Рис. 2.1. Система комплексного анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия
На следующем этапе проводится анализ и оценка имущественного положения предприятия и его активов, результатом которых является подробная характеристика возможностей развития предприятия на перспективу. Объектами оценки обычно выступают: материальные, нематериальные и финансовые активы, а также предприятие в целом. В последнем случае предприятие рассматривается как единый имущественно- производственный комплекс.
Очередными этапами, представленными на рис. 2, являются: анализ производства продукции или оказания услуг, анализ выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту активной части основных фондов предприятия. Основной задачей предприятия является выполнение заявленных объемов производства продукции. Результаты выполнения заявленных объемов производства продукции оказывают влияние на многие показатели работы предприятия (например, на доходы, себестоимость, производительность труда и т.д.). С другой стороны, на выполнение заявленных объемов производства продукции оказывают влияние многочисленные и разнообразные факторы, как зависящие от работы самого предприятия, так и не зависящие от него. Поэтому анализ выполнения плана производства продукции и оказания услуг является важнейшим этапом аналитической работы.
|
|
Следующим этапом комплексного анализа является анализ эффективности использования ресурсов предприятия. Предприятие может быть названо эффективной организацией только при условии успешного решения задач, как приобретения ресурсов производства, так и рационального их использования. На этом этапе комплексного анализа определяется, во- первых, насколько успешно менеджеры предприятия справляются с задачей приобретения ресурсов, в том числе материальных и трудовых, а также в какой мере качество и количество этих ресурсов соответствует потребностям производства продукции. Во-вторых, устанавливается, насколько рационально используются приобретенные ресурсы в процессе производства, а также как учитываются изменения во внешней среде, связанные с ресурсным обеспечением производства продукции.
Очередной этап комплексного анализа – анализ себестоимости продукции (услуг, работ), позволяющий выяснить насколько эффективно работало предприятие, по каким статьям затрат получена экономия или перерасход, какие факторы и в какой степени повлияли на себестоимость, какие имеются резервы дальнейшего снижения себестоимости.
Не следует забывать, что на себестоимость производимой продукции оказывают воздействие многочисленные группы факторов, имеющих как положительный (конструктивный), так и отрицательный (деструктивный) характер влияния. Все это способствует повышению сложности организации и проведения подобного анализа.
|
|
От уровня эффективности использования ресурсов, уровня себестоимости продукции, объема производства зависят финансовые результаты деятельности предприятия. Анализ финансовых результатов также позволяет выяснить, насколько эффективно работало предприятие в оцениваемом периоде. Нужно учитывать, что отдельные финансовые показатели и показатели рентабельности характеризуют различные стороны эффективности производства продукции. По результатам анализа должны быть намечены пути повышения финансового состояния и рентабельности предприятия. Для этого следует использовать результаты ранее выполненных этапов комплексного анализа.
Очередным обязательным этапом комплексного анализа является анализ управленческой деятельности предприятия, направленный на решение задач совершенствования организационной структуры управления предприятием, на корректировку це- леполагания финансово-хозяйственной деятельности и миссии предприятия, а также на развитие его корпоративной культуры.
Заключительным этапом комплексного анализа является оценка потенциала предприятия и диагностика его развития. Потенциал - понятие многоаспектное и дать его общую оценку довольно затруднительно, поскольку предприятие – сложная система и в каждом из ее элементов (подразделениях, участках, рабочих местах и т.д.) формируются собственные результаты, преследуются конкретные, иногда противоречивые цели. Кроме этого, некоторые характеристики потенциала трудно представить в количественной форме. Поэтому в зависимости от того, в каком аспекте рассматриваются результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, различают производственный, трудовой, организационно-экономический потенциал и др.
Необходимо отметить, что информационной базой оценки потенциала являются данные, полученные в ходе проведения всех этапов комплексного анализа предприятия. На основе же такой оценки будут изменяться или корректироваться миссия организации, стратегия ее развития, цель и направления деятельности.
Таким образом, по результатам комплексного анализа делаются выводы о потенциале предприятия и разрабатываются рекомендации по решению стоящих перед предприятием проблем.
Каждый этап, представленный на рис. 2, можно рассматривать как относительно обособленную систему анализа отдельно взятой стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, то есть тематический анализ. Чаще всего он проводится с целью изучения эффективности управления отдельными сторонами деятельности предприятия, либо усиления конкурентоспособности производимой продукции. По результатам тематического анализа делаются частные выводы о потенциале предприятия и формируются конкретные рекомендации по решению выявленных проблем отдельных структурных подразделений или рабочих мест.
2.4. Реализация системного подхода в анализе хозяйственной деятельности предприятия
Системный подход – это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как системы. Системный подход позволяет глубже изучить объект, получить более полное представление о нем, выявить причинно-следственные связи между отдельными частями этого объекта. Он базируется на следующих принципах: единства, развития, глобальной цели, функциональности, иерархии, организованности и др.
|
|
В соответствии с этими основными принципами системного подхода предприятие может рассматриваться как система, то есть набор взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, скоординированных с определенной финансово-хозяйственной целью. Внутри предприятия, представленного как система, могут быть выделены, по какому-либо признаку подсистемы (например, производственные подразделения). При этом, само предприятие следует расценивать не как простую, а как взаимодействующую их совокупность. Подсистемы предприятия выполняют относительно обособленные, но вместе с тем и взаимосвязанные функции, такие как производство продукции; управление и обслуживание производства; реализация произведенной продукции; координация действий всех подсистем предприятия и др.
Системный подход к анализу деятельности предприятия подразумевает понимание того, что каждая такая подсистема анализируется не изолировано, а с учетом множества связей, возникающих и существующих между подсистемами. В свою очередь, изменения во внешней среде воздействуют на отдельные подсистемы предприятия или в целом на предприятие как на открытую социально-экономическую систему.
В самом процессе реализации системного подхода в анализе деятельности предприятия можно выделить несколько последовательных этапов.
На первом этапе осуществляется обоснованный выбор объекта анализа, который представляется как определенная система. Для этого сначала выделяют отдельные части объекта, рассматриваемые как элементы системы. Причем в конкретных случаях система может иметь несколько уровней, то есть каждый из выделенных элементов первого уровня может рассматриваться как самостоятельная система (подсистема). Кроме того, на первом этапе реализации системного подхода в анализе должны быть: сформулированы цель развития системы и задачи, которые она решает; выявлены связи с другими системами и взаимосвязи между отдельными элементами, определены функции каждого элемента и системы в целом.
На втором этапе формируется набор показателей, которые способны дать наиболее полную оценку всем без исключения элементам, взаимосвязям (внутренним и внешним). Также на этом этапе описываются критерии, ограничения и условия, в которых существует система.
|
|
На третьем этапе разрабатывается общая структурно- логическая схема изучаемой системы. Графически она обычно представляется в виде рисунка (схемы), где каждому элементу соответствует определенный блок. Отдельные блоки связывают между собой стрелками, которые показывают наличие и направление внутренних и внешних связей системы. Здесь же сформированные на предыдущем этапе показатели распределяют по элементам и связям системы, уточняя их перечень. Кроме этого, уточняются (и если необходимо корректируются) критерии, ограничения и условия, в которых функционирует система.
На четвертом этапе реализации системного подхода в анализе деятельности предприятия строится в общем виде модель системы. Тип модели (выбор которого зависит от цели и задач анализа, от уровня сложности и степени специализации объекта, или системы) может быть различный, например, графическая, экономико-математическая, логическая, дескриптивная и др. Если выбор осуществлен в пользу экономико-математической модели, то на этом этапе на основе качественного анализа определяются математические формы всех уравнений и неравенств системы. При помощи математических методов находятся коэффициенты всех приведенных уравнений и неравенств.
В результате по итогам выполненной работы будет получена модель, которая может использоваться для анализа выбранного объекта.
На последнем, пятом этапе проводится работа с моделью. Путем замены отдельных параметров модели, характеризующих те или иные факторы производства, определяют значение целевой функции. Сравнение этих параметров с фактическими, нормативными и среднеотраслевыми позволяет оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, влияние факторов на величину результативных показателей, определить источники и объемы неиспользованных внутрипроизводственных возможностей.
Рассмотренный подход к анализу деятельности предприятия имеет существенные преимущества, а именно: он обеспечивает комплексность и целенаправленность исследования; методологически обоснованные пути поиска возможностей повышения эффективности деятельности предприятия; более объективную оценку результатов деятельности; высокую обоснованность рекомендаций по решению стоящих перед предприятием проблем.
Любой показатель представляет собой меру определения степени достижения цели либо набор количественных и (или) качественных параметров, отражающих результаты социально- экономической деятельности предприятия. Каждый показатель имеет свое выражение, характеризующее конкретное измерение изучаемого объекта или процесса, а также его содержание - экономическую сущность. Причем каждый объект или финансово- хозяйственный процесс обычно определяется системой (подсистемой) взаимосвязанных показателей. Необходимой предпосылкой разработки системы показателей для анализа деятельности предприятия и правильного ее применения является их классификация по разным признакам.
Использование различных группировочных признаков при классификации показателей позволяет лучше разобраться в их природе, в принципах их расчета, а также подобрать тот круг показателей, который необходим для многостороннего исследования анализируемого объекта и факторов, влияющих на его состояние.
Показатели, применяемые в анализе финансово- хозяйственной деятельности предприятия, классифицируются следующим образом:
По способу исчисления показатели подразделяются на абсолютные и относительные. Абсолютные – выражаются в стоимостных, натуральных и трудовых показателях (рублях, тоннах, километрах, тонно-километрах, днях, автомобиле-часах работы и т.п.). Эти показатели, как правило, характеризуют объемы деятельности анализируемых явлений или процессов. Относительные показатели определяются в процентах, коэффициентах и индексах. Расчет относительных показателей усиливает сопоставимость данных за разные хронологические периоды.
По полученным характеристикам показатели делятся на качественные и количественные. Качественные показатели оценивают отдельные свойства изучаемого объекта анализа. Например, общая производительность труда работников предприятия, рентабельность производства, уровень ликвидности и др. Количественные показатели – оценивают объемные параметры объекта анализа. Например, среднесписочная численность персонала, прибыль, величина задолженности предприятия и др.
По степени обобщения показатели делятся на обобщающие и частные. Обобщающими считаются показатели, с помощью которых даются сводные характеристики состояния изучаемого объекта, степени использования им находящихся в его распоряжении ресурсов, а также эффективности деятельности. Частные показатели отражают отдельные стороны, элементы изучаемых явлений и процессов. Например, обобщающим показателем эффективности использования основных фондов является фондоотдача. К частным показателям эффективности использования основных фондов относятся коэффициент загрузки оборудования, удельный вес простоев оборудования в календарном периоде и др.
По способу формирования различают показатели нормативные (нормы расхода горюче-смазочных материалов, нормы амортизации, нормы запасов по виду оборотных фондов и др.); плановые, или базовые (данные планов социально-экономического развития, бизнес-планов, плановые задания внутрипроизводственным подразделениям и др.); учетные (данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета); отчетные, или фактические (данные бухгалтерской, статистической, оперативной отчетности); аналитические (рассчитанные в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности).
При изучении причинно-следственных связей показатели делятся на факторные и результативные. Если показатель рассматривается как результат воздействия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта анализа, то он называется результативным. Показатели, определяющие поведение результативного показателя и выступающие в качестве причин изменения его величины, называются факторными.
Все показатели, которые используются в анализе, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это вытекает из реально существующих связей между экономическими явлениями, которые они описывают.
Под системой показателей подразумевается такое упорядоченное их множество, в котором каждый показатель дает качественную и (или) количественную характеристику определенной стороне деятельности предприятия, взаимосвязан с другими показателями, но не дублирует их, обладает свойствами сводимости и делимости. При формировании системы показателей необходимо соблюдать следующие требования:
· в систему должны входить частные и обобщающие показатели, причем последние агрегируют частные показатели, а также обеспечивают единство оценки;
· системе показателей должна быть свойственна интегрированность (взаимозависимость отдельных компонентов);
· все показатели должны быть сопоставимыми по методу измерения и по периоду оценки;
· показатели должны быть сквозными, что дает возможность оценки по подразделениям и предприятия в целом;
· для корректного анализа отдельных сторон финансово- хозяйственной деятельности предприятия необходимо достаточное количество показателей;
· все показатели должны быть адекватными (точно отражать реальные процессы и явления), динамичными (на их основе может быть показана и изучена динамика финансово-хозяйственной деятельности), сводимыми и понятными для категорий работников предприятия.
Все показатели в зависимости от объекта анализа группируются в подсистемы, представленные на рис. 2.2.
Показатели, которые образуют подсистемы, можно разбить на входящие и выходящие. Причем, с помощью входящих и выходящих показателей осуществляется взаимосвязь подсистем. Выходящий показатель одной подсистемы является входящим для других подсистем.