Оформление теоретических подходов к общественному и частному призрению. Оформление христианских представлений о помощи ближнему

Оформление христианских представлений о помощи ближнему

Тема 1.3 Донаучный этап оформления теории социальной работы

План:

1. Тенденция оформления древнейших представлений о процессах помощи и взаимопомощи

Тенденция оформления древнейших представлений о процессах помощи и взаимопомощи

Зарождение представлений о помощи и взаимопомощи происходит на стадии родового общества.

Однако впервые обозначение и выделение данного явления из многих сфер человеческого бытия происходит в Древней Греции.

Платон и Аристотель рассматривали благотворительность в контексте общественной пользы, полагая что эта деятельность — прерогатива государства, а не отдельного частного служения. Платон тем не менее считал, что не следует заботиться о бедных, попавших в трудную ситуацию, подчеркивая, что «бедность за­ключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности». Ситуация осложняется, если ей сопутствуют болезни и обнищание.

Аристотель, рассматривая дружественность как разновидность добродетелей человека, указывает на человеколюбие как его природное свойство.

Оформление идей помощи, поддержки и защиты в древности связано с развитием письменности и проникновением через христианскую литературу представлений о презрении и милосердии к ближнему.

Говоря о вдовах и сиротах как субъектах, наименее защищен­ных в миру, т.к. на них не всегда распространялась общественная вира, Владимир Мономах в «Поучении» уделяет им особое внимание.

В период с XIV по XVIII вв. в теории милосердия происходят существенные изменения. Во-первых, изменяется историчес­кий контекст; во-вторых, мыслители позднего средневековья испытывают влияние различных школ и таких авторов, как Лионисий Ареопагит, Иоанн Лествичник, Филипп Пустынник и другие; в-третьих, православие как целостное мировоззрение претерпевает реформу Никона, после чего происходит церковный раскол и появляются различные новые течения; в-четвертых, развитие законодательства вносит существенные коррективы в традиционные православные догматы о милосердии и церковных людях. Все это в совокупности определило своеобразие подходов к идеям милосердия и оформлению основ «теории призрения», которая со стороны государства первоначально оформлялась как «теория нищепитательства».

Во второй половине XVII—XVIII вв. закладываются основы политики просвещенного абсолютизма. Большую роль здесь иг­рали социально-политические идеи Ю.Крижанича, Епифания Славинецкого, В.Татищева, И.Посошкова и других мыслителей.

Оформление христианских представлений о помощи ближнему

«Агапе», или любовь к ближнему, приходит на смену филан­тропии. Осмысление важнейших христианских догматов о милосердии расширяет парадигму "теоретического" осмысления сущности помощи и поддержки. Особое значение в связи с этим имеют труды Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Федора Студита, Иоанна Дамаскина, Афанасия Александрийского и др. авторов " нравоучительной литературы". Иоанн Златоуст считает, что в акте милосердия не должно быть границ: "Хотя бы даже язычником мы увидели в несчастии, и ему надобно оказать добро, и вообще всякому человеку, находящемуся в несчастных обстоятельствах".

Милосердие определяет ряд поступков и деяния, которые направлены на различные нужды субъекта. Иоанн Златоуст выделяет два уровня помощи: милости духовные и милости телесные.

Дальнейшее развитие теории и практики благотворительности происходит под непосредственным руководством Римско–католической церкви и это продолжается вплоть до реформации.

В XVI в. Мартин Лютер с протестантских позиций подвергает критике сложившиеся формы и принципы благотворительности. Ожесточенную критику он обрушивает на расточительство Церкви, возводившей и великолепно украшавшей храмы засечет пожертвованных сумм, а также на бессистемную помощь просителя, выражавшуюся в форме милостыни.

С Реформации начинают формироваться два основных подхода по регламентации профессионального нищенства: локализация данного явления при помощи законов и возложения на гражданское общество соответствующих налогов и сборов.

В XVIII в. оформляются идеи государственного подхода к, поддержке нищих и нуждающихся. Так, Монтескье в деле помощи нуждающимся ведущую роль отдавал государству. Ларошфуко считал помощь нуждающимся делом всей нации. Идеи государственного обеспечения были оформлены в период Великой Французской революции. Основные подходы идеологи Революции связывали со справедливым перераспределением капиталов и доходов благотворительных заведений. Соответствующими декретами были установлены права многодетных семей, вдов и престарелых, не имеющих кормильцев. Именно тогда появляется такое понятие, как пенсия. Она назначается государством лицам, не имеющим возможности самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень. Декларируется, что общественная помощь беднякам является священным долгом государства, оно обязано либо предоставлять им работу, либо содержать их, а также материально обеспечивать тех, кто не в состоянии трудиться.

Оформление теоретических подходов к общественному и частному призрению

Секуляризация идеологии в XVIII в. привела к развитию самостоятельной общественной мысли, светской науки, тогда как церковное сознание «уходит в более напряженное искание чисто церковной правды, освобождается от соблазнов церковно-политической идеологии».

Отказ от теологического понимания дела общественного при­зрения приходится на период правления Петра I. Процесс по­мощи, институты помощи, субъект и объект помощи начинают рассматриваться в рамках государственных указов и постанов­лений, которые выступают официальными нормативными критериями жизнедеятельности, ценностями, «правилами общественного поведения».

Социально-административное, или реформистское, направление мысли в области общественного призрения на первых этапах включало в себя вопросы организации не только институтов поддержки и контроля, но и институтов воспитания. Это нашло отражение в проектах Ф.Салтыкова, А.Курбатова, в законодательной деятельности Петра I, Екатерины II и других об­щественных и политических деятелей.

Несколько иные подходы к вопросам общественного призрения намечаются в его социально-философском осмыслении. Основные проблемы, которые поднимают мыслители XVIII в., связаны с ролью личности в деле помощи. На фоне социальных проблем рассматриваются такие этические категории, как добродетель и порочность, формируются первые социально-поли­тические подходы к вопросу социального восприятия материального достатка (такие подходы были реализованы в работах Я.Козельского, А.Радищева, П.Пестеля, Н.Рождественского и др.).

Контрольные вопросы:

1. Проследите тенденцию оформления древнейших представлений о процессах помощи и взаимопомощи.

2. Раскройте оформление христианских представлений о помощи ближнему.

3. Покажите оформление теоретических подходов к общественному и частному призрению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: