Современная эпистемология

Характерной чертой современной эпистемологии является ее ориентация на конкретно-научные исследования. В отличие от традиционной гносеологии, где под субъектом понимался, как правило, взрослый культурный, европейски образованный человек, в центре внимания ученых ХХ века, занимающихся теорией познания, оказываются процессы формирования познавательных способностей людей.

Следует отметить, что эпистемология, получившая особенно бурное развитие в 80-е годы прошлого столетия, не была единой. В ней сформировались три направления: генетическая, эволюционная и натурализированная эпистемология.

Родоначальником генетической эпистемологии является швейцарский психолог Ж.Пиаже. Его идеи в области формирования мышления у ребенка легли в основу объяснения генезиса и становления мышления человека вообще. Они и позволили поставить вопрос о реконструкции развития познания в историческом плане.

Поэтому предметом исследования данного ученого является процесс познания как функции развития, переход от менее продвинутой стадии к более продвинутой, механизмы роста знания. В итоге им выделяются четыре стадии когнитивного развития ребенка: 1) сенсомоторная (от момента рождения до 2-х лет); 2) интуитивная, или предоперациональная (2 - 7 лет); 3) конкретно-операциональная (7 - 12 лет) и 4) формально-операциональная (12 - 15 лет).

Для первой стадии характерна позиция эгоцентризма, когда субъект не выделяет себя из мира и поэтому объект выступает как продолжение его действий. На второй стадии отмечается процесс децентрации, в результате чего выделяются два полюса - «Я» и «объект». Для каждого индивида это означает своеобразную коперниканскую революцию, связанную с генезисом первых понятий пространства, времени, причинности и константности объектов. На третьей стадии начинают появляться отдельные логические операции. И, наконец, для четвертой стадии характерно умение оперировать логическими схемами и способность мыслить с помощью гипотез. Так постепенно формируется мышление ребенка и человека как такового.

Основоположником эволюционной эпистемологии считают австрийского этолога К.Лоренца. Его продолжателями стали в основном ученые ФРГ и Австрии. Цель данного направления - исследование биологических предпосылок человеческого познания и объяснение его особенностей на основе современной синтетической теории эволюции, которая рассматривается как адаптивный процесс в смысле Ч.Дарвина.

Базовые положения эволюционной эпистемологии можно сформулировать в следующих пунктах:

1. Жизнь по своей сути представляет познавательный процесс, поэтому ее возникновение совпадает с формированием структур, которым присуща способность получать и накапливать информацию. Иначе говоря, «жизнь есть получение информации» (Лоренц).

2. Все живые существа снабжены системой врожденных диспозиций, «априорных» когнитивных структур. Формирование этих структур осуществляется в соответствии с эволюционным учением; а значит, в результате селекции закрепляются те из них, которые в наибольшей степени соответствуют окружающим условиям и способствуют выживанию.

3. В способах получения и обработки информации имеется сходство, подобие и соответствие. «Всему, что мы, люди, знаем о реальном мире, в котором живем, - пишет Лоренц, - мы обязаны возникающему в ходе родоисторического развития аппарату получения информации, который, хотя намного сложнее, но построен по тем же принципам, что и тот, что отвечает за двигательные реакции инфузории-туфельки». И главная черта этого сходства - процессы абстрагирования от «субъективного» и «случайного» и когнитивный процесс объективации.

Продолжателем исследований Лоренца в данной области стал Г.Фоллмер, написавший книгу «Эволюционная теория познания». Вот ее главные положения: «Наш познавательный аппарат - результат эволюции. Субъективные структуры сознания соответствуют реальности, так как они были выработаны в ходе эволюционного приспособления к этому реальному миру. Они согласуются (частично) с реальными структурами, потому что только такое согласование обеспечивает возможность выживания». Позднее эти утверждения легли в основу так называемого «гипотетического реализма», который строится на следующих принципах:

1. Имеется реальный мир, независимый от нашего сознания; он структурирован, взаимосвязан, квазинепрерывен.

2. Этот мир частично познаваем и объясняем посредством восприятия, мышления и интерсубъективной науки.

3. Все фактическое познание гипотетично, преходяще, подвержено ошибкам, ненадежно.

Появление натурализированной эпистемологии связано с работами У.Куайна, утверждавшего, что традиционная гносеология должна быть заменена специальной психологией познания. При этом Куайн ориентировался на определенное направление в самой психологии - бихейвиоризм. Позже его последователи расширили ее область, включив в нее биологические и социальные науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: