Основные методы сбора информации, применяемые в социологических исследованиях

Этапы социологического исследования

Лекция 6

Существуют разные варианты типологий социологических исследований. В самом общем виде выделяют исследования:

1. В зависимости от сложности решаемых задач.

2. В зависимости от методов сбора информации.

1. Выделяют три типа:

1. разведывательное (зондажное) исследование - исследование в ходе, которого получают первоначальные данные. Такие исследования обычно основаны на одном методе сбора информации.

2. Описательные. Целью таких исследований является создание целостной картины изучаемого явления или процесса.

3. Аналитическое исследование. Задачей является выявить причины наследственной связи (внутри явления, между характеристиками).

используют несколько методов сбора информации.

2. типологию социальных исследований иногда увязывают с методами сбора информации. В таком случае самостоятельными исследованиями являются: опрос, изучение документов, наблюдение, эксперимент.

1. Подготовительный. На этом этапе разрабатывается программа социологического исследования, как основной научный документ.

2. полевое исследование - происходит сбор данных.

3. Первичная эмпирическая обработка полученной информации (с помощью математических методов).

4. Теоретическая интерпретация полученных результатов. Анализ полученных чисел, предоставление анализа результатов.

Самый распространенный метод сбора - социологический опрос. Бывают разные по формам и способам проведения. Опросы бывают массовые и специализированные (экспертные). В массовом опросе участвуют представители любых социальных групп в не зависимости от степени их компетенции в изучаемой проблеме. Экспертный опрос - участвуют люди, являющиеся экспертами по данной проблеме.

Опросы бывают единичные и повторные (панельные). Разновидностью повторного исследования является лонгитюдное исследование - очень сложное и растянутое во времени. Такие исследования могут быть посвящены проблемам развития личности на разных этапах жизни. В качестве самостоятельной разновидности опроса выявляют социометрические опросы. Посвящены измерению межличностного взаимодействия малых социальных групп.

В последнее время получил распространение такой метод опроса, как фокус-группа. Этот метод связан с изучением отношений потребителей к тем или иным видам товаров и услуг. По форме организации опросы могут проводиться в виде интервью и в виде анкетирования. Главным достоинством опроса является большой объем получаемой статистической информации при относительно не высоких затратах. Недостаток опроса заключается в невозможности фиксировать состояние процесса или явления в режиме реального времени.

4. Наблюдение. Это целенаправленное систематизированное восприятие, какого либо явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. По технологии, наблюдения бывают разных видов:

1. Включенные и не включенные наблюдения. Включенные - наблюдения, при которых специалист сам включается в исследуемую группу. Не включенные - наблюдает со стороны.

Наблюдения бывают лабораторными (искусственные условия) и полевыми (реальное). Анонимные (группа об этом не знает) и не анонимные.

Положительной стороной наблюдения является фиксация поведения социальных субъектов в режиме реального времени. В ходе наблюдения можно фиксировать реальное поведение людей, но невозможно получить большой объем информации, что достигается при опросе.

3. Изучение документов. Различные тексты, журналы, фото и видео документы, голосовые записи. Используется два метода:

1. Традиционный, при таком методе выясняется условие появления документа, автор документа, степень достоверности содержащейся в нем информации.

2. Контент-анализ. Изучение документов одного типа, есть повторяющиеся элементы. Отменяют для обобщения социологических анкет, которые содержат открытые вопросы (респондент сам пишет ответ на вопрос).

Эксперимент. Предполагает создание экспериментальной ситуации, путем изменения в той или иной степени обычных условий существования социальной группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: