Область использования основных методов анализ

Рис. 2.2. Система показателей комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

 
 


Характеристика содержания подсистем показателей. По­казатели подсистемы 1 – исходной рыночной позиции предпри­ятия – характеризуют:

· уровень наличия необходимых и достаточных ресурсов (материальных, финансовых и др.) для нормального функциони­рования предприятия на рынке товаров и услуг, а также уровень

· функционирования предприятия на рынке товаров и услуг, а также уровень выполнения производственной программы пред­приятия;

· организационно-технический уровень предприятия, то есть величину предприятия, степень его специализации, характер производимой продукции, уровень механизации труда рабочих и др.

· уровень маркетинговой деятельности на предприятии, то есть изучение спроса на продукцию, ее конкурентоспособность, также емкость и долю рынка и др.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятия необходимо начинать с изучения этой подсистемы, показа­тели которой оказывают существенное влияние на все остальные показатели деятельности предприятия.

Основными показателями подсистемы 2 являются стои­мость основных, оборотных и нематериальных активов предпри­ятия, уровень денежных средств, вкладываемых в основной капи­тал, стоимость ценных бумаг, доля акционеров в капитале пред­приятия и др. Они тесно связаны с показателями подсистем 3...11 и характеризуют возможности развития самого предприятия на рынке товаров и услуг.

В подсистеме 3 эффективность управленческой деятельно­сти может быть оценена показателями экономичности аппарата управления, организованности системы управления и др. Данные показатели непосредственно отражают ту сторону деятельности предприятия, которая влияет на величину показателей всех по­следующих на рис. 2.2 подсистем.

В подсистеме 4 основными показателями являются мате­риалоемкость продукции, материалоотдача, коэффициент обора­чиваемости оборотных средств, продолжительность одного обо­рота. От наличия, использования и соответствия структуры мате­риальных ресурсов производственной программе по производст­ву продукции в значительной степени зависит экономическая со­стоятельность предприятия.

Подсистема 4 также включает в себя обобщающие и частные по­казатели использования основных средств, которыми владеет предприятие. К обобщающим показателям относят фондоотдачу, фондоемкость, рентабельность основных фондов. Вместе с тем, для каждого вида основных фондов существуют частные показа­тели их использования с позиций функционального назначения этого вида. К таким показателям относят: коэффициент сменно­сти оборудования, коэффициент грузоподъемности, коэффициент использования времени в наряде и др. Состояние основных фон­дов определяется коэффициентами их износа и годности, а также коэффициентом выбытия и коэффициентом обновления. По ре­зультатам анализа величины и динамики показателей подсистемы 4 принимаются управленческие решения о приоритетных направ­лениях в области эффективного использования основных фондов предприятия.

Кроме этого подсистема 4 включает в себя показатели обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами (коэффициент кадровой укомплектованности, коэффициент текучести кадров и др.), пол­ноту использования фонда рабочего времени, фонда заработной платы, показатели производительности труда и т.п.

В подсистему 5 входят показатели производственной про­граммы предприятия: объем производства продукции, трудоем­кость выполнения технического обслуживания и текущего ре­монта, ритмичность производства товаров и услуг, качество про­дукции и др. Они тесно связаны с показателями всех последую­щих подсистем.

Показатели подсистемы 6 – это общая сумма затрат на про­изводство, в том числе по статьям затрат, по месту возникнове­ния затрат, центрам ответственности, а также затраты на единицу продукции и др. От уровня себестоимости продукции (работ или услуг) непосредственно зависят показатели подсистемы 9.

К подсистеме 7 относятся показатели, которые характери­зуют наличие и структуру капитала предприятия по составу его источников и формам размещения, эффективность и интенсив­ность использования собственных и заемных средств. К этой подсистеме относятся также показатели, которые характеризуют использование прибыли, кредитов банков, платежеспособность, кредитоспособность и инвестиционную привлекательность, фи­нансовую устойчивость предприятия и др.

Важными относительными финансовыми показателями яв­ляются: рентабельность производства (соотношение балансовой прибыли и суммы затрат на производство товаров или услуг), рентабельность производственных фондов (соотношение балан­совой прибыли и стоимости основных и оборотных фондов пред­приятия) и рентабельность продаж (соотношение балансовой прибыли и выручки от реализации продукции). Кроме этих пока­зателей можно еще рассчитать рентабельность вложенного капи­тала, а также рентабельность основного и оборотного капитала предприятия. Каждый из названных показателей играет свою роль в анализе эффективности деятельности предприятия.

К последней подсистеме 8 относятся показатели, которые характеризуют потенциал предприятия и уровень развития пред­приятия. Поскольку, как уже отмечалось ранее, потенциал - это понятие многоаспектное, то обычно выделяют конкретные его стороны, например трудовой потенциал, производственно-техно­логический потенциал и др. Так при анализе трудового потен­циала предприятия используют достаточно большую совокуп­ность показателей. Вот некоторые из них: средний возраст работ­ников в целом и по отдельным профессиональным группам; удельный вес работников наиболее производительной группы в общем числе работников предприятия; средний стаж работы на данном предприятии и по профессии; количество претензий, предъявляемых работниками предприятия к администрации и др.

Показатели уровня развития предприятия могут группиро­ваться по конкретным областям целенаправленного развития предприятия. Выделяют следующие основные области: область используемой на предприятии техники и технологии производст­ва товаров и услуг; структуры производимых предприятием товаров и услуг; организации управления предприятием; корпоративной культуры и др.

В целом, все показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия находятся в тесной связи и зависимости, которую необходимо учитывать в комплексном анализе. Взаимосвязь основных показателей определяет последовательность выполнения анализа – от изучения первичных показателей до обобщающих. Такая последовательность соответствует объективной основе формирования экономических показателей для анализа деятельности предприятия.

Основные методы анализа применяются для обработки либо изучения информации о текущей деятельности и социально-экономическом развитии предприятия. Применение тех или иных методов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследова­ния, технических возможностей выполнения расчетов, квалифи­-кации аналитика и т.д. Так, например, для обработки собранной информации могут использоваться методы: группировки, детали­зации, графоаналитический; для изучения состояния и законо­мерностей развития исследуемых объектов – методы: балансо­вый, графоаналитический, сравнения; для обобщения результатов анализа и комплексной оценки деятельности предприятия – ме­тоды: сравнения, группировки, балансовый, построения сетевого графика, относительных и средних величин и др. В табл. 2.1 «+» отмечены те методы, которые наиболее часто используются при исследовании представленных направлений анализа.

Остановимся более подробно на некоторых основных мето­дах анализа.

Сравнение – один из шести логических приемов ознакомле­ния с предметом, позволяющий дать характеристику данного яв­ления через другие явления и понятия. При сравнении каких-либо данных о работе предприятия необходимо правильно оценивать их экономическое значение, понимать, в какой степени и какие именно стороны деятельности предприятия они отражают.

Как аналитический прием сравнение позволяет выявить взаимосвязь экономических явлений, их развитие и степень дос­тижения эффективности в использовании материальных, трудо­вых и финансовых ресурсов. Сравнение может быть качествен­ным (например, работа предприятия в прошлом месяце была лучше, чем в этом) и количественным (например, рентабельность производства увеличилась на 1,5% по сравнению с предыдущим периодом).

Процедура сравнения включает несколько этапов:

· выбор сравниваемых объектов;

· выбор вида сравнения (пространственное, динамическое
и др.);

· выбор шкал сравнения и степени значимости событий;

· выбор числа признаков, по которым должно проводиться
сравнение;

· выбор базы сравнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: