В 2009 г. завершена начатая несколько лет назад работа по формированию на территории Республики Беларусь комплексной государственной системы мер защиты гражданской авиации от террористических и иных актов незаконного вмешательства. Многие элементы этой системы внедрены у нас в республике впервые, а отдельные из них еще даже не используются в других странах мира.
Значительным шагом вперед в работе по раннему обнаружению в пассажиропотоке лиц, которые могут представлять потенциальную опасность для гражданской авиации, явилось внедрение в эксплуатацию автоматизированной информационно-поисковой системы авиационной безопасности (АИПСАБ). В настоящее время все вылетающие из Республики Беларусь авиапассажиры проверяются с учетом этой системы и при соответствующей её «сработке» в отношении выделенного лица проводятся усиленные меры контроля в ходе его предполетного досмотра.
Глава 2
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целями Программы являются удовлетворение потребностей экономики республики и населения в перевозках воздушным транспортом, обеспечение устойчивого развития и повышение конкурентоспособности авиационных работ и услуг на рынке международных авиаперевозок.
Для достижения целей Программы потребуется решение следующих основных задач:
обеспечение безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности;
техническое переоснащение и обновление основных производственных фондов;
расширение объемов производства авиаперевозок на основе исследования внутреннего и международного рынка авиаперевозок;
наращивание экспорта услуг;
снижение импортоемкости продукции (работ, услуг)
совершенствование нормативной правовой базы в области воздушного транспорта.
Обеспечение безопасности полётов и авиационной безопасности в период 2011 – 2015 годов в республике должно быть достигнуто за счет:
реализации плана мероприятий по безопасности полётов и авиационной безопасности транспортной деятельности;
ужесточения контроля за выполнением необходимых требований к техническому состоянию воздушных судов;
ускорения процесса обновления парка воздушных судов, транспортных средств, ремонт и текущее содержание которых не обеспечивает их эксплуатационную надежность;
повышения квалификации и ответственности авиационного персонала;
улучшения эксплуатационной годности взлётно-посадочных полос, рулёжных дорожек;
проведения целенаправленной работы по профилактике аварийности на основе совершенствования системы мониторинга и анализа авиационных событий;
внедрения передового зарубежного опыта по вопросам безопасности полётов и авиационной безопасности.
Развитие гражданской авиации республики требует значительных инвестиций, поэтому для их вложения выбраны наиболее эффективные проекты, обеспечивающие её безусловное развитие. К важнейшим перспективным приоритетам гражданской авиации республики на 2011 – 2015 годы относятся:
строительство второй взлетно-посадочной полосы и реконструкция аэровокзального комплекса со строительством международного транзитного терминала;
создание в Национальном аэропорту Минск хабового узла международного уровня, обеспечивающего возможность формирования «стыковочных» волн, удобные пересадки и высокое качество обслуживания;
строительство современного Центра технического обслуживания и ремонта авиационной техники (далее Центр ТОиР)
строительство Центра бизнес-авиации;
обновление парка воздушных судов;
участие в создании современных транспортно-логистических центров с использованием инфраструктуры аэродромов и аэропортов республики;
развитие информационной системы онлайн-регистрации пассажиров на сайте авиакомпании и организация системы саморегистрации в Национальном аэропорту;
совершенствование структуры воздушного пространства государства оптимизация сети маршрутов с учетом приоритетного развития транзитных международных транспортных потоков воздушного движения;
техническая модернизация, обновление, реконструкция, ремонт и совершенствование гражданских аэродромов, аэропортов, средств радиосветотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи;
создание единого центра по выполнению авиационно-химических работ в республике на базе РУП «Авиакомпания Гродно»;
эффективное использование всех видов ресурсов;
максимальное использование транзитных возможностей республики.
Основными показателями развития гражданской авиации Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы являются:
объем перевозок грузов и грузооборот на воздушном транспорте;
объем перевозок пассажиров и пассажирооборот воздушного транспорта;
экспорт, импорт и сальдо услуг воздушного транспорта;
объем транспортных услуг населению;
импортоемкость;
инвестиции в основной капитал.
Численные значения основных показателей социально-экономического развития на 2011-2015 годы приведены в приложении 1.
Учитывая особую роль гражданской авиации, как наиболее мобильной составляющей транспортной инфраструктуры современного государства, в обеспечении ее жизнедеятельности на период 2011 – 2015 годов потребуется решить следующие организационные задачи:
Диаграмма 6
по развитию экспорта транспортных работ и услуг, обслуживанию и перевозке авиапассажиров.
Развитие экспорта транспортных работ и услуг, увеличение количества обслуживаемых и перевозимых авиапассажиров, позволяющие обеспечить увеличение объема валютных поступлений в республику, сохранение и укрепление позиций авиаперевозчиков на международных рынках, будет обеспечиваться в первую очередь за счет:
расширения присутствия белорусских субъектов транспортной деятельности на зарубежных рынках и освоения новых рынков транспортных услуг, на основе развития всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества с иностранными государствами;
привлечения иностранных авиакомпаний для выполнения рейсов, в том числе и транзитных в аэропорты республики;
взаимодействие с региональным бюро Международной организации гражданской авиации (ICAO), Европейской организацией по обеспечению безопасности аэронавигации (EUROCONTROL), Международной ассоциацией воздушного транспорта (IАТА), авиационными структурами соседних государств в целях:
организации новых маршрутов обслуживания воздушного движения;
открытия новых авиалиний и увеличения частоты полетов на действующих направлениях;
организации транзитных полетов;
организации обслуживания по системе «ХАБ».
эффективному использованию транзитных возможностей республики.
Решение проблемы максимально эффективного использования транзитных возможностей на ближайшие пять лет и в последующие годы будет являться одной из важных задач социально-экономического развития республики и обеспечиваться в первую очередь за счет:
проведения реконструкции и модернизации международных транспортных коридоров;
увеличения объема сервисных услуг, предоставляемых в аэропортах.
Программа должна быть реализована в 2011-2015 годах.
Глава 3
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа направлена на обеспечение транспортной безопасности, повышение эффективности перевозок грузов и пассажиров, на основе внедрения достижений научно-технического прогресса.
Эксплуатация модернизированной версии грузового Ил-76, соответствующей всем современным требованиям ИКАО, позволит серьезным образом увеличить объемы перевозок рамповыми самолетами Ил-76 и значительно расширить географию полетов. Ремоторизация воздушных судов позволит получить доступ на ранее закрытые для него аэродромы Западной Европы, Северной Америки, Австралии и Японии. Планируемые объемы перевозок грузов и грузооборот указаны на диаграммах 6 и 7.
Диаграмма 7
Создание благоприятных условий для роста благосостояния населения Республики Беларусь и повышения его подвижности, создание «хаба» в Национальном аэропорту «Минск» и создание благоприятных возможностей для развития транзитных перевозок окажут положительное влияние на обеспечение роста пассажирских авиаперевозок.
Планируемые объемы перевозок пассажиров и пассажирооборот указаны на диаграммах 8 и 9.
Диаграмма 8
Диаграмма 9
На развитие авиаперевозок направлены важнейшие мероприятия по созданию благоприятных условий по развитию транзитного потенциала Республики Беларусь в Национальном аэропорту «Минск». Открытие логистических центров в стране, в том числе на Оршанском авиаремонтном заводе, позволит задействовать мощности областных аэропортов для организации логистических схем доставки экспортно-импортных грузов.
Планируемые объемы обслуживаемых пассажиров указаны на диаграмме 10.
Диаграмма 10
Развитие экспорта транспортных работ и услуг за счёт увеличения количества обслуживаемых и перевозимых авиапассажиров, аэронавигационного обслуживания, технического ремонта и обслуживания авиационной техники позволит обеспечить рост объёма экспорта в 2015 году в 2,5 раза, а сальдо внешней торговли в 2,6 раза. Планируемые объемы экспорта транспортных услуг и сальдо внешней торговли указаны на диаграммах 11 и 12.
Диаграмма 11
Диаграмма 12
В 2011-2015 годах будет продолжено совершенствование структуры управления и реформирование авиационных организаций. В ходе реформирования произойдет изменение формы собственности всех организаций гражданской авиации, за исключением РУП «Белаэронавигация», РУП «Национальный аэропорт Минск», учреждения образования «Минский государственный авиационный колледж» и учреждения здравоохранения «Медицинская служба авиации». Для удовлетворения потребностей гражданской авиации в высококвалифицированных авиационных специалистах и расширения сферы образовательных услуг на региональном и международном рынке будет проведена реорганизация учреждения образования «Минский государственный авиационный колледж» путём изменения статуса академии гражданской авиации и созданием Центра по подготовке и переучиванию лётного и инженерно-технического персонала на зарубежную авиационную технику.
ГЛАВА 4
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2011 - 2015 ГОДЫ
Приоритетные направления развития гражданской авиации определяются, прежде всего, необходимостью развития авиационных организаций, которые образуют единый технологический комплекс, обеспечивающий функционирование авиатранспортного процесса по удовлетворению потребности всех структур государства и платежеспособного населения в авиационных перевозках.