законы диалектики;
• категории;
• принципы.
Главная проблема диалектики — что такое развитие?
Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и
идеальных объектов, причем не про­стое (механическое) изменение, а изменение как
саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую сту­пень
организации.
Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движе­ние — основа развития.
Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением
окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью,
непрерывностью и одно­временно наличием противоречий (движущееся тело не занима-
148
ет постоянного места в пространстве — в каждый момент дви­жения тело находится в
определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также
является способом связи в материальном мире.
2. Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов
— основополагающими являются законы диалектики.
Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные,
необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.
Законы диалектики отличаются от законов других наук (физи­ки, математики и др.)
своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:
• охватывают все сферы окружающей действительности;
• раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм
перехода от старого к новому, связи старого и нового.
Выделяются три базовых закона диалектики:
• единства и борьбы противоположностей;
• переход количества в качество;
• отрицания отрицания.
3. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее
состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе,
находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и
холодное, черное и бе­лое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).
Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и
развития всего сущего.
Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся
основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — "тождество" и
"различие" и пока­зан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.
По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главны­ми качествами -
тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление,
идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет.
В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти
за рамки предмета, нарушить его тождественность.
Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по
Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Примеры: существует
идея, тождествен­ная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие -
149
то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи
(например, превращение идеи в материю с точ­ки зрения идеализма). Или:
существует общество, тождествен­ное самому себе, но в нем есть силы, которым
тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества
общества, его обновлению.
Можно также выделить различные виды борьбы:
• борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, посто­янное соревнование,
где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную
ступень развития);
• борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная
сторона сохраняется и является "раздражи­телями" для побеждающей, благодаря чему
побеждающая сто­рона переходит на более высокую ступень развития;
• антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного
уничтожения другой.
Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:
• содействие (когда обе стороны оказывают встречную по­мощь друг другу без
борьбы);
• солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого
содействия, но имеют общие интересы и дей­ствуют в одном направлении);
• нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содей­ствуют друг другу, но
и не борются между собой);
• мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны
действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).
4. Вторым законом диалектики является закон перехода коли­чественных изменений в
качественные.
Качество — тождественная бытию определенность, стабиль­ная система определенных
характеристик и связей предмета.
Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем,
вес, размер и т. д.).
Мера — единство количества и качества.
При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.
При этом качество не может меняться бесконечно. Наступа­ет момент, когда
изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в
которой раньше проис­ходило изменение качества под влиянием количественных
из­менений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили
название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как
"скачок".
150
Можно привести некоторые примеры действия закона пере­хода количественных
изменений в качественные.
Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять
количественные параметры — темпе­ратуру, то вода будет изменять свое качество —
станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут
двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же темпе­ратуры в 100
градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то
есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя
система свя­зей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а
переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое
можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль
градусов по Цельсию в лед.
Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000,
7190 метров в секунду, - оно будет уско­рять свое движение (менять качество в
рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой"
скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником
Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет
скачок).
В природе не всегда удается определить узловой момент. Пе­реход количества в
принципиально новое качество может про­изойти:
• резко, одномоментно;
• незаметно, эволюционно.
Примеры первого случая были рассмотрены выше.
Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения
качества — меры), то хорошей иллюстра­цией данного процесса были древнегреческие
апории "Куча" и "Лы­сый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен
превра­тится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого
момента, с выпадением какого конкретного волоса чело­века можно считать лысым?".
То есть грань конкретного изме­нения качества может быть и неуловимой.
5. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое
и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и
отрицается все более новым.
Примеры:
• смена общественно-экономических формаций (при форма­ционном подходе к
историческому процессу);
• "эстафета поколений";
• смена вкусов в культуре, музыке;
151
• эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);
• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникно­вение новых.
Отрицание старых форм новыми — причина и механизм по­ступательного развития.
Однако вопрос о направленности разви­тия - дискуссионный в философии. Выделяются
следующие основные точки зрения:
• развитие — только поступательный процесс, переход от низ­ших форм к высшим, то
есть восходящее развитие;
• развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
• развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что
из трех точек зрения наиболее
близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и
нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.
Примеры:
• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем,
развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисхо­дящее развитие);
• исторический процесс идет по восходящему направлению раз­вития, но со спадами
- расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое
развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).
Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по
спирали, причем каждый виток спирали по­вторяет прежние, но на новом, более
высоком уровне. 6. Основными принципами диалектики являются:
• принцип всеобщей связи;
• принцип системности;
• принцип причинности;
• принцип историзма.
Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство,
взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений,
процессов.
Связи могут быть:
• внешние и внутренние;
• непосредственные и опосредованные;
• генетические и функциональные;
• пространственные и временные;
• случайные и закономерные.
Наиболее распространенный вид связи — внешние и внут­ренние. Пример: внутренние
связи человеческого организма как
152
биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.
Системность означает, что многочисленные связи в окру­жающем мире существуют не
хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они
располагают­ся в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет
внутреннюю целесообразность.
Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы,
явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо
внешнюю, либо внутрен­нюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие,
а связи в целом именуются причинно-следственными.
Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:
• вечность, неуничтожимость истории, мира;
• его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
7. Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия
для раскрытия сути диалектических про­блем.
К основным категориям диалектики относятся:
• сущность и явление;
• форма и содержание;
• причина и следствие;
• единичное, особенное, всеобщее;
• возможность и действительность;
• необходимость и случайность.
Вопрос 50. Альтернативы диалектики
1. Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с
ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса
(развитие), которые также являются философскими методами. Зачастую данные
тео­рии противоположны диалектике.
К альтернативам диалектики относятся:
• метафизика;
• "негативная" диалектика;
• софистика;
• эклектика;
• догматизм;
• релятивизм.
2. Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем,
что:
• метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохва­тывающей теорией;
153
• на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных
диалектике.
Можно выделить следующие конкретные отличия метафи­зики от диалектики:
• по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей
между старым и новым, то метафизика полно­стью отвергает их, считая, что новое
целиком вытесняет старое;
• по вопросу о причине движения — согласно метафизике дви­жение не может
исходить из самой материи, причиной дви­жения является внешний первотолчок;
• по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники метафизики не видят
взаимосвязи между количеством и качест­вом; по их мнению, количество изменяется
благодаря количест­ву (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется
благо­даря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);
• по вопросу направленности движения, развития - если диа­лектика считает, что
развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика
признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает
направленности развития;
• в системе мышления — если динамический способ мышле­ния сводится к шагам
"тезис — антитезис — синтез", то ме­тафизический опирается на формулы "или —
или", "если не то, значит — это", то есть метафизическое мышление негиб­кое и
однобокое;
• в отношении к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его
многообразии ("цветное видение мира"), а метафизика — однообразно, по принципу
"черное — белое";
• в отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и
целенаправленный процесс к абсолют­ной истине, через последовательное постижение
пока позна­ваемых (относительных) истин (то есть от простого к слож­ному и
абсолютному с учетом их единства); согласно мета­физике абсолютную истину можно
познать сразу, с помо­щью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих
"умозрительный" характер;
• в отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и
взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.
Таким образом, метафизика и диалектика есть две противо­положные теоретические
системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с
пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества
154
и качества, направленности развития, мышления, познания, це­лостности
окружающего мира, отношения к окружающему миру.
Однако не следует думать, что метафизика — сугубо реакци­онная теория. В
современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная
теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают
метафизи­ческий образ мышления перед диалектическим.
3. В советской постсоветской, российской философии предпочте­ние отдается
диалектике, причем так называемой общепринятой классической "консервативной"
диалектике.
В то же время внутри диалектики существует направление, альтернативное общей
("консервативной") диалектике — так называемая "негативная" диалектика.
"Негативная" диалектика разрушает ряд устоявшихся посту­латов общепринятой
диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит
как на саму себя, так и на окружающий мир.
Основоположниками и видными представителями "негативной" диалектики являлись
Теодор Адорно (1903 - 1969), Жан-Поль Сартр (1905 - 1980).
Можно выделить главные идеи 'негативной" диалектики, от­личающие ее от обычной
"консервативной":
• диалектика может быть только "негативной" — критической, диа­лектика не должна
уделять внимание всему старому, устояв­шемуся;
• диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для
критики, все подвергать сомнению, все критиковать, все отрицать;
• новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться
критике, поиску еще более нового (то есть диалектика должна идти вперед и
вперед, не задержи­ваться на месте, перешагивать через все преграды);
• "негативная" (критическая) диалектика не имеет объективно­го значения, она
имеет отношение только к сознанию, по­скольку все отвергает и критикует только
сознание;
• отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала),
необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности.
4. Метафизика и "негативная" диалектика являются самостоятель­ными,
разработанными теориями, противоположными диалектике.
Наряду с ними существуют философские подходы (приемы, методы), альтернативные
диалектике, но не являющиеся само­стоятельными теориями:
• эклектика;
155
• софистика;
• догматизм;
• релятивизм.
Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов по­знания.
Эклектика - построение теоретических истин на основе произвольного смешивания,
объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных
конструкций.
Софистика — выведение ложного по сути, но воспринимае­мого правильным по форме
умозаключения из ложных умозак­лючений, которые некорректно подаются как
правильные.
Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но
абсолютной истины, негибкость в мыш­лении, рассуждениях, отношении к окружающему
миру.
Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа
человека
1. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии)
проблема человека занимала умы фило­софов. Данная проблема становится еще более
актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала
научно-техническая революция и человеческая личность рискует ниве­лироваться "в
тисках" информационно-техногенного общества.
Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны,
биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой
стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению,
членораз­дельной речи (что отличает его от животных), высокой обучае­мости,
усвоению достижений культуры, высокому уровню соци­альной (общественной)
организации.
Для характеристики духовного начала человека на протяже­нии многих веков
используется понятие "личность" — совокуп­ность врожденных и приобретенных
духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в
социальной среде, совокупность знаний, на­выков, ценностей, целей.
Таким образом, человек — это социально-биологическое су­щество, причем в
условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм
социальное начало чело­века контролирует биологическое.
156
Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое усло­вие нормального развития
человека, развития в нем всевозмож­ных качеств, превращения в личность. Известны
случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитыва­лись
среди животных. В таких случаях из двух начал, социально­го и биологического, в
человеке оставалось только одно — био­логическое. Такие люди усваивали привычки
животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в
умст­венном развитии и даже после возвращения в человеческое об­щество не
приживались в нем. Это еще раз доказывает социаль­но-биологическую природу
человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков
воспитания челове­ческого общества, обладающий только биологическим началом,
перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных
(например, у которых он воспитывался).
Большое значение для превращения биологического инди­вида в
социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь
каким-либо определенным делом, при­чем таким, которое отвечает склонностям и
интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою
социальную значимость, раскрыть все грани своей личности. 2. При характеристике
человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества
личности — врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.
По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать
характеристику личности человека.
В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.
В философии выделяются позитивные моральные качества:
• гуманизм;
• человечность;
• честь;
• совесть;
• скромность;
• великодушие;
• справедливость;
• верность;
• иные качества.
И общественно осуждаемые — негативные:
• чванливость;
• цинизм;
• грубость;
• тунеядство;
157
• трусость;
• нигилизм;
• иные негативные черты.
К общественно полезным качествам относятся:
• воля;
• решительность;
• мудрость;
• умение;
• установки;
• убеждения;
• патриотизм.
Человек, как правило, совмещает в себе всё виды качеств; одни качества развиты
больше, другие — меньше.
3. Характерной чертой каждого человека, личности является на­личие потребностей
и интересов.
Потребности — это то, в чем человек чувствует необходимость.
Потребности могут быть:
• биологическими (естественными) - в сохранении жизни, питании, размножении и
др.;
• духовными — стремление обогатить внутренний мир, приоб­щиться к ценностям
культуры;
• материальными - обеспечить достойный уровень жизни;
• социальными — реализовать профессиональные способно­сти, получить должную
оценку со стороны общества. Потребности — основа деятельности людей, стимул к
совер­шению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей -важный компонент
человеческого счастья.
Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и
может быть реализована в обществе.
Каждому обществу соответствует определенный уровень по­требностей и возможность
их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.
Интересы — конкретное выражение потребностей, заинтере­сованность в чем-либо.
Совместно с потребностями интересы — также двигатель прогресса.
Среди интересов выделяются:
• личные (индивидуальные);
• групповые;
• классовые (интересы социальных групп - рабочих, учителей, банкиров,
номенклатуры);
• общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);
158
• государственные;
• интересы всего человечества (например, в недопущении ядер­ной войны,
экологической катастрофы и др.).
Также интересы могут быть:
• материальными и духовными;
• нормальными и ненормальными;
• долговременными и ближайшими;
• разрешенными и неразрешенными;
• общими и антагоническими.
У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или
их сумма, а их система, иерархия (на­пример, одни государства стремятся в первую
очередь к внешней экспансии, другие, наоборот, сосредоточивают основное
внима­ние на собственных, внутренних проблемах. Различна иерархия интересов и у
людей. Приоритетные потребности и интересы бан­кира могут вовсе не быть
приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии.
Потребности и интересы мужчин могут отличаться от потребностей и интересов
женщин, а потребно­сти и интересы детей и стариков также могут быть иными).
Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их кон­фликт, борьба
являются внутренним двигателем развития обще­ства. Однако различие интересов
способствует прогрессу и не при­водит к разрушительным последствиям только в том
случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими,
направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, государства и т.
д.), и соотносятся с общими интересами. 4. Особым аспектом нормальной жизни
человека (личности) в обществе является наличие социальных норм.
Социальные нормы — общепринятые в обществе правила, ре­гулирующие поведение
людей.
Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:
• поддерживают порядок, равновесие в обществе;
• подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты "окультуривают" человека;
• помогают человеку приобщиться к жизни общества, социали­зироваться.
Видами социальных норм являются:
• нормы морали;
• нормы группы, коллектива;
• специальные (профессиональные) нормы;
• нормы права.
159
Нормы морали регулируют наиболее общие варианты пове­дения людей. Они охватывают
большой круг общественных от­ношений, признаны всеми (или большинством);
механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек
(его совесть) и общество, которое может подверг­нуть осуждению нарушителя норм
морали.
Групповые нормы — особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов
(ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной
группировки, нормы секты и т. д.).
Специальные (профессиональные) нормы регламентируют по­ведение представителей
тех или иных профессий (например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих
отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распро­странены
среди медработников, артистов, военных и т. д.).
Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:
• устанавливаются особыми уполномоченными государствен­ными органами;
• имеют общеобязательный характер;
• формально-определенны (четко сформулированы в письмен­ной форме);
• регулируют четко определенный круг общественных отно­шений (а не общественные
отношения вообще);
• подкреплены принудительной силой государства (возможно­стью применения
насилия, санкций со стороны специаль­ных государственных органов в установленном
законом по­рядке по отношению к лицам, их преступившим).
5. Жизнь человека и общества невозможна без деятельности — цело­стных,
системных, последовательных, направленных на определенный результат действий.
Основным видом деятельности является труд.
В современном развитом обществе труд — одна из высших социальных ценностей. Труд
при отчуждении человека от средств и результатов труда теряет свою мотивацию и
социальную привлекательность, становится бременем для человека и отрица­тельно
влияет на личность. Наоборот, приносящий пользу человеку и обществу труд
способствует развитию потенциала человека.
Труд сыграл исключительную роль в формировании и разви­тии человеческого
сознания, способности человека, в эволюции в целом.
Благодаря труду и его результатам человек выделился из ок­ружающего животного
мира, сумел создать высокоорганизован­ное общество.
160
6. Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает
определенную жизненную позицию.
Жизненная позиция — отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его
мыслях и поступках. Выделяются две основные жизненные позиции:
• пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру,
следованию обстоятельствам.
• активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над
ситуацией;
В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:
• авторитарно-конформистская (человек в своем поведении ориентируется на
поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и авторитетного
человека, как правило, руководителя коллектива);
• групповая-конформистская (отдельный человек, как и дру­гие члены группы,
жестко придерживается норм, принятых в группе);
• общественно-конформистская (отдельный индивид подчиня­ется нормам общества и
"плывет по течению"); данное пове­дение особенно было свойственно гражданам
тоталитарных государств.
Активная жизненная позиция также имеет свои грани:
• активное, самостоятельное поведение по отношению к дру­гим индивидам, но
подчинение лидеру группы;
• подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;
• игнорирование общественных норм и активное стремление "найти себя" вне
общества — в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;
• непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других
изменить всю окружающую действитель­ность (пример: революционеры — Ленин и
другие).
7. Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации,
гармоничного существования самого общества необ­ходимо воспитание личности.
Воспитание — это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре,
подготовка его к труду и будущей жизни.
Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья,
школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное
сообщество, общество в целом., В качестве воспитателя, примера для подражания
может вы­ступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверст-
161
ник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизма­тический
политический деятель.
Огромную роль в воспитании личности со стороны современ­ного общества имеют
средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной
культуры (книги, выстав­ки, технические устройства и т. д.).
Основные цели воспитания:
• подготовить человека к жизни в обществе (передать ему ма­териальную, духовную
культуру, опыт);
• развить общественно ценные качества личности;
• стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обще­стве качества;
• научить человека взаимодействию с другими людьми;
• научить человека труду.
Вопрос 52. Общество
1. Общество - система деятельности и жизни людей, объединен­ных территорией
проживания, эпохой, традициями и культурой.
Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая
внутренней структурой, целостностью, за­конами, направленностью развития.
2. Общественное бытие имеет две стороны:
• объективную — то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей
(условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.;
• субъективную — сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления,
взгляды.
На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования,
так и субъективные — воля и сознание людей.
Основными сферами жизни общества являются:
• экономическая;
• социальная;
• политическая;
• духовная.
3. Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в
себя:
• производство;
• распределение;
• обмен;
• потребление материальных благ (содержание экономической сферы).
162
Экономическая сфера существует в следующих формах.
• экономическое пространство — то, в котором происходит хозяйственная жизнь;
• деятельность институтов управления экономикой;
• способ производства материальных благ.
Способ производства материальных благ имеет две составляющие:
• производительные силы;
• производственные отношения.
Производительные силы — люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и
средства производства.
Средства производства включают в себя все, с помощью чего осуществляется
производство:
• орудия труда;
• сырье и материалы;
• здания, сооружения;
• транспорт и т. д.
Производственные отношения — отношения между людьми в процессе производства. К
ним принадлежат:
• отношения собственности, особенно на средства производ­ства. Это определяющий
элемент производственных отно­шений — поскольку тот, кто обладает средствами
производ­ства, на деле является хозяином экономики и диктует усло­вия, в то
время как все остальные, не являющиеся собствен­никами средств производства,
вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;
• отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;
• отношения по поводу распределения произведенных матери­альных благ.
Значение материального производства (экономической сфе­ры жизни общества) в том,
что оно:
• создает материальную базу существования общества;
• способствует решению проблем, стоящих перед обществом;
• непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);
• влияет на политические процессы;
• влияет на духовную сферу — как непосредственно (на содер­жание), так и на
инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).
4. Социальная сфера — система внутреннего устройства обще­ства (социальные
группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на
средства производства и национальном факторе.
163
Основные элементы социальной структуры общества:
• классы;
• страты;
• сословия (основанные не только на экономическом разделе­нии, но и на
традициях);
• люди города и деревни;
• представители физического и умственного труда;
• социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь);
• национальные общности.
По отношению к социальной сфере общества имеется два ос­новных подхода:
• классовый, согласно которому все общество делится на большие группы — классы
(как правило, собственников и несобственни­ков, зачастую антагонистические,
между которыми происхо­дит так называемая классовая борьба); распространен в
мар­ксистской философии;
• стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия
всевозможных небольших социальных групп — профессиональных, демографических и т.
д., взаимодопол­няющих друг друга и взаимодействующих между собой; под­ход,
свойственный западной философии.
Особое значение имеет социальная мобильность — возмож­ность перехода из одной
социальной группы в другую (напри­мер, крестьянина — в число рабочих, рабочего —
в число интел­лигенции, интеллигента — в число предпринимателей и т. д.).
Социальная мобильность — основа нормального существова­ния общества,
самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная
мобильность свойственна тота­литарным государствам и государствам, находящимся в
состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя.
С другой стороны, высокая социальная мобильность характерна для демократических,
динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе
революций или реформ.
Существуют разновидности и среди социально мобильных об­ществ Запада, а именно:
• страны с высочайшим уровнем мобильности - США, Ита­лия, Япония;
• страны со средним уровнем мобильности - Канада, Велико­британия;
• страны с крайне низким уровнем мобильности — Голландия, Швейцария, Дания.
164
В странах с низким уровнем социальной мобильности при высоком уровне демократии,
высоком уровне жизни переход из одной страты в другую либо невозможен, либо
крайне затрудни­телен. Это объясняется компактностью общества, маленькими
размерами, жесткой взаимосвязанностью членов, силой тради­ций, "занятостью" мест
в обществе.
Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество —
общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие
задачи, уважают законы, моральные традиции.
Тенденцией развития современного общества является:
• превращение его во все более однородное, сглаживание про­тиворечий, разницы
между стратами;
• усложнение структуры, дробление страт до микроуровня -так называемых "малых
групп".
5. Политическая сфера общества — совокупность учреждений и организаций, которые
выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.
Элементами политической системы общества являются:
• государство и государственные органы;
• политические партии;
• общественные организации;
• профсоюзы;
• иные институты.
Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время
взаимосвязаны.
Главным элементом политической системы общества являет­ся государство — система
органов, осуществляющих государст­венную власть.
Основными функциями государства являются:
• представительная (представлять интересы различных поли­тических, социальных
групп);
• регулятивная — поддерживать порядок в обществе, управлять общественными
процессами);
• охранительная — охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;
• внешнеполитическая;
• интеграционная.
Основной вопрос политической жизни — вопрос о власти.
6. Основными элементами духовной жизни общества являются:
• духовная деятельность;
• духовные ценности;
165
• духовные потребности людей;
• духовное потребление;
• индивидуальное сознание;
• общественное сознание.
Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают
мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном
мире.
В результате духовной деятельности возникают духовные ценно­сти, например,
моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.
В ходе духовной деятельности духовные ценности распростра­няются и потребляются
(воспринимаются, усваиваются, людь­ми) в соответствии с их духовными
потребностями.
Общение между людьми, взаимообмен духовными ценно­стями называется духовными
отношениями.
Индивидуальное сознание человека — восприятие им отдель­ных сторон бытия.
Общественное сознание — возникающая из общественной прак­тики людей, их
производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств,
настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных
взглядов, отражающих все разнообразие бытия.
Элементами общественного сознания являются:
• обыденное и теоретическое сознание;
• общественная идеология и психология;
• формы общественного сознания.
Обыденное сознание — непосредственное восприятие обще­ством и его членами
окружающей действительности.
Теоретическое сознание — высшее обобщенное восприятие бытия.
Общественная психология — чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи,
традиции, потребности и интересы людей и общества в целом.
Общественная идеология — система взглядов, установок, принятых в обществе,
отражающая интересы социальных слоев, общественно-политический строй.
Формами общественного сознания являются:
• политическое;
• правовое;
• моральное;
• научное;
• религиозное.
166
Вопрос 53. Общество и природа
1. В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздейст­вия человека на
природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных
ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов
оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отно­шений общества и
природы.
Понятие "природа" имеет два основных значения. В широ­ком смысле — это весь
окружающий мир (в том числе и чело­век, общество), то есть Вселенная. В узком
смысле — та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть
поверх­ность Земли с ее всевозможными качественными характеристи­ками, климат,
полезные ископаемые и т. д.).
Общество - совокупность форм организации жизни и дея­тельности людей, целостная
система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок,
традиции, культура).
Взаимоотношения общества с природой понимаются как от­ношения между обществом —
целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого
слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.
2. Природа гораздо старше общества.
Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история
человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое
общество существует лишь последние несколько тысячелетий.
Природа — неотъемлемое условие жизни человека и общест­ва, так как сама жизнь
может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие
воздуха, воды, опти­мальной температуры, питания).
Такие уникальные условия (совокупность условий) встрети­лись только на планете
Земля. В настоящее время исследовано большое количество планет в различных
звездных системах, и ни на одной из них нет всех условий для возникновения
жизни. Ис­ходя из предположения о бесконечности Вселенной, можно теоретически
допустить, что где-либо находятся планеты, как и Земля, имеющие все возможности
для жизни, однако современное развитие науки не позволяет их обнаружить.
(Существует и иная теория, согласно которой жизнь на Земле — уникальное
явление.)
Преимущества Земли (по сравнению с другими планетами) для возникновения жизни в
том, что:
• Солнце — звезда, вокруг которой вращается Земля и другие
планеты Солнечной системы — имеет средние размеры и уме-
167
ренную силу: вокруг слишком больших ("горячих") звезд и слишком маленьких
("холодных") жизнь невозможна;
• Земля находится на оптимальном расстоянии от Солнца — 150 млн. км (в том
случае, если бы Земля находилась на 10 — 15 млн. км ближе к Солнцу, то она
превратилась бы в вы­жженную пустыню, а если бы на 10 — 15 млн. км дальше от
Солнца, то покрылась бы льдом);
• Земля имеет умеренные размеры: слишком маленькие пла­неты (Меркурий, Плутон)
имеют слишком слабое притяже­ние, чтобы создать вокруг себя атмосферу и другие
условия жизни; наоборот, планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн) имеют сверхпритяжение,
труднопроходимую оболочку (наподобие атмосферы) вокруг себя, что подавляет саму
возможность возникновения жизни;
• Земля имеет атмосферу — особую газопаровую оболочку, которая, во-первых,
защищает Землю от солнечной и иной радиации, иного непосредственного влияния
космоса, во-вторых, содержит кислород и азот — вещества, необходимые для дыхания
и существования живых организмов; в-третьих, не дает Земле быстро нагреваться и
быстро охлаждаться, под­держивает температурное равновесие;
• Земля имеет воду — также необходимый элемент для жизни. 3. Составными частями
Земли (природы) являются:
• литосфера;
• атмосфера;
• гидросфера;
• биосфера.
Литосфера — (с греч. — каменная оболочка) — верхняя твер­дая оболочка земного
шара, в которую входит земная кора и верхняя часть мантии (расплавленного слоя
внутри Земли). Ли­тосфера имеет важное значение для жизни, потому что:
• создает твердую основу поверхности (а жизнь возможна только на поверхности,
так как внутри Земли находится рас­плавленная масса — магма и в центре —
железное ядро);
• содержит в себе полезные ископаемые;
• имеет особый органический слой — почву, создающую усло­вия для жизни
растительных организмов, которые, в свою очередь, являются пищей для человека и
животных. Атмосфера — газопаровая оболочка вокруг Земли, которая:
• защищает Землю от влияния открытого космоса;
• предотвращает перегрев и переохлаждение Земли, создает благоприятный
температурный режим;
168
• содержит азот (около 80%) - вещество, которое входит в со­став почти всех
живых организмов, и кислород (около 20%) — вещество (газ), необходимое для
дыхания и при соединении с водородом превращающееся в воду (то есть служит
составным элементом воды — другого обязательного для жизни природ­ного
элемента).
Слой атмосферы очень тонок. 75% ее объема расположены в пространстве от
поверхности Земли до высоты 10 км. Выше — так называемые разреженные слои
атмосферы, содержащие все­го 25% ее объема и простирающиеся на 30 - 50 км, за
которыми -открытый космос.
Гидросфера — водная оболочка Земли между поверхностью Земли (литосферой) и
атмосферой. Вода (в виде соленых океа­нов, морей, озер, пресных озер, рек,
льдов) покрывает большую часть земной поверхности - около 70%, и только 30
процентов земной поверхности составляет суша в виде материков и островов.
Значение гидросферы в том, что:
• благодаря ей, атмосфере и литосфере (их взаимодействию) осуществляется
круговорот воды в природе, что способствует нормальному развитию и жизни
растительных и животных организмов;
• вода является составной частью растительных и животных организмов (большую
часть - около 80% - организма чело­века составляет вода);
• вода (моря, океаны, реки, озера и т. д.) является средой оби­тания подводных
растений и животных, рыб (которых не меньше, чем обитателей поверхности суши);
• существует версия, что жизнь первоначально зародилась в воде и только затем
часть живых организмов морей и океа­нов перешла на сушу.
Биосфера - сфера существования живых организмов ("обо­лочка Земли, наполненная
жизнью"). Биосфера охватывает:
• всю литосферу и гидросферу;
• нижние слои атмосферы (примерно 10 км от поверхности суши);
• подземные слои — до 10 км вглубь, включая 0,5 — 1 км под дном океана.
Только в этом ареале возможна жизнь.
Биосфера — целостный взаимосвязанный организм, который ох­ватывает надводный и
подводный растительный и животные миры.
В настоящее время насчитывается пятьсот тысяч видов рас­тений и полтора миллиона
видов животных, из них 160 тысяч видов растений и животных — морские.
169
4. Свои составные части имеет не только природа, но и обще­ство. В качестве
главных составных частей общества современ­ные ученые (Ферсман, Плотников,
Дьяконов и др.) выделяют:
• антропосферу;
• социосферу;
• биотехносферу.
Антропосфера - сфера жизни людей как биологических ор­ганизмов.
Социосфера — область сложных общественных отношений между людьми.
Биотехносфера (техносфера) — область распространения тех­нического влияния
человека и человечества.
5. С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего
существования — стала испытывать на себе антропо­генное влияние (то есть влияние
человека и его деятельности).
Первоначально отношения человека и природы представля­ли собой взаимное
воздействие друг на друга - человек само­стоятельно (без применения сложных
технических средств) из­влекал для себя пользу из природы (пища, полезные
ископае­мые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не
защищен от природы (например, различных стихий, климата и т. д.), сильно зависел
от нее.
По мере становления общества, государства, роста техниче­ской оснащенности
человека (сложные орудия труда, машины) возможность природы влиять на человека
уменьшилась, а влия­ние человека на природу (антропогенное влияние) усилилось.
Начиная с XVI — XIX вв., когда было сделано большое число полезных для человека
научных открытий, изобретений, значитель­но усложнились производственные
отношения, влияние человека на природу стало систематическим и повсеместным.
Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а
как сырьевой источник для удовлетворения потребностей человека.
В ХХ столетии, когда планомерный научно-технический про­гресс ускорился в
несколько раз и перерос в научно-техническую революцию, антропогенное влияние
приблизилось к катастро­фическому уровню.
В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в
самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие
возможности человека влиять на природу безграничными, всеобщая компьютеризация и
т. д.), а природа почти полностью подчинена человеку.
Главная проблема (и опасность) современного антропогенно­го влияния заключается
в несоответствии безграничных потреб-
170
ностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния
на природу и ограниченных возможностей самой природы.
В связи с этим возникает экологическая проблема — пробле­ма охраны окружающей
среды от пагубного влияния человека.
Самыми опасными направлениями пагубного влияния человека на природу (и его
последствиями) являются:
• истощение недр — на протяжении своей истории, а особенно в ХХ веке
человечество беспощадно и в неограниченных ко­личествах добывало полезные
ископаемые, что привело к ис­тощению (близкому к катастрофическому) внутренних
ре­зервов Земли (например, запасы энергоносителей нефти, каменного угля,
природного газа могут быть исчерпаны уже через 80 - 100 лет);
• загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промыш­ленными отходами;
• уничтожение растительного и животного мира, создание усло­вий, при которых
техническое развитие (дороги, заводы, элек­тростанции и т. д.) нарушает
привычный образ жизни растений и животных, изменяет естественный баланс флоры и
фауны;
• вырубка лесов (в то время как леса - важный фактор очи­щения атмосферы);
• применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и
подземные ядерные взрывы.
Для того чтобы выжить и не довести планету до техногенной катастрофы,
человечество обязано всячески уменьшить свое вред­ное влияние на окружающую
среду, особенно вышеуказанные наиболее опасные его виды.
6. В последнее время среди экологических вопросов стала вы­деляться проблема
социальной экологии — охраны человека, его личности, здоровья, общества в целом
от последствий научно-технического прогресса. В частности, данная проблематика
нередко затрагивалась в творчестве современных экзистенциалистов ("фило­софов
жизни человека") — Ясперса, Хайдеггера, Камю, Сартра и др.
Современный человек (который биологически почти не изме­нился на протяжении
последних тысячелетий) подвергается уже не влиянию природы, а массированному
влиянию общества и техники:
• современный человек живет в перенасыщенном информаци­ей обществе, под
беспощадным воздействием средств массо­вой информации (газеты, телевидение), а
также становится все более зависимым от кибернетики (компьютеры, компью­терные
сети, цифры, виртуальная реальность и т. д.);
• растет урбанизация - большинство людей в настоящее вре­мя проживает в
городах-мегаполисах, зачастую в очень боль-
171
больших, насчитывающих от 10 до 25 миллионов населения и насыщенных высокими
технологиями (Мехико, Токио, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и др.), полностью
подчиняется ритму, давлению мегаполиса, теряет свою индивидуальность (так
называемая проблема "человека-песчинки");
• человек испытывает сильное влияние развитого общества и государства — мораль,
традиции, законы, налоговая система, правоохранительная система, политические
институты. Таким образом, человек находится "в тисках" современного
высокоорганизованного и техногенного общества, рискует поте­рять себя и
превратиться в "песчинку", "винтик".
Задача социальной экологии — максимально оградить человека от негативного
влияния общества и научно-технического прогресса. 7. Особой проблемой при
взаимоотношениях человека, общества и природы в современную эпоху является
проблема народонаселе­ния, которая в будущем будет становиться все актуальнее и
акту­альнее и в конечном итоге станет главной проблемой человечества.
Данная проблема имеет несколько аспектов:
• рост населения приводит к количественному увеличению человечества, а,
следовательно, его потребностей, что ведет к еще большей эксплуатации природы;
• при росте населения возможно обострение противоречий внутри общества,
поскольку прогресс может не успеть за ростом населения и благ не будет хватать
на всех (в этой связи среди ученых дискутируется вопрос о "критической мас­се",
"пороге" населенности, то есть каково максимальное ко­личество населения Земли,
превышение которого станет опасным для всех?);
• проблема качества населения — хватит ли материальных возможностей у общества,
у семьи (особенно в слаборазви­тых странах, где наблюдается высокая рождаемость
— 8 — 10 детей в семье) обеспечить детям воспитание, образование, лечение,
внимание со стороны общества?
Проблема народонаселения имеет и обратную сторону — в ряде стран наблюдается
отрицательная динамика (снижение) роста населения. Это Германия, Великобритания,
Швейцария, ряд государств европейской части бывшего СССР - Россия, Украи­на,
Беларусь и др.
Выделяются две главные причины данного явления:
• высокоорганизованное техногенное общество требует от чело­века много сил
(получение образования, работа) и не остав­ляет их на семью и детей, во многих
семьях Запада стало тра­дицией обходиться минимумом детей - двумя, часто одним;
172
• граждане государств, находящихся в процессе становления ре­форм, в силу
бедности, социальной незащищенности, труд­ностей жизни стараются либо вообще не
заводить детей, ли­бо ограничиваться их минимумом.
Наоборот, во многих странах Азии и Африки, зачастую сла­боразвитых, наблюдается
тенденция чрезмерного роста населе­ния. Особенно в этом преуспели Китай (1 млрд.
300 млн.), Ин­дия (800 млн.), Индонезия (200 млн.), Вьетнам (80 млн.), Паки­стан
(свыше 100 млн.), Бангладеш (свыше 100 млн.), Бразилия (свыше 100 млн.), Нигерия
(свыше 100 млн.).
Данная тенденция вызвана, с одной стороны, отсутствием контроля за рождаемостью
(за исключением Китая) и его не­возможностью, с другой - традициями, хотя такой
рост населе­ния заведомо не оправдан с учетом экономической слаборазви­тости
страны в целом и скудных материальных возможностей со стороны большинства семей.
Подобный рост населения в странах Азии и Африки приводит к резкому снижению
качества жизни, качества подрастающего поколе­ния (необразованность, физическая
истощенность и т. д.), создает как отдельным семьям, так и государствам
неразрешимые трудности.
Возникает вопрос: а есть ли определенный порог населенности Земли, преодоление
которого станет опасным для всех его жителей?
В этой связи интересен закон Мальтуса (Томас Роберт Мальтус, 1766 — 1834). Еще в
1798 году Мальтус в своей книге "Опыт закона народонаселения" доказал, что такой
порог есть и человечество обречено его достигнуть. Это объясняется тем, что рост
населения происходит в геометрической прогрессии, а развитие научно-технического
прогресса - в арифметической (то есть прогресс, возможность обеспечить всех не
успевает за ростом населения). Динамика роста населения Земли подтверждает
данную гипотезу:
• на момент начала нового летосчисления от рождества Хри­стова — 230 млн.;
• 1000 год — примерно 300 млн. (за тысячу лет население даже не удвоилось —
возросло меньше чем в 1,5 раза);
• 1850 г. — 1 миллиард;
• 1930 г. — 2 миллиарда;
• 1976 г. — 4 миллиарда;
• 1987 г. — 5 миллиардов;
• 2000 г. — 6 миллиардов;
• 2025 г. — 8 миллиардов (ожидается).
Таким образом, если раньше для удвоения населения необ­ходимо было 1000 лет, то
после 1850 года для этого понадоби­лось соответственно 80, 46, 50 лет - то есть
в настоящее время
173
наметилась тенденция удвоения населения в течение каждых 50 лет (и, скорее
всего, данная тенденция сохранится за счет бес­контрольного и постоянно
расширяющегося увеличения населе­ния со стороны Азии и Африки).
По подсчетам ученых, Земля способна прокормить 60 мил­лиардов человек (то есть
количество, в 10 раз превышающее сегодняшнее население Земли — около 6
миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно.
При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов прироста населения
(удвоение в течение 50 лет) "крити­ческий" порог может быть достигнут уже к 2150
— 2200 годам.
Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проб­лемы:
• сбить темпы роста населения в Азии и Африке (поскольку в странах Запада
наблюдается отрицательная динамика и они, наоборот, нуждаются в росте
населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью,
по­ощрения малодетных семей;
• искать новые способы увеличения возможности Земли про­кормить и обеспечить
человечество, раздвигать (отодвигать) "порог перенаселенности" (от 60 до 100
млрд. и дальше).
В целом проблема взаимоотношений человека, природы и общества приобретает
глобальный характер.
Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени,
обязано:
• прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу;
• заняться решением экологических проблем;
• уделять внимание социальной экологии - не превращать чело­века в заложника
информационно-техногенного общества;
• изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с
беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;
• контролировать рождаемость, решить проблему народонаселе­ния, соблюдать баланс
между его количеством и качеством.

Вопрос 54. Познание (гносеология)
1. Познание — процесс целенаправленного активного отобра­жения действительности
в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия,
исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также
субъект познавательной деятельности - человек - исследует чело­века, то есть
самого себя.
174
Результаты познания остаются не только в сознании кон­кретного, что-либо
познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом,
с помощью матери­альных носителей информации — книг, рисунков, объектов
ма­териальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг
Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и
всего человечества.)
В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:
• познает окружающий мир непосредственно (то есть откры­вает нечто новое либо
для себя, либо для человечества);
• познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других
поколений (читает книги, учится, смот­рит кинофильмы, приобщается ко всем видам
материальной или духовной культуры).
2. В философии существуют две основные точки зрения на про­цесс познания:
• гностицизм;
• агностицизм.
Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) опти­мистично смотрят на
настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает
потенциально без­граничными возможностями познания.
Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать
мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность
познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была
выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:
• сам человек обладает ограниченными познавательными воз­можностями (благодаря
ограниченным познавательным воз­можностям разума);
• сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю
сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных
предметов и явлений — "вещей в себе".
Агностицизм и гностицизм являются не главными разли­чиями в подходе к познанию
материалистов и идеалистов. От­личие их подходов в том, что:
• идеалисты считают познание самостоятельной деятельно­стью идеального разума;
• материалисты считают познание процессом, в результате кото­рого материя через
свою отражательную способность — созна­ние — изучает сама себя.
175
3. Современная гносеология в своем большинстве стоит на по­зициях гностицизма и
базируется на следующих принципах:
• диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки
зрения развития) подходить к проблеме позна­ния, использовать законы, категории,
принципы диалектики;
• историзма — рассматривать все предметы и явления в кон­тексте их исторического
возникновения и становления;
• практики — признавать главным способом познания практи­ку — деятельность
человека по преобразованию окружающе­го мира и самого себя;
• познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания;
• объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений
независимо от воли и сознания;
• активности творческого отображения действительности;
• конкретности истины — искать именно индивидуальную и дос­товерную истину в
конкретных условиях.
4. Познающим субъектом является человек — существо, наде­ленное разумом и
освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.
Общество в целом, которое за свою историю накопило громад­ный объем материальной
и духовной культуры — носителей резуль­татов познания, также является
познавательным субъектом.
Полноценная познавательная деятельность человека воз­можна лишь в рамках
общества.
Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а
именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес
субъекта.
Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом на­зывается истиной.
Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей
действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат
познания называется заблуждением.
Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности,
опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.
Основной формой познания и критерием истины при по­знании является практика.
Практика — конкретная деятельность людей по преобразова­нию окружающего мира и
самого человека.
Главные виды практики:
• материальное производство;
176
• управленческая деятельность;
• научный эксперимент.
Функции практики — то, что она является:
• критерием истины;
• основой познания;
• целью познания;
• результатом познания.
В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание,
логика, интуиция.
Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих
действительность, и логике.
Рациональное познание основано на разуме, его самостоятель­ной деятельности.
Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина
самостоятельно приходит к человеку на бессоз­нательном уровне.
Вопрос 55. Философия истории
1. В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:
• те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный
логики, закономерностей, направленно­сти (например, иррационалисты);
• те, кто видит определенную логику в истории, считая исто­рию целенаправленным,
закономерным процессом, — к дан­ной категории относится большинство философов.
Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу
особо выделяются (наиболее распро­странены, обоснованы, популярны):
• формационный подход;
• цивилизационный подход;
• культурологический подход. Имеются также и иные подходы.
2. Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и
Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным.
Ключевое понятие, используемое при формационном подхо­де -
общественно-экономическая формация.
Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность
производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных
связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
177
Вся история рассматривается как закономерный процесс смены
общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах
предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией.
Каждая формация яв­ляется более высоким типом организации общества.
Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.
В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и
надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются
производительные силы и производственные отношения. Надстройка — государство,
поли­тически


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: