Организация труда научного работника

Исследовательский процесс тесно связан с организацией труда исследователя. Рациональное распределение рабочего и личного времени – одно из условий успеха. Важное значение имеет эффективное планирование работ на всех этапах исследования.

Приступая к составлению плана, необходимо тщательно продумать название темы, уяснить содержание предстоящей работы, ее границы. По мере детализации плана определяется внутренняя связь его пунктов. Структура плана зависит от объема и сложности исследования: чем шире круг рассматриваемых вопросов, тем детальнее должен быть план, обеспечивающий внутреннюю согласованность и синхронность работы.

В процессе исследования, как правило, составляется несколько планов. Прежде всего необходимо иметь перспективный план исследования, его предварительную программу, где должны быть определены задача, общее содержание, замысел, принцип решения, объем работ и сроки их выполнения. Предварительный план должен включать только наиболее существенные и продолжительные работы на планируемый период.

Вторым видом плана в процессе исследования является календарный план-график работ. В нем необходимо указать основные этапы и методы выполнения работы, т.е. что и как надо сделать, и сроки каждого этапа. Его целесообразно составлять после предварительного ознакомления с литературой, уточнения и конкретизации темы исследования, т.е. до начала основной работы.

Третьим видом плана в процессе исследования является план собственной работы, который составляется после ознакомления с литературой и объектом исследования (практикой). Такой план должен содержать основные и второстепенные вопросы проблемы в той последовательности, в которой они будут решаться. Здесь целесообразно ориентировочно определить объем будущей работы, решить, что предполагается изобразить в ней схемами, таблицами, чертежами и какова будет продолжительность ее выполнения. Подробному планированию следует подвергать каждый этап работы (главу, раздел).

Прикладной характер исследований по бухгалтерскому учету обуславливает необходимость экспериментальных разработок и внедрения их результатов. Экспериментирование является ответственной стадией и трудоемким этапом исследовательской работы, поэтому необходимо разработать план эксперимента (внедрения), в котором следует определить задачи, объем, последовательность, сроки и место проведения, затраты.

Научный, умственный труд, направленный на производство новых знаний, имеет ряд специфических особенностей. Основные из них – творческий характер, преемственность, вероятностный характер результатов исследования, его сложность и комплексность, длительность, масштабность, трудоемкость, связь с практикой и некоторые другие.

В научном труде творчество является ведущим звеном. Оно имеет сугубо "личностный" характер. Эффективность творческого труда определяется прежде всего интеллектуальными, моральными, волевыми качествами исследователя, его психофизическим состоянием. Результаты научного творчества выражаются в обобщении, абстракции, идеале (понятиях, теориях, идеях и т.п.).

Научный труд требует усиленной работы мысли. Мышление – один из основных элементов научного труда, поэтому необходимо воспитывать в себе активное отношение к мыслительному процессу, формировать навыки творческого мышления.

Творческий труд может быть организован в двух формах: индивидуальный и коллективный труд. В различных ситуациях труд организуется по той или иной форме. Подготовка дипломной работы, диссертации и др. – индивидуальная форма научного труда, а разработка научной темы, утвержденной для кафедры, осуществляется отдельными группами (творческими коллективами) исполнителей.

Основным моментом в организации научного труда исследователя является самоорганизация. Разграничение понятий организации и самоорганизации носит несколько условный характер. В каждом виде самоорганизации присутствует элемент внешней организации. При подготовке научной работы любого уровня исполнитель, самоорганизуя свой труд, испытывает на себе регулирующее влияние внешних факторов (консультации, контроль за графиком работы со стороны научного руководителя и т.д.).

Самоорганизация – это комплекс мер, проводимых самим исполнителем (студентом, аспирантом, научным сотрудником) для систематизации и упорядочения процесса работы. Необходимо научиться организовывать свой труд. Самоорганизация способствует закреплению приобретаемых знаний и умений, а, следовательно, и экономии времени и энергии.

Основные элементы самоорганизации следующие:

♦ организация рабочего места;

♦ систематизация работы;

♦ рациональный трудовой режим;

♦ последовательность;

♦ самостоятельность;

♦ дисциплина труда;

♦ самокритичность;

♦ самоограничение;

♦ самоподготовка;

♦ самопланирование и саморегулирование;

♦ самоучет, контроль, отчет.

Умственный труд – это не только мыслительная деятельность. Научный работник пишет, работает на компьютере (использует информационную базу Интернет, работает с литературой, организует каталог) и т.д. Все это является совокупностью простых и сложных, однократных и частых операций (движений), которые должны быть тщательно проанализированы для того, чтобы рационально организовать свое рабочее место (стол, компьютер, принтер, сканер, книжные полки). Это необходимо для того, чтобы можно было быстро найти необходимое, проработать и возвратить на место; каждая вещь (книги, записи и конспекты, выписки, нормативные документы и т.д.) должны находиться в определенном месте (в столе, на полках, в папках и т.д.).

Правильно организовывать рабочее место – это значит обеспечить его необходимым инвентарем и мебелью, оргтехникой, средствами связи, обеспечить достаточную изолированность, т.е. создать ощущение уединения, освещение и т.д. Необходимо обеспечивать рабочий порядок на рабочем месте. Беспорядок на рабочем месте затрудняет работу, приводит к потере рабочего времени.

Важным элементом самоорганизации является систематизация работы, которая заключается в обеспечении рационального трудового режима. Рациональным трудовой режим считается при следующих условиях:

♦ соблюдается чередование работы и отдыха;

♦ выработан и постоянно соблюдается собственный ритм работы (начало, конец, перерывы и т.д.);

♦ чередование тяжелой и легкой работы.

Важным в самоорганизации является систематичность, которая предполагает соблюдение единого системного подхода к выполнению однородных работ и их последовательность. Систематичность предполагает выполнение следующих требований:

♦ приступать к работе, предварительно разработав план;

♦ сложную работу делать перед простой, трудную – перед легкой, творческую – перед механической (или для кого-то наоборот);

♦ заранее подготовить все необходимое;

♦ строго соблюдать последовательность этапов работы;

♦ контролировать ход работы.

Как отмечалось, важным в самоорганизации является дисциплина труда, самостоятельность и самоподготовка. Самоподготовка (работа над рефератами, докладами, выступлениями и т.д.) является важнейшим двигателем творческого поиска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: