Третий вопрос. Совершенная конкуренция – рынок, где множество продавцов торгуют однородными, абсолютно однотипными товарами

Таблица 1

Рисунок 6

Совершенная конкуренция – рынок, где множество продавцов торгуют однородными, абсолютно однотипными товарами, выпуск фирм на данном рынке крайне мал, цена у всех одинакова, исходя из этого, производитель не может оказать влияние на цену товара. Этот вид рынка больше теоретический, нежели практический, - это модель. Модель, позволяющая понять рыночный механизм. Исключения: рынок сельского хозяйства и рынок ценных бумаг).

Монополистическая конкуренция – рынок, где функционируют множество продавцов, продающих дифференцированный товар. Барьеры входа на рынок незначительные. Влияние на цену продавца также незначительно. Используются методы неценовой конкуренции, дабы отличить один товар от другого. Данный тип рынка характерен для большинства товаров народного потребления (шоколад, холодильники и так далее).

Олигополия – рынок, где функционируют несколько продавцов, производящие однородный или дифференцированный товар. Вход на такой рынок затруднён – и применяются для этого в основном условные методы конкуренции, а именно один продавец должен учитывать поведение другого продавца. Цены на таком рынке формируются либо, исходя из цены лидера, либо через понижение цены до минимального уровня для того, чтобы вывести конкурентность рынка, который не может снизить цены до такого уровня (мобильная связь, авиация, судостроение).

Монополия – рынок, где действует один продавец, самостоятельно устанавливающий цену на товар. Вход на такой рынок невозможен. Товар является уникальным, то есть не имеющий заменителей, так как производство такого товара является нецелесообразным либо невыгодным (железная дорога, водоканал, Белтелеком, электростанции, газовая промышленность).

Признак Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Число фирм Множество Достаточно много От двух до двадцати Одна
Тип продукта Однородный Дифференцированный Однородный дифференцированный Уникальный
Условия входа Барьеры отсутствуют Незначительные барьеры Значительные барьеры Невозможно
Контроль над ценой Отсутствует Незначительный Значительный (если лидер) Полный контроль над ценой (антимонопольное регулирование)

В настоящее время в экономической теории выделяют четыре основных макроэкономических субъекта:

1. Домашние хозяйства

2. Фирмы (предпринимательский сектор)

3. Государство

4. Заграница

Домашнее хозяйство – все частные хозяйственные ячейки (индивид, семья, группа). Основной целью домашнего хозяйства является максимизация полезности при удовлетворении потребности. Домашнее хозяйство является собственником экономических ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей). Кроме того является основным потребителем товаров и услуг. Может выступать как сберегателем, так и заёмщиком. Является наиболее крупным макроэкономическим агентом.

Фирма – совокупность субъектов, занимающихся хозяйственной деятельностью. Основная цель фирм – максимизация прибыли. Является основным покупателем экономических ресурсов, за что выплачивает домашнему хозяйству факторные доходы. Кроме того является основным производителем товаров и услуг, может выступать кредиторами, когда фирма покупает акции другой фирмы, а может выступать заёмщиком, когда привлекаются средства на инвестиции.

Государство – совокупность учреждений, которые обладают юридическим и политическим правом воздействовать на экономические процессы. Государство является производителем общественных благ. Кроме того является покупателем товаров и услуг для обеспечения государственного сектора. Кроме того занимается перераспределением доходов через налоговую систему. Может являться кредитором и заёмщиком. Кредитором – в случае профицита бюджета (доходы > расходов). Заёмщиком – в случае дефицита бюджета (расходы > доходов). По сути, государство устанавливает правила «игры» в экономику.

Заграница – совокупность всех нерезидентов экономики, имеющих с ней торговые отношения посредством экспорта и импорта.

Кроме макроэкономических агентов выделяют также макроэкономические рынки, а именно:

1. Рынок товаров и услуг

2. Финансовый рынок

3. Рынок ресурсов

4. Валютный рынок

Рынок товаров и услуг – рынок, где взаимодействуют все макроэкономические субъекты.

На финансовом рынке происходит купле-продажа денежных активов, то есть взаимодействие спроса и предложения денег (денежный рынок) и взаимодействие спроса и предложения ценных бумаг (рынок ценных бумаг).

На рынке ресурсов происходит покупка и продажа экономических ресурсов, и формирование факторных доходов.

На рынке валют происходит обмен валютами и установление курса валют.

Графически взаимодействие между основными субъектами и рынками можно представить следующим образом:

       
   
 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: