Логические и предметные ошибки в научных исследованиях

Нарушение законов логического мышления и искажение форм мышления (понятий, категорий, суждений, умозаключения) проявляется в логических ошибках. Такие ошибки многообразны по сути. Наиболее часто встречающиеся из них делятся на два класса:

1. Паралогизмы – непреднамеренное нарушение законов логически и искажение форм мышления. Источник паралогизмов – в недостаточности логической культуры исследователей всех уровней.

2. Софизмы – преднамеренная фальсификация информации, сознательная дезинформация с целью обосновать истинность заведомо ложного тезиса.

Поскольку доказательство представляет логически необходимую связь аргументов и выводимого из них тезиса, то паралогизмы (ошибки в доказательствах) делятся на три группы:

- относящиеся к тезису;

- относящиеся к аргументам;

- относящиеся к их связи (демонстрации).

При формулировании тезиса доказательства возможны следующие основные ошибки:

- потери тезиса. В процессе доказательства происходит переход от первоначального сформулированного тезиса к иному тезису, прямо или косвенно связанному с ним, но уже существенно отличающемуся от него. Для избежания этой ошибки необходимо осуществлять постоянный самоконтроль, следить за основной мыслью и ходом рассуждений. Необходимо зафиксировать последовательную связь основных положений тезиса, и в случае непроизвольного ухода в сторону следует вернуться к исходному пункту доказательства.

- полная подмена тезиса. После формулирования на начальном этапе определенного тезиса происходит доказательство другого, близкого или исходного по значению. Подмена тезиса происходит в результат непоследовательности в рассуждениях, когда предварительно нечетко сформулированную мысль начинают подправлять и уточнять в процессе доказательства.

Тезис часто подменяется в процессе дискуссии, когда вместо конкретного и ясного ответа на поставленный вопрос отвечающий уходит от сути дела и прямого ответа, ходит «вокруг да около».

Одной из разновидностей подмены тезиса является уловка, когда при обсуждении конкретных действий или предложений определенного лица происходит незаметный переход к обсуждению персональных качеств этого человека. Происходит переход на личность и начинается обсуждение его личных качеств, не связанных с обсужденным вопросом.

Другой разновидностью подмены тезиса является ошибка, которую называют «логическая диверсия». Чувствуя невозможность доказать или опровергнуть выдвинутое положение, выступающий пытается переключить внимание на обсуждение другого, возможно и очень важного, утверждения, но не имеющего прямой связи с первоначальным тезисом.

- частичная подмена тезиса. Эта ошибка появляется тогда, когда в ходе доказательства пытаются видоизменить первоначальный тезис, сужая или смягчая его слишком общее, преувеличенное или излишне резкое утверждение.

В одних случаях под влиянием контраргументов исследователь пытается смягчить свою очень резкую оценку, так как при этом ее легче защитить. В других ее случаях он пытается изменить тезис оппонента в сторону его усиления или расширения, с тем расчетом, что его в этом случае легче опровергнуть.

К аргументам, чтобы они были убедительными, предъявляются следующие требования:

- в качестве аргументов могут выступать лишь такие положения, истинность которых была ранее доказана или они вообще не вызывают ни у кого сомнения, то есть аргументы должны быть истинными;

- аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса, т.е. должно соблюдаться правило автономного обоснования;

- аргументы должны быть непротиворечивы;

- аргументы должны быть достаточны.

Аргументы в системе доказательств выполняют роль фундамента. Поэтому они должны быть такими, чтобы ни у кого не вызывала сомнения их бесспорность или чтобы они были доказаны ранее. Достаточно поставить под сомнение хотя бы один из аргументов, положенных в основу доказательства, чтобы поставить под угрозу весь его ход вообще.

Нарушение требования истинности аргумента приводит к двум ошибкам. Первая из них носит название «ложный аргумент», т.е. использование в качестве аргумента несуществующего факта, ссылки на событие, которого не было и т.п. Вторая ошибка – предвосхищение основания» возникает тогда, когда истинность аргумента не устанавливается с несомненностью, а предполагается. В этом случае в качестве аргумента используется недоказанное положения, ссылки на расхожее мнение и т.п.

Требование автономности аргументов означает, что аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса. Поэтому прежде чем доказывать тезис, следует проверить аргументы.

Требование непротиворечивости аргументов означает, что используемые в системе одного доказательства аргументы не должны противоречить друг другу.

Требование достаточности аргументов определяется тем условием, при котором из всей совокупности аргументов с необходимостью должен следовать доказываемый тезис. Нарушение этого требования часто заключается в том, что в ходе доказательства используются аргументы, логически не связанные с тезисом. При этом встречаются два вида ошибок:

- недостаточность аргументов. Эта ошибка возникает в том случае, когда отдельными фактами пытаются обосновать очень широкий тезис. В этом случае обобщение считается «слишком поспешным».

- чрезмерное доказательство. Эта ошибка возникает в том случае, когда, стремясь доказать свое предположение, увеличивают число аргументов. В этом случае обычно аргументация выглядит не логичной и малоубедительной. Поэтому достоверность аргументов следует понимать не в смысле их количества, а с учетом их весомости и существенности.

Очень часто допускаются ошибки в способах доказательства, т.е. ошибки в способах демонстрации, которые связаны с отсутствием логической связи между аргументами и тезисом. Эта ошибка называется ошибкой «мнимого следования». Однако из форм такого несоответствия – неоправданный логический переход от узкой области к более широкой. Другая форма несоответствия – переход от сказанного с условием к сказанному безусловно. Эта ошибка возникает, например, тогда, когда при доказательстве используется аргументы, справедливые лишь при определенных условиях, в определенное время, в определенном месте, а их считают верными при любых обстоятельствах.

Софизмы – (хитрая уловка, измышление) – это логически неправильное (мнимое) рассуждение (вывод, доказательство), выдаваемое за действительное. Основаны они на внешнем сходстве явлений, на двусмысленности слов, подмене понятия; на сознательно неправильном выборе исходных положений.

Софос – мудрец в Древней Греции, придумал упражнения для тренировки ума своих учеников. Эти упражнения назывались софизмами и намеренно строились с нарушениями законов и правил логики.

Софистика – словесная виртуозность, видимая доказательность умозаключений, подмена одного понятия другим, введение в заблуждение.

Софизмы являются особым приемом интеллектуального мошенничества. Это явно ложные доводы, игра в слова, оторванная от содержания понятий. Поэтому считается, что «софист» – это человек, отстаивающий свои убеждения с помощью любых, в том числе и недозволенных, приемов, не считаясь с тем, верны ли эти убеждения на самом деле или нет.

Логические ошибки следует отличать от ошибок предметных (фактических). К предметным ошибкам относятся ошибки случайности, несоответствующее заключение; ложные причины; ошибки многих вопросов и др. Предметные ошибки относятся к содержанию умозаключения, они могут быть обнаружены и исправлены только тем, кто знаком с самим предметом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: