Система показателей, используемых в анализе деятельности предприятия

Рис. 2.1. Система комплексного анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия


На следующем этапе проводится анализ и оценка имуще­ственного положения предприятия и его активов, результатом которых является подробная характеристика возможностей развития предприятия на перспективу. Объектами оценки обычно выступают: материальные, нематериальные и финансо­вые активы, а также предприятие в целом. В последнем случае предприятие рассматривается как единый имущественно- производственный комплекс.

Очередными этапами, представленными на рис. 2, явля­ются: анализ производства продукции или оказания услуг, ана­лиз выполнения работ по техническому обслуживанию и ре­монту активной части основных фондов предприятия. Основ­ной задачей предприятия является выполнение заявленных объемов производства продукции. Результаты выполнения за­явленных объемов производства продукции оказывают влияние на многие показатели работы предприятия (например, на дохо­ды, себестоимость, производительность труда и т.д.). С другой стороны, на выполнение заявленных объемов производства продукции оказывают влияние многочисленные и разнообраз­ные факторы, как зависящие от работы самого предприятия, так и не зависящие от него. Поэтому анализ выполнения плана производства продукции и оказания услуг является важнейшим этапом аналитической работы.

Следующим этапом комплексного анализа является ана­лиз эффективности использования ресурсов предприятия. Предприятие может быть названо эффективной организацией только при условии успешного решения задач, как приобрете­ния ресурсов производства, так и рационального их использо­вания. На этом этапе комплексного анализа определяется, во- первых, насколько успешно менеджеры предприятия справля­ются с задачей приобретения ресурсов, в том числе материаль­ных и трудовых, а также в какой мере качество и количество этих ресурсов соответствует потребностям производства про­дукции. Во-вторых, устанавливается, насколько рационально используются приобретенные ресурсы в процессе производст­ва, а также как учитываются изменения во внешней среде, свя­занные с ресурсным обеспечением производства продукции.

Очередной этап комплексного анализа – анализ себе­стоимости продукции (услуг, работ), позволяющий выяснить насколько эффективно работало предприятие, по каким статьям затрат получена экономия или перерасход, какие факторы и в какой степени повлияли на себестоимость, какие имеются ре­зервы дальнейшего снижения себестоимости.

Не следует забывать, что на себестоимость производимой продукции оказывают воздействие многочисленные группы фак­торов, имеющих как положительный (конструктивный), так и от­рицательный (деструктивный) характер влияния. Все это способ­ствует повышению сложности организации и проведения подоб­ного анализа.

От уровня эффективности использования ресурсов, уровня себестоимости продукции, объема производства зависят финан­совые результаты деятельности предприятия. Анализ финансовых результатов также позволяет выяснить, насколько эффективно работало предприятие в оцениваемом периоде. Нужно учитывать, что отдельные финансовые показатели и показатели рентабель­ности характеризуют различные стороны эффективности произ­водства продукции. По результатам анализа должны быть наме­чены пути повышения финансового состояния и рентабельности предприятия. Для этого следует использовать результаты ранее выполненных этапов комплексного анализа.

Очередным обязательным этапом комплексного анализа яв­ляется анализ управленческой деятельности предприятия, на­правленный на решение задач совершенствования организацион­ной структуры управления предприятием, на корректировку це- леполагания финансово-хозяйственной деятельности и миссии предприятия, а также на развитие его корпоративной культуры.

Заключительным этапом комплексного анализа является оценка потенциала предприятия и диагностика его развития. Потенциал - понятие многоаспектное и дать его общую оценку довольно затруднительно, поскольку предприятие – сложная сис­тема и в каждом из ее элементов (подразделениях, участках, ра­бочих местах и т.д.) формируются собственные результаты, пре­следуются конкретные, иногда противоречивые цели. Кроме это­го, некоторые характеристики потенциала трудно представить в количественной форме. Поэтому в зависимости от того, в каком аспекте рассматриваются результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, различают производственный, трудо­вой, организационно-экономический потенциал и др.

Необходимо отметить, что информационной базой оценки потенциала являются данные, полученные в ходе проведения всех этапов комплексного анализа предприятия. На основе же такой оценки будут изменяться или корректироваться миссия орга­низации, стратегия ее развития, цель и направления деятельно­сти.

Таким образом, по результатам комплексного анализа дела­ются выводы о потенциале предприятия и разрабатываются ре­комендации по решению стоящих перед предприятием проблем.

Каждый этап, представленный на рис. 2, можно рассматри­вать как относительно обособленную систему анализа отдельно взятой стороны финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятия, то есть тематический анализ. Чаще всего он проводится с целью изучения эффективности управления отдельными сторо­нами деятельности предприятия, либо усиления конкурентоспо­собности производимой продукции. По результатам тематическо­го анализа делаются частные выводы о потенциале предприятия и формируются конкретные рекомендации по решению выявлен­ных проблем отдельных структурных подразделений или рабочих мест.

2.4. Реализация системного подхода в анализе хозяйст­венной деятельности предприятия

Системный подход – это направление методологии научно­го познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как системы. Системный подход позволя­ет глубже изучить объект, получить более полное представление о нем, выявить причинно-следственные связи между отдельными частями этого объекта. Он базируется на следующих принципах: единства, развития, глобальной цели, функциональности, иерар­хии, организованности и др.

В соответствии с этими основными принципами системного подхода предприятие может рассматриваться как система, то есть набор взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, скоорди­нированных с определенной финансово-хозяйственной целью. Внутри предприятия, представленного как система, могут быть выделены, по какому-либо признаку подсистемы (например, про­изводственные подразделения). При этом, само предприятие сле­дует расценивать не как простую, а как взаимодействующую их совокупность. Подсистемы предприятия выполняют относительно обособленные, но вместе с тем и взаимосвязанные функции, такие как производство продукции; управление и обслуживание производства; реализация произведенной продукции; координа­ция действий всех подсистем предприятия и др.

Системный подход к анализу деятельности предприятия подразумевает понимание того, что каждая такая подсистема анализируется не изолировано, а с учетом множества связей, воз­никающих и существующих между подсистемами. В свою оче­редь, изменения во внешней среде воздействуют на отдельные подсистемы предприятия или в целом на предприятие как на от­крытую социально-экономическую систему.

В самом процессе реализации системного подхода в анализе деятельности предприятия можно выделить несколько последо­вательных этапов.

На первом этапе осуществляется обоснованный выбор объ­екта анализа, который представляется как определенная система. Для этого сначала выделяют отдельные части объекта, рассмат­риваемые как элементы системы. Причем в конкретных случаях система может иметь несколько уровней, то есть каждый из вы­деленных элементов первого уровня может рассматриваться как самостоятельная система (подсистема). Кроме того, на первом этапе реализации системного подхода в анализе должны быть: сформулированы цель развития системы и задачи, которые она решает; выявлены связи с другими системами и взаимосвязи ме­жду отдельными элементами, определены функции каждого эле­мента и системы в целом.

На втором этапе формируется набор показателей, которые способны дать наиболее полную оценку всем без исключения элементам, взаимосвязям (внутренним и внешним). Также на этом этапе описываются критерии, ограничения и условия, в ко­торых существует система.

На третьем этапе разрабатывается общая структурно- логическая схема изучаемой системы. Графически она обычно представляется в виде рисунка (схемы), где каждому элементу соответствует определенный блок. Отдельные блоки связывают между собой стрелками, которые показывают наличие и направ­ление внутренних и внешних связей системы. Здесь же сформи­рованные на предыдущем этапе показатели распределяют по элементам и связям системы, уточняя их перечень. Кроме этого, уточняются (и если необходимо корректируются) критерии, ог­раничения и условия, в которых функционирует система.

На четвертом этапе реализации системного подхода в ана­лизе деятельности предприятия строится в общем виде модель системы. Тип модели (выбор которого зависит от цели и задач анализа, от уровня сложности и степени специализации объекта, или системы) может быть различный, например, графическая, экономико-математическая, логическая, дескриптивная и др. Ес­ли выбор осуществлен в пользу экономико-математической мо­дели, то на этом этапе на основе качественного анализа опреде­ляются математические формы всех уравнений и неравенств сис­темы. При помощи математических методов находятся коэффи­циенты всех приведенных уравнений и неравенств.

В результате по итогам выполненной работы будет получе­на модель, которая может использоваться для анализа выбранно­го объекта.

На последнем, пятом этапе проводится работа с моделью. Путем замены отдельных параметров модели, характеризующих те или иные факторы производства, определяют значение целе­вой функции. Сравнение этих параметров с фактическими, нор­мативными и среднеотраслевыми позволяет оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, влияние факторов на величину результативных показателей, определить источники и объемы неиспользованных внутрипроизводственных возможностей.

Рассмотренный подход к анализу деятельности предприятия имеет существенные преимущества, а именно: он обеспечивает комплексность и целенаправленность исследования; методологи­чески обоснованные пути поиска возможностей повышения эф­фективности деятельности предприятия; более объективную оценку результатов деятельности; высокую обоснованность ре­комендаций по решению стоящих перед предприятием проблем.

Любой показатель представляет собой меру определения степени достижения цели либо набор количественных и (или) ка­чественных параметров, отражающих результаты социально- экономической деятельности предприятия. Каждый показатель имеет свое выражение, характеризующее конкретное измерение изучаемого объекта или процесса, а также его содержание - эко­номическую сущность. Причем каждый объект или финансово- хозяйственный процесс обычно определяется системой (подсис­темой) взаимосвязанных показателей. Необходимой предпосыл­кой разработки системы показателей для анализа деятельности предприятия и правильного ее применения является их класси­фикация по разным признакам.

Использование различных группировочных признаков при классификации показателей позволяет лучше разобраться в их природе, в принципах их расчета, а также подобрать тот круг по­казателей, который необходим для многостороннего исследова­ния анализируемого объекта и факторов, влияющих на его со­стояние.

Показатели, применяемые в анализе финансово- хозяйственной деятельности предприятия, классифицируются следующим образом:

По способу исчисления показатели подразделяются на абсо­лютные и относительные. Абсолютные – выражаются в стоимо­стных, натуральных и трудовых показателях (рублях, тоннах, ки­лометрах, тонно-километрах, днях, автомобиле-часах работы и т.п.). Эти показатели, как правило, характеризуют объемы дея­тельности анализируемых явлений или процессов. Относитель­ные показатели определяются в процентах, коэффициентах и ин­дексах. Расчет относительных показателей усиливает сопостави­мость данных за разные хронологические периоды.

По полученным характеристикам показатели делятся на ка­чественные и количественные. Качественные показатели оцени­вают отдельные свойства изучаемого объекта анализа. Например, общая производительность труда работников предприятия, рен­табельность производства, уровень ликвидности и др. Количест­венные показатели – оценивают объемные параметры объекта анализа. Например, среднесписочная численность персонала, прибыль, величина задолженности предприятия и др.

По степени обобщения показатели делятся на обобщающие и частные. Обобщающими считаются показатели, с помощью которых даются сводные характеристики состояния изучаемого объекта, степени использования им находящихся в его распоря­жении ресурсов, а также эффективности деятельности. Частные показатели отражают отдельные стороны, элементы изучаемых явлений и процессов. Например, обобщающим показателем эф­фективности использования основных фондов является фондоот­дача. К частным показателям эффективности использования ос­новных фондов относятся коэффициент загрузки оборудования, удельный вес простоев оборудования в календарном периоде и др.

По способу формирования различают показатели норма­тивные (нормы расхода горюче-смазочных материалов, нормы амортизации, нормы запасов по виду оборотных фондов и др.); плановые, или базовые (данные планов социально-экономического развития, бизнес-планов, плановые задания внутрипроизводственным подразделениям и др.); учетные (дан­ные бухгалтерского, статистического, оперативного учета); от­четные, или фактические (данные бухгалтерской, статистиче­ской, оперативной отчетности); аналитические (рассчитанные в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности).

При изучении причинно-следственных связей показатели делятся на факторные и результативные. Если показатель рас­сматривается как результат воздействия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта анализа, то он называется результативным. Показатели, определяющие поведение резуль­тативного показателя и выступающие в качестве причин измене­ния его величины, называются факторными.

Все показатели, которые используются в анализе, взаимо­связаны и взаимообусловлены. Это вытекает из реально сущест­вующих связей между экономическими явлениями, которые они описывают.

Под системой показателей подразумевается такое упорядо­ченное их множество, в котором каждый показатель дает качест­венную и (или) количественную характеристику определенной стороне деятельности предприятия, взаимосвязан с другими по­казателями, но не дублирует их, обладает свойствами сводимости и делимости. При формировании системы показателей необхо­димо соблюдать следующие требования:

· в систему должны входить частные и обобщающие показа­тели, причем последние агрегируют частные показатели, а также обеспечивают единство оценки;

· системе показателей должна быть свойственна интегрированность (взаимозависимость отдельных компонентов);

· все показатели должны быть сопоставимыми по методу измерения и по периоду оценки;

· показатели должны быть сквозными, что дает возмож­ность оценки по подразделениям и предприятия в целом;

· для корректного анализа отдельных сторон финансово- хозяйственной деятельности предприятия необходимо достаточ­ное количество показателей;

· все показатели должны быть адекватными (точно отражать реальные процессы и явления), динамичными (на их основе мо­жет быть показана и изучена динамика финансово-хозяйственной деятельности), сводимыми и понятными для категорий работни­ков предприятия.

Все показатели в зависимости от объекта анализа группи­руются в подсистемы, представленные на рис. 2.2.

Показатели, которые образуют подсистемы, можно разбить на входящие и выходящие. Причем, с помощью входящих и вы­ходящих показателей осуществляется взаимосвязь подсистем. Выходящий показатель одной подсистемы является входящим для других подсистем.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: