Третий вопрос

Рисунок 1

Из пирамиды Маслоу можно сформулировать основные признаки потребностей:

1. Иерархичность – удовлетворение потребностей последовательно. Невозможно удовлетворить высшую потребность, не удовлетворив низшую.

2. Оправданность – не всякая потребность может быть оправдана с точки зрения сложившихся в обществе ценностей (религия, культура, законодательство).

3. Субъективность – определяется тем, что только конкретный человек может знать о наличии какой-либо потребности для себя.

4. Предметность – потребности всегда на что-то направлены, то есть всегда есть объект потребности.

Удовлетворение потребности осуществляется через процесс потребления, для которого присущи следующие законы:

1. Закон насыщения потребности. По мере потребления блага потребность в нём сокращается, то есть снижается интенсивность желание потребления.

2. Закон возмещения потребностей. С развитием общества количество потребностей всегда возрастает. Понятие возвышения здесь не означает простой количественный рост потребности, а скорее говорит об изменении их структуры и качества.

Второй вопрос.

Все ресурсы, нужные для производства в целях удовлетворения потребностей принято делить на четыре основные группы:

1. Естественные (природные) – представляют собой всё то, что создала природа (воздух, вода, земля, ископаемые, Солнце).

2. Человеческие – связаны с демографической ситуацией, то есть наличием рабочей силы.

3. Материальные (созданные человеком) – всё то, что создано в процессе производственной деятельности человека, то есть посредством обработки естественных ресурсов и вовлечения финансовых ресурсов. Материальные ресурсы, в свою очередь, делятся на:

a. Средства производства – то, с помощью чего производится.

b. Продукты производства – то, что производится.

4. Финансовые – инвестиции и капиталовложения производства с целью его расширения (денежные средства).

5. Время – особый экономический ресурс. Невоспроизводимый и неисчерпаемый ресурс. Время всегда ограничивает принятие решений в любой хозяйственной деятельности. Время очень ограниченный ресурс.

Факторы производства – ресурсы, вовлечённые в производство. Есть четыре основных фактора производства:

1) Труд – целенаправленная деятельность человека, требующая следующих усилий:

a) Физических.

b) Умственных.

c) Волевых – ограничитель лень.

2) Земля – все те естественные ресурсы, которые используются в процессе производства. Причём под «землёй» понимается не только земля, как таковая, но и всё, что в неё и над ней.

3) Капитал – все ресурсы, вовлечённые в производство и увеличивающие производительность труда. Разделяют:

a) Материально-вещественный капитал (здания, сооружения, сырьё, материалы, оборудование). В данной группе капитала есть основной и оборотный капитал:

· Основной капитал – средства производства, участвующие в нескольких производственных циклах и переносящие свою стоимость на созданный продукт по частям путём амортизационных отчислений.

Амортизация – отчисления на восстановление потреблённого капитала.

· Оборотный капитал (сырьё, материалы) - используется в течение одного производственного цикла и переносит свою стоимость полностью на стоимость произведённого продукта.

Амортизация на оборотный капитал не начисляется.

b) Финансовый капитал – инвестиции по всем источникам, направленные в производство.

c) Отдельной категорией выделяют человеческий капитал. Это накопленные знания и опыт, которые воспроизводятся, то есть восполняются в течение жизни человека.

Человеческий капитал шире, нежели категория труд, так как представляет собой врожденные и приобретённые способности человека.

Для воспроизводства человеческого капитала нужны определённые условия:

· Воспитание

· Социальное развитие

· Образование

· Трудовая деятельность

4) Предпринимательские способности – заключаются в умении организовывать производство, соединять и комбинировать факторы производства, в результате чего появляется новый вид деятельности – предпринимательство. Главная цель предпринимательства – скомбинировать факторы производства таким образом, чтобы они принесли наибольший результат. Это возможно благодаря взаимозаменяемости ресурсов.

Предпринимательство как особый вид деятельности приносит особый доход – прибыль. Прибыль есть величина неопределённая, исходя из чего предпринимательство предполагает определённый риск.

Капитал приносит процент (плата за использованный капитал).

Земля приносит ренту (арендная плата).

Труд приносит зарплату.

Предпринимательские способности приносят прибыль.

Все материальные и нематериальные предметы, которые служат для удовлетворения личных потребностей, называются благами. Все блага являются ограниченными, что делает их экономическими, то есть покупающимися и продающимися. Ограниченность благ связана с естественными причинами (редкость в природе), с юридическими ограничениями (закон об обороте наркотических средств), с религиозными ограничениями.

Свойство благ удовлетворять потребность, называется полезностью.

Полезность – субъективная категория, выражающая степень удовлетворения потребности. В экономической теории на основании полезности разработана теория спроса и предложения.

Экономические блага можно разделить на две группы:

1) Потребительские товары и услуги, которые непосредственно удовлетворяют потребности.

2) Производственные товары и услуги, которые необходимы для производства потребительских товаров и услуг.

Экономические блага могут иметь и нематериальную форму. В данном случае речь идёт о работе или услуге.

Работа – трудовая деятельность людей, которая предполагает наличие какого-либо результата в виде нового продукта.

Услуга – вид деятельности, результатом которой становится изменение качества и полезных свойств уже созданных продуктов.

Все экономические блага помимо полезности обладают двумя основными свойствами:

1. Конкурентность в потреблении – это значит, что потребление единицы одного блага сокращает количество этого же блага, доступного другим субъектам.

2. Исключаемость блага, то есть доступ к потреблению благ может быть исключён для субъектов, которые за него (благо) не платят.

Блага, которые являются не исключаемыми и неконкурентными, называются общественными. Эти блага доступны каждому человеку вне зависимости от того, платить он за них или нет (уличное освещение).

В настоящее время наблюдается тенденция бесплатного потребления общественных благ. Это явление получило название «проблема безбилетника».

Четвёртый вопрос.

В результате взаимодействия экономических субъектов возникает необходимость координации их деятельности. Механизм координации основан на проблеме выбора и определяется тремя основными вопросами экономики:

1. Что производить?

2. Как производить?

3. Для кого производить?

Центральным в рыночной экономике является потребитель, который, исходя из своих вкусов и предпочтений предъявляет спрос на те или иные товары. Так решается вопрос, что производить.

Путём выбора технологии, комбинации факторов производства (это и есть предпринимательство) организовывается процесс производства, то есть решается, как производить.

Кроме того, необходимо определить «целевую аудиторию», то есть сегмент рынка, на котором будет реализовываться произведённая продукция (маркетинговые исследования). Так решается вопрос, для кого производить.

Любая экономика или предприятие имеет предел своих производственных возможностей. Этот предел определяется с одной стороны ограниченностью ресурсов, а с другой стороны технологией производства. Таким образом, пределом экономических возможностей производства называют максимально возможный объём производства товаров и услуг при заданном объёме и структуре используемых ресурсов.

Таким пределом в реальной экономике обладают предприятия, отрасли или экономика в целом.

Проблему пределов производства в экономической теории описывает кривая производственных возможностей, представляющая собой двухфакторную модель экономики, в которой производится две группы товаров:

· Потребительские

· Производственные

Кривая производственных возможностей:


Рисунок 2

Все точки на кривой производственных возможностей обозначают набор товаров и услуг при заданном количестве ресурсов. Экономика, двигаясь от точки C к точке D, находит наиболее оптимальное сочетание выпуска потребительских и производственных товаров. Крайние точки по осям X и Y показывают максимально возможный выпуск одного товара, при нулевом выпуске другого вида товаров.

Кривая производственных возможностей может перемещаться в зависимости от изменения ресурсов или технологий. Кривая производственных возможностей сдвигается вправо по двум осям за счёт увеличения ресурсов (количественный рост) или за счёт изменения технологий (качественный рост).

Кривая производственных возможностей может сдвигаться влево из-за уменьшения ресурсов. Все точки, лежащие выше кривой производственных возможностей (точка E), говорят недостижимый выпуск для данной экономики. Все точки внутри кривой производственных возможностей (точка K), показывают недозагрузку производственных мощностей, то есть неэффективность производства.

Кривая производственных возможностей может изменять свой наклон при изменении технологий и объёма ресурсов, необходимых для выпуска одной группы товаров.




double arrow
Сейчас читают про: