Поиск путей преодоления кризиса современной цивилизации

Тревога за будущее заставила западных гуманистов выдвинуть ряд концепций, которые быстро сменяют друг друга, — от идеи «нулевого роста», «догоняющего развития» и дальше, вплоть до нынешнего ориентира — «устойчивого развития». Однако осново­полагающий принцип концепции «устойчивого развития» — огра­ничение потребления во имя стабильности в обществе — вряд ли реализуем. Чтобы ограничить потребление «всерьез и надолго», надо либо изменить потребности, либо применить силу.

Сознательное самоограничение во имя всеобщего блага, как показывает исторический опыт, не может быть массовым — то же самое христианство проповедует его на протяжении двух тысяче­летий, и не добилось каких-либо серьезных успехов, даже под стра­хом вечной потусторонней кары. Вместе с тем развитие, действи­тельно, не может остановиться, уж коли традиционализм на протяжении последних веков не выдержал давления Запада и чело­вечество сместилось с точки равновесного существования. Попыт­ки продлить прошлое в будущее несостоятельны, ни в виде рели­гиозного фундаментализма, противостоящего Западу, ни в виде


западного фундаментализма, выступающего ныне в качестве идеи «золотого миллиарда». Если, например, уничтожить индейцев во имя процветания США удалось, то уничтожить 4/5 человечества во имя процветания западного «золотого миллиарда» так называемых «цивилизованных народов» — это уже реакционная утопия, путь к гибели всего человечества. XX в. воистину стал временем обще­мирового кризиса традиционных религий, особенно западного христианства. Причин тому много. Здесь и архаичность культов, и архаичность догматики. Но главное, пожалуй, состоит во все более очевидной неспособности религии разрешить накопившие­ся цивилизационные проблемы, помочь западному обществу стать на путь обновления.

Осознание тупикового характера Западной цивилизации стало в XX в. лейтмотивом европейской общественной мысли — от «Зака­та Европы» Освальда Шпенглера, до работ «Римского клуба» и ряда других направлений, связанных с анализом глобальных проблем. Крупнейшие философы, такие как Эрих Фромм, Герберт Марку-зе, Теодор Роззак, многие экзистенциалисты, не говоря уже о зна­менитых эзотериках, таких, как мыслители-традиционалисты Рене Генон, Юлиус Эвола, Александр Дугин убедительно раскрыли вну­треннюю противоречивость, глубинную порочность западной цивилизации. Новейший этап ее развития — «постиндустриальное общество» — принес развитым странам более высокий уровень материального потребления, но лишь обострил духовные пробле­мы. Растущее чувство одиночества, отчуждение, неуверенность в будущем... А ведь в основе западного образа жизни лежат ценно­сти, сформулированные на языке религии — католичества и преж­де всего — протестантизма.

Разочарование в традиционных религиозных ценностях поро­дило поиск нетрадиционных форм религиозности, во многом построенной на заимствовании идей и мотивов восточных религий, а также на трансформации самого христианства. И, наконец, все возрастает роль духовных и практических форм, которые можно наз­вать парарелигиозными. У них нет церкви в обычном смысле слова, у них нет культов, опять-таки — в привычном понимании, хотя есть многочисленные приверженцы, есть свои формы организации. Сюда относятся всевозможные оккультные учения, как западные, так и восточные, а также основанные на них оккультные обще­ства, как открытые — экзотерические, так и закрытые — эзотери­ческие.


Однако все эти религиозно-духовные и организационно-прак­тические формы не помогли достигнуть процветания всем тем обществам, которые ими руководствовались и на них основывались. Прежде всего это касается ныне ведущей западной цивилизации. Более того, ее внутренние противоречия, а также противоречия с другими цивилизационными потоками привели к тому, что, нес­мотря на ее относительные успехи в материальном, чисто веществен­ном процветании, возник целый ряд духовных и так называемых глобальных проблем, которые угрожают самому существованию человечества. Эти проблемы в своей совокупности не могут быть решены на основе старых систем ценностей и выражающих эти цен­ности типов мировоззрения.

Следовательно, создание нового типа мировоззрения и распро­странение его в сознании миллионов людей становятся необходи­мой предпосылкой и средством выживания самого человечества. По старому дальше жить нельзя: или всемирная катастрофа, или новое качество развития общества, а для достижения этого нового качества нужно и новое качество сознания. То, что раньше выступало как поиск идеала, обусловленный непереносимостью настоящего, теперь выступает как императив, обусловленный невоз­можностью будущего. Чтобы этому императиву последовать, надо его осознать. А далее — еще более сложная духовная работа: найти, обрести, выстрадать новую систему ценностей, полностью ее осоз­нать и, наконец, сформулировать в виде, достаточно приемлемом для современников, с учетом двух основных моментов — обновле­ния и преемственности, так как, с одной стороны, речь идет о новом качестве общественной жизни и соответствующем качественно новом типе мировоззрения, а, с другой стороны, — переход к этому «новому» попросту невозможен без органической связи нового и старого: будущее возможно только тогда, когда оно естественно-исторически вырастает из прошлого и настоящего.

В этой связи следует обратить внимание на отмечаемый мно­гими учеными-естествоиспытателями факт стирания границ между мистическим и естественнонаучным пониманием Мироздания. Особенно ярко это проявляется в современной физике, которая ока­зала влияние почти на все стороны общественной жизни. Физика является основой для всех естественных наук, а союз естественных и технических наук коренным образом изменил условия нашей жизни на планете, что привело как к положительным, так и к отри­цательным последствиям. Сегодня вряд ли можно найти отрасль


промышленности, не использующую достижений атомной физи­ки, и нет нужды говорить об огромном влиянии последней на поли­тику. Однако влияние современной физики сказывается не толь­ко в области производства. Оно затрагивает также всю культуру в целом и образ мышления в частности и выражается в пересмотре наших взглядов на Вселенную и нашего отношения к ней. Изуче­ние атома и субатомного мира неожиданно ограничило область приложения идей классической механики и обусловило необходи­мость коренного пересмотра многих наших основных понятий. Понятие материи, например, в субатомной физике абсолютно непохоже на традиционные представления о материальной суб­станции в классической физике. То же самое можно сказать о поня­тиях пространства, времени, причины и следствия. Однако эти понятия лежат в основе нашего мировоззрения и в случае их ради­кального пересмотра изменяется вся картина мира. Эти изменения, привнесенные современной физикой, широко обсуждались физи­ками и философами на протяжении последних десятилетий, при этом все чаще обращалось внимание на то, что эти изменения приближают нас все больше к восприятию мира, сходному с кар­тиной мира мистиков Востока.

Было отмечено, что два краеугольных камня современной физи­ки — квантовая теория и теория относительности — лежат в осно­ве мировоззрения, очень похожего на мировоззрение индуизма, буд­дизма или даосизма, особенно если обратиться к недавним попыткам объединить две эти теории в целях описания явлений микроско­пического мира: свойств и взаимодействий элементарных частиц, из которых состоит вся материя во Вселенной. Здесь параллели между современной физикой и восточным мистицизмом практи­чески доходят до полного совпадения, и сплошь и рядом имеют место такие высказывания, относительно которых практически невозможно сказать, кем они сделаны — физиком или восточным мистиком. Один из крупнейших физиков нашего времени, «отец» ядерного оружия Роберт Оппенгеймер писал по этому поводу: «Общие законы человеческого познания, проявившиеся в откры­тиях атомной физики, не являются чем-то невиданным и абсо­лютно новым. Они существовали и в нашей культуре, занимая при этом гораздо более значительное и важное место в буддийской и индуистской философии. То, что происходит сейчас, — подтвер­ждение, продолжение и обновление древней мудрости». (Капра Ф. Дао физики. СПб.: «ОРИС», 1994. С. 13). Таким образом, совре-


менная физика, идущая в авангарде естественных наук и опреде­ляющая все научное мировоззрение в целом, все более и более в понимании Мироздания смыкается с мистикой Востока — науч­ная и мистическая картины мира с каждым новым научным откры­тием становятся все более неразличимыми. Впрочем, это вполне естественно: Восток является метафизическим центром человече­ства — именно здесь аккумулирована многовековая мировоззрен­ческая мудрость и то, к чему современная наука начала приближать­ся только лишь в XX в., на Востоке являлось сакральной истиной тысячелетия тому назад. В силу всех этих обстоятельств, с точки зре­ния необходимости осуществления нового мировоззренческого синтеза, восточные учения приобретают в настоящее время всевоз­растающее значение.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: