Доступ на судно членов судового персонала, пассажиров и посетителей

Общие требования и содержание плана охраны судна

ПЛАН охраны судна

Вопросы для самопроверки усвоения материала

Выводы по главе

1. Оценка охраны судна является основным подготовительным этапом для разработки плана охраны судна.

2. Оценка охраны судна позволяет не только оценить состояние охраны, но и разработать дополнительные меры, процедуры и действия по охране судна.

3. Неотъемлемой частью оценки охраны судна является освидетельствование охраны на месте.

4. Методика проведения оценки охраны судна, принятая в Украине полностью соответствует требованиям главы ХІ-2 Конвенции СОЛАС-74 и части А Кодекса ОСПС.

1. Кто несет персональную ответственность за обеспечение проведения оценки охраны каждого судна компании, которое должно выполнять положения главы ХІ-2 Конвенции СОЛАС-74 и части А Кодекса ОСПС?

2. Какую информацию, необходимую для выполнения оценки, должен получить и зарегистрировать офицер охраны компании?

3. Кто должен рассматривать и утверждать отчет об оценке охраны судна, если оценка охраны судна не проводилась компанией?

4. Где должен храниться отчет об оценке охраны судна?

5. Из каких этапов состоит методика проведения оценки охраны судна?

6. Какие мотивы возможных угроз и рисков для судна должны быть проанализированы на 1 этапе оценки охраны судна?

7. Какие вопросы должны быть рассмотрены на 2 этапе оценки охраны судна?

8. Какие виды происшествий, связанные с охраной, должны быть рассмотрены на 3 этапе оценки охраны судна?

9. Какие защитные меры, процедуры и операции на судне должны быть изучены и оценены во время освидетельствования охраны на месте (4 этап)?

10. В чем состоит суть 5 этапа оценки охраны судна?

11. Как рассчитывается уровень уязвимости и что он характеризует?

12. Какие средства оценки используют эксперты, которые проводят оценку охраны судна?


Каждое судно, которое должно выполнять положения главы ХІ-2 Конвенции СОЛАС-74 и части А Кодекса ОСПС, должно иметь на борту одобренный Администрацией план охраны судна. План должен содержать положения, касающиеся трех уровней охраны.

Офицер охраны компании отвечает за обеспечение разработки плана охраны судна и его представление на одобрение. Содержание каждого отдельного плана охраны судна должно быть различным в зависимости от конкретного судна, которого он касается. В результате оценки охраны судна выявляются характерные особенности судна, а также потенциальные виды угрозы и уязвимые места. При подготовке плана охраны судна требуется подробное рассмотрение этих особенностей.

Подготовка эффективного плана охраны судна основана на тщательной оценке всех относящихся к охране судна вопросов, включая, в частности, тщательную оценку физических и эксплуатационных характеристик конкретного судна, в том числе характер совершаемых им рейсов.

Признанная в области охраны организация может подготовить план охраны конкретного судна. Но признанная в области охраны организация, которая привлекалась к подготовке оценки охраны этого судна или плана его охраны, или поправок к нему, не может в дальнейшем принимать участие в пересмотре и одобрении плана охраны этого конкретного судна или поправок к этому плану.

План охраны судна должен содержать следующие разделы:

- меры, направленные на предотвращение проноса на судно оружия, опасных веществ и устройств, которые предназначены для применения против людей, судов или портов и на перевозку которых не имеется разрешения;

- определение зон ограниченного доступа и меры по предотвращению несанкционированного доступа в них;

- меры по предотвращению несанкционированного доступа на судно;

- процедуры реагирования на угрозу, затрагивающую охрану, или нарушения мер охраны, включая положения по поддержанию важнейших операций судна или взаимодействия судно-порт;

- процедуры реагирования на любые указания по охране, которые могут дать государства при уровне охраны 3;

- процедуры эвакуации в случае угрозы, затрагивающей охрану, или нарушений мер охраны;

- задачи судового персонала, которому назначены обязанности, связанные с охраной, а также другого судового персонала по вопросам охраны;

- процедуры проверки деятельности, связанной с охраной;

- процедуры по подготовке, учениям и занятиям, связанным с планом;

- процедуры взаимодействия с портовым средством, связанные с охраной портового средства;

- процедуры по периодическому пересмотру и обновлению плана;

- процедуры передачи сообщений о происшествиях, связанных с охраной;

- сведения об офицере охраны судна;

- сведения об офицере охраны компании, включая информацию для связи с ним в любое время суток;

- процедуры по обеспечению проверок, испытаний, калибровки и технического обслуживания всего установленного на судне охранного оборудования;

- периодичность испытаний или калибровки всего установленного на судне охранного оборудования;

- указание мест, где находятся посты приведения в действие судовой системы тревожного оповещения [11];

- процедуры, инструкции и рекомендации по использованию судовой системы тревожного оповещения, включая испытание, включение, выключение и возврат в исходное положение, а также ограничение подачи ложных сигналов тревоги1.

В плане охраны судна должны содержаться подробные сведения о:

- организационной структуре охраны судна;

- взаимосвязи судна с компанией, портовыми средствами, другими судами и соответствующими властями, отвечающими за охрану;

- системах, обеспечивающих эффективную непрерывную внутрисудовую связь, а также связь между судном и другими сторонами, включая портовые средства;

- основных эксплуатационных и физических мерах охраны, предусмотренных для уровня охраны 1, которые будут применяться постоянно;

- дополнительных мерах охраны, которые позволят судну незамедлительно перейти на уровень охраны 2 и, при необходимости, на уровень охраны 3;

- процедурах регулярных пересмотров или проверок плана охраны судна, а также внесения в него поправок на основании приобретенного опыта или изменившихся обстоятельств;

- процедурах передачи сообщений в пункты связи соответствующих государств;

- процедурах по оценке постоянной эффективности охраны, а также любого оборудования и систем охраны и наблюдения, включая выявление отказа или неисправности оборудования или систем и принятие ответных мер;

- процедурах по защите конфиденциальной информации по вопросам охраны, хранимой в печатной или электронной форме

- типах оборудования и системах охраны и наблюдения;

- процедурах по составлению, ведению и обновлению перечня любых перевозимых на судне опасных грузов или вредных веществ с указанием их расположения;

- процедурах и мерах охраны, которые судно может применять, если оно имеет более высокий уровень охраны, чем тот, который применяется к портовому средству;

- процедурах и мерах охраны, которые следует применять судну, когда оно: находится в порту государства, не являющегося стороной Конвенции СОЛАС-74; взаимодействует с судном, к которому не применяется Кодекс ОСПС; взаимодействует со стационарными или плавучими платформами или с морской подвижной буровой установкой, находящейся на месте разработки; взаимодействует с портом или портовым средством, которое не должно соответствовать главе XI-2 Конвенции СОЛАС-74 и части А Кодекса ОСПС;

- способе обработки запросов портового средства относительно оформления Декларации об охране и обстоятельствах, при каких самому судну следует запрашивать оформление Декларации об охране.

План охраны судна должен устанавливать конкретные меры охраны, которые должны применяться на каждом из трех уровней охраны и охватывать:

- доступ на судно членов судового персонала, пассажиров, посетителей и т.д.;

- районы ограниченного доступа на судне;

- обработку груза;

- доставку судовых запасов;

- обращение с несопровождаемым багажом;

- контроль охраны судна.

План может храниться в электронной форме. В этом случае он должен быть защищен с помощью процедур, направленных на предотвращение несанкционированного стирания, уничтожения или изменения данных. В любом случае план должен быть защищен от несанкционированного доступа или разглашения.

Планы охраны судна не подлежат проверке портовыми властями (офицером охраны портового средства). Однако если офицер охраны портового средства имеет явные основания полагать, что судно не соответствует требованиям главы ХІ-2 Конвенции СОЛАС-74 или части А Кодекса ОСПС, а единственным средством проверить или устранить несоответствие является пересмотр соответствующих требований плана охраны судна, то в исключительных случаях и только с согласия государства флага или капитана данного судна допускается ограниченный доступ к конкретным разделам плана, касающимся несоответствий. Тем не менее, положения плана, относящиеся к разделам плана, которые выделены подчеркиванием (см. выше в настоящем параграфе), считаются конфиденциальной информацией и не могут подвергаться проверке, если заинтересованные государство флага и государство порта не согласуют иного.

Все планы охраны судна должны одобряться Администрацией или от ее имени.

Представление плана охраны судна или поправок к ранее одобренному плану на одобрение должно сопровождаться оценкой охраны, на основании которой были разработаны план или поправки к нему.

План охраны судна должен быть составлен на рабочем языке судна. Если используемый язык не являются английским, испанским или французским, то план должен включать перевод на один из этих языков.

Офицер охраны компании и офицер охраны судна должны разработать процедуры для: оценки того, продолжает ли план охраны судна оставаться эффективным; и подготовки поправок к плану после его одобрения.

Предусмотренные планом охраны судна меры охраны должны быть введены ко времени проведения первоначальной проверки соответствия судна требованиям главы XI-2 Конвенции СОЛАС-74 и части А Кодекса ОСПС. В ином случае процесс выдачи судну Международного свидетельства об охране не может быть осуществлен. В случае последующего отказа охранного оборудования или систем либо приостановления какой-либо меры охраны по любой причине должны быть приняты, доведены до сведения Администрации и согласованы с ней равноценные временные меры охраны.

В плане охраны судна должны быть установлены меры охраны, охватывающие все средства доступа на судно (см. рис. 10), выявленные в ходе оценки охраны судна. В их число входят: трапы, сходни, аппарели, бортовые иллюминаторы, окна и лацпорты, швартовные тросы и якорные цепи, краны и подъемные устройства. Для каждого уровня охраны в плане охраны судна должны быть установлены виды применяемых ограничений или

 
 

запрещений, а также средства обеспечения их соблюдения.

Для каждого уровня охраны в плане охраны судна должны быть указаны средства идентификации, требуемые для прохода на судно и для того, чтобы отдельные лица могли беспрепятственно оставаться на судне. Это может включать разработку соответствующей системы идентификации, предусматривающей постоянные и временные удостоверения личности для судового персонала и посетителей соответственно. Любая судовая система идентификации должна быть скоординирована с такой же системой, применяемой портовым средством. Пассажиры должны иметь возможность удостоверить свою личность посредством посадочных талонов, билетов и т.д., однако им не должен разрешаться проход в районы ограниченного доступа без надзора. В плане охраны судна должны содержаться положения, обеспечивающие регулярное приведение систем идентификации в соответствие с текущими требованиями и принятие дисциплинарных мер при нарушении установленного порядка.

Лицам, которые не хотят или не могут удостоверить свою личность и обосновать цель своего посещения, когда им предлагается сделать это, должно быть отказано в допуске на судно.

В плане охраны судна должна быть установлена периодичность применения любых мер контроля над доступом, особенно если они должны применяться выборочно или время от времени.

Для уровня охраны 1 в плане охраны судна должны быть установлены меры по контролю доступа на судно, при которых может применяться следующее:

- проверка личности всех людей, желающих пройти на судно, и подтверждение оснований для этого путем проверки, например, предписаний о включении в состав экипажа, пассажирских билетов, посадочных талонов, заказов на выполнение работ и т.д.;

- во взаимодействии с портовым средством – обеспечение специальных огражденных участков для проведения проверки и досмотра людей, багажа (в том числе ручного багажа), личных вещей, транспортных средств и их содержимого;

- во взаимодействии с портовым средством – обеспечение того, чтобы транспортные средства до погрузки на суда для перевозки подвергались досмотру с периодичностью, требуемой в плане охраны судна;

- отделение прошедших проверку людей и их личных вещей от еще не прошедших проверки людей и их личных вещей;

- отделение пассажиров, совершающих посадку, от пассажиров, совершающих высадку;

- указание мест доступа, которые должны быть перекрыты или охраняться для предотвращения несанкционированного доступа;

- перекрытие, посредством запирания либо другими средствами, доступа в неохраняемые помещения, смежные с районами, в которые имеют доступ пассажиры и посетители;

- проведение со всеми членами судового персонала инструктажей по вопросам охраны, касающихся возможных видов угрозы, порядка информирования о подозрительных лицах, предметах или действиях, а также необходимости проявлять бдительность.

При уровне охраны 1 все люди, желающие пройти на судно, должны подлежать досмотру. Периодичность такого досмотра, включая выборочный досмотр, должна быть оговорена в одобренном плане охраны судна и специально одобряться Администрацией. Предпочтительно, чтобы такие досмотры производились портовым средством в тесном сотрудничестве с судном и в непосредственной близости от него. Члены судового персонала не должны привлекаться к досмотру своих коллег или их личных вещей, если для этого нет явных оснований, имеющих отношение к охране. Любой такой досмотр должен производиться таким образом, чтобы полностью принимались во внимание права человека, и не унижалось элементарное человеческое достоинство.

Для уровня охраны 2 в плане охраны судна должны быть установлены меры охраны, применяемые для защиты от повышенной опасности происшествия, связанного с охраной, и направленные на обеспечение повышенной бдительности и более строгого контроля, которые могут включать:

- назначение дополнительного персонала для обхода районов палубы в нерабочее время, с целью предотвращения несанкционированного доступа;

- ограничение количества мест доступа на судно, определение мест, которые должны быть закрыты, и средств их надлежащего закрытия;

- недопущение проникновения на судно со стороны воды, включая, например, организацию шлюпочного дозора во взаимодействии с портовым средством;

- установление, в тесном сотрудничестве с портовым средством, зоны ограниченного доступа со стороны борта, обращенного к берегу;

- увеличение периодичности и тщательности досмотров людей, личных вещей и транспортных средств, принимаемых на судно;

- сопровождение посетителей на судне;

- проведение дополнительных конкретных инструктажей со всеми членами судового персонала в отношении любой выявленной угрозы, вновь акцентирующих внимание на процедуре передачи сообщений о подозрительных лицах, предметах или действиях и подчеркивающих необходимость повышенной бдительности;

- выполнение полного или частичного осмотра судна.

При уровне охраны 3 судно должно следовать указаниям, поступившим от тех, кто принимает ответные меры в случае происшествия, связанного с охраной, или его угрозы. В плане охраны судна должны быть подробно изложены меры охраны, которые могут быть приняты судном в тесном взаимодействии с теми, кто принимает ответные меры, и с портовым средством; эти меры могут включать:

- ограничение доступа одним контролируемым местом доступа;

- предоставление доступа только лицам, принимающим ответные меры в случае происшествия, связанного с охраной, или его угрозы;

- приостановку посадки или высадки;

- приостановку грузовых операций, доставок судовых запасов и т.д.;

- эвакуацию людей с судна;

- подготовку к полному или частичному осмотру судна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: