Нормы научной деятельности

Цель науки – выявление и исследование законов природы, поиск истины. Науку творят люди, которых принято называть учеными. Ученые пытаются постичь сущность окружающего нас мира, изучить механизмы и взаимосвязи явлений.

Учеными называют людей, добывающих обществу новые научные знания. Кто может заниматься научной деятельностью? На этот вопрос можно ответить совершенно однозначно - все способны к научному творчеству, однако лучше этим заниматься людям, которые развили в себе соответствующие навыки и способности, имеют научное призвание. Научное призвание - это не врожденное качество. Оно является результатом упорного труда и целенаправленного воспитания

Основными психологическими чертами деятельности ученого являются:

Трудолюбие. Обязательной предпосылкой успехов в науке является непрерывная напряженная работа, поиски и попытки решения научной проблемы. Научный труд не поддается регламентации. Труд ученого протекает не по законам рабочего времени, а по законам свободного времени. Если ученый активно работает над научной проблемой, то от нее уйти невозможно. Часто бывает, что необходимое решение принимается как раз в нерабочее время.

Результаты трудолюбия особенно видны при сочетании личности с целеустремленностью. Это такое свойство личности, которое проявляется в умении ставить цели и достигать их. Оно связано с умением организовывать и распределять свой труд.

Многознание. В результате работы ученый приобретает такое важное качество как многознание. Оно необходимо для того, чтобы знать, что уже сделано и открыто. Тем не менее, не существует прямой зависимости между багажом знаний и творческой способностью человека. Можно быть эрудитом в любой из областей знаний – и быть творчески бесплодным.

Поэтому многознание хоть и выступает как важное условие творчества, но оно не является показателем самого творчества.

Личная инициатива. Большое значение в достижении научных результатов принадлежит личной инициативе, Т.е. "внутреннему горению", связанному с постоянной активностью в постановке и решении определенных вопросов

Критическое осмысливание достижений науки. Критический анализ достижений в науке предшественников и современников является важным качеством ученого. Оно вытекает из понимания относительности наших знаний.

Важное место в научном творчестве отводится интуиции. Об интуиции говорят, как о внезапном озарении. Оно начинается там, где обрывается логический путь научного анализа, проявляется как чувство перспективы и нового в решении проблем. Интуиция предполагает значительный запас знаний, "информация - мать интуиции". Она возникает, как правило, на основе большой и тщательной разработки проблемы.

Таким образом, все многообразие личных качеств ученых в принципе можно свести к трем позициям: творческие способности; эрудиция; деловая активность (трудолюбие).

Кроме существенных свойств личности ученого, ему необходим ряд формальных качеств, относящихся к общей культуре. К ним относятся: речь, манера поведения, черты характера.

Речь. Как известно, всякое научное исследование завершается написанием отчета или статьи. Поэтому ученый должен уметь правильно и грамотно изложить материал, используя общепринятую научную терминологию. Для этого нужно тщательно готовить свои доклады, сообщения. Чаще выступать перед аудиторией. Частые выступления, хорошо продуманная и написанная речь - залог успеха.

Черты характера. Нужно быть скромным и не прибегать к любым средствам для того, чтобы добиться признания своего приоритета, личного успеха. Необходимо уметь сочетать стремление к личному успеху с необходимостью коллективной его оценки и признания, чтобы избежать конфликтных ситуаций.

Одним из главных требований, предъявляемых к человеку, посвятившему себя науке, является профессионализм. Идеи, выдерживающие проверку, рождаются только на основе профессионализма, только в этих условиях возникает научная интуиция.

Ученый должен соблюдать профессиональную этику. Публикуя полученные результаты, автор должен ссылаться на все родственные работы вне зависимости от своего к ним отношения. Он имеет полное право высказать свое отношение к цитируемой работе, но не замечать труд предшественников - неэтично. К нарушению этических норм относится и плагиат - умышленное присвоение авторства на чужую работу или использование в своей работе чужих принципиально важных результатов, идей без ссылок на первоисточник. Это лишает человека морального права называться ученым. Поэтому плагиат преследуется по закону.

Одной из позиций нравственных норм ученого является этика научного руководства. Не всякая разновидность труда дает моральное право (и юридическое) на личную подпись под публикацией, считать себя соавтором научного труда.

Раскрывая нормативно-ценностные позиции ученых, следует отметить, что их научная деятельность носит конкурентный характер, а это обеспечивает прогресс научного познания. Общий объем признания ученых ограничен, что и порождает конкуренцию среди ученых. Однако эта конкурентная борьба должна быть честной.

Конкурируя с коллегами в борьбе за признание, каждый ученый реализует свой индивидуальный интерес. Однако ученому необходимо относиться с уважением к коллегам, признавать вклад в науку каждого их них и поддерживать климат взаимного доверия.

Необходимо помнить, что ученые могут ошибаться, но наука непогрешима.

Общий объем признания ученого трудно установить, он складывается под воздействием различных факторов, в том числе определяется и личными качествами ученого и его уровнем профессионализма. Вместе с тем в последние годы признано, что мерой признания ученого является цитирование его работ. Но такой подход подвергается критике.

Итак, каждый, кто собирается посвятить свою жизнь науке, обязан проверить свою нравственную готовность к трудному и ответственному пути ученого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: