Формирование белорусской экономической модели

Политические реформы и государственное строительство в Республике Беларусь.

На Пленуме ЦК КПСС (январь 1987 г.) был взят курс на усовершенствование социализма. Стержнем преобразований должна была стать демократизация всех сфер жизни советского общества. Был выдвинут лозунг "Больше демократии, больше социализма". В стране стали возникать неформальные клубы и объединения. В Беларуси возрос интерес к проблемам культуры. В прессе публиковались материалы, в которых давались негативные оценки не только Сталина, но и роли Ленина, Октябрьской революции, партии большевиков. Начался новый этап реабилитации жертв репрессий. С 1988 г. по 1993 г. в Беларуси было реабилитировано 130 тыс. человек.

На XIX конференции КПСС (1988) подчеркивалось, что неудачи в проведении реформ связаны с консерватизмом партаппарата, командно-административной системой, бюрократизмом. Был сделан вывод о необходимости изменения политической системы с обязательным отказом партии от своей руководящей роли и передачей государственной власти Советам. В декабре 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон о созыве съезда народных депутатов и создании постоянно действующего Верховного Совета СССР. Две трети депутатов должны были избираться по территориальным округам на альтернативной основе, а третья часть - представлять разные общественные организации, в том числе и КПСС. Избирательная кампания проходила при большой активности населения, в острой и напряженной борьбе.

Первый съезд народных депутатов, который открылся 25 мая 1988 г. стал ареной острой политической дискуссии. Председателем Президиума Верховного совета СССР был избран М.С. Горбачев. Радикально настроенные депутаты потребовали дать оценку афганской войне, опубликовать документы пакта Молотов-Риббентроп. III съезд народных депутатов СССР (март 1990) отменил 6-ю статью Конституции СССР о руководящей роли КПСС, избрал М.С. Горбачева Президентом СССР. По новой системе в марте 1990 года состоялись выборы народных депутатов в Беларуси.

В условиях нарастания политической напряженности в обществе в СССР был принят закон об общественных объединениях. Но в республике неформальные организации стали возникать раньше. В июне 1988 г. в Вильнюсе состоялся учредительный съезд Белорусского народного фронта (БНФ). В ноябре 1990 г. была создана Объединенная демократическая партия Беларуси (ОДПБ), в феврале 1991 г. - Белорусская крестьянская партия и др.

Политическое развитие советского общества привело к усилению в республиках движения за национальную независимость, суверенитет, выход из состава СССР. После того, как Верховный Совет СССР принял постановление о нелигитимности договора Молотова-Риббентропа, М.С. Горбачев подписал указ о выходе Литвы, Латвии и Эстонии из СССР. В июне - июле 1990г. государственный суверенитет провозгласили Российская федерация и Украина, а 27 июля Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете БССР. В ней провозглашалось верховенство на территории республики Конституции БССР. 17 марта 1991 г. в СССР состоялся референдум по вопросу сохранения Советского Союза. "За" высказались 76,4% голосовавших, в том числе в Беларуси - 82,7%. Попытки союзного руководства создать "обновленный Союз" и подписать в Ново-Огареве новый договор не увенчались успехом. Августовский путч 19 – 21 августа 1991г. в Москве похоронил эти попытки окончательно.

25 августа сессия Верховного Совета БССР приняла Закон "О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики" и постановление "Об обеспечении политической и экономической самостоятельности белорусской ССР". Собственностью республики объявлялись предприятия, организации и учреждения союзного подчинения, размещенные на ее территории. 19 сентября 1991 г. было принято решение об изменении символики республики и переименовании Белорусской Cоветской Социалистической Республику в "Республику Беларусь" или "Беларусь".

8 декабря 1991 г. руководители России (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Беларуси (С. Шушкевич), в Вискулях в Беловежской пуще подписали Соглашение об образовании Содружества независимых государств (СНГ). В Соглашении констатировалось, что Союз ССР как субъект международного права прекращает свое существование. В столице Беларуси расположились координирующие органы СНГ. 21 декабря 1991 г. а Алма-Ате состоялась встреча делегаций 11 республик, на которой была принята Декларация, провозгласившая, что с образованием СНГ Советский Союз прекращает свое существование. 25 декабря Президент СССР М. Горбачев ушел в отставку.

После объявления независимости, республика вступила в новый этап своего развития. Началось формирование органов управления. Союзно-республиканские министерства и комитеты преобразовывались в государственные органы республики Беларусь. Комитет госбезопасности стал подчиняться Верховному Совету, а пограничные войска - Совету Министров РБ. Белорусский военный округ ликвидировался, все его части и подразделения перешли в подчинение Министерства обороны Республики Беларусь. Проводилась работа по уточнению границ Беларуси с Литвой и Латвией.

В первой половине 90-х гг. в Беларуси шел процесс активного становления многопартийной системы. В конце 1985 г. в Министерстве юстиции Республики было зарегистрировано 34 политические партии. Обновлялось профсоюзное движение. В октябре 1990 г. состоялся первый съезд Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ). В Солигорске возник Независимый профсоюз горняков Беларуси. В ноябре 1991 г. возникли "Свободные профсоюзы Беларуси (СПБ)".

14 марта 1994 г. была принята Конституция Республики Беларусь. В ней юридически закреплялся суверенитет республики, достигнутые демократические преобразования, права и свободы граждан. Конституцией вводилась должность Президента как руководителя государства и исполнительной власти. Первым Президентом Республики Беларусь 10 июля 1994 г. был избран А.Г. Лукашенко. За него проголосовало 81% избирателей. Председателем Совета Министров стал М. Чигирь, а после его ухода в отставку в ноябре 1996 г. правительство возглавил С. Линг.

14 мая 1995 г. вместе с выборами в Верховный Совет состоялся республиканский референдум. Итоги голосования по каждому вопросу, вынесенному на референдум, свидетельствовали о полной поддержке народом нового правительства. За придание русскому языку равного статуса с белорусским, утверждение новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь, интеграцию с Российской федерацией, необходимость внесения изменений в Конституцию, предусматривающих возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом республики Беларусь в случае систематического и грубого нарушения Конституции проголосовало около 83% избирателей. В первом туре было избрано только 18 депутатов Верховного Совета. Для того, чтобы парламент приступил к работе, было необходимо избрать не менее 174 депутатов. Достичь кворума оказалось возможным только 10 декабря 1995 г., после трех дополнительных туров голосования. Парламент 13-го созыва приступил к работе, его спикером был избран С. Шарецкий.

Летом - осенью 1996 г. обострился конфликт из-за разделения властных полномочий между Президентом и Верховным Советом республики. 24 ноября 1996 г. состоялся второй республиканский референдум. За принятие Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями проголосовано 70,45% граждан. Избиратели высказались также против свободной, без ограничений купли-продажи земли, против отмены смертной казни.

Согласно Новой редакции Конституции Президент является руководителем государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Руководителем исполнительной власти является Премьер-министр Правительства. Изменен порядок назначения и увольнения на некоторые государственные посты. Создана подчиненная Президенту вертикальная структура, которая включает исполнительные и распорядительные органы, как в центре, так и на местах.

Сложившаяся экономическая ситуация потребовала принятия в 1995 г. Программы выхода из кризиса, рассчитанной до 2000 г. Курс на социально ориентированную рыночную экономику, осуществление эффективной социальной политики стало основой внутриполитической деятельности руководства страны. В 1996-1997 гг. удалось снизить инфляцию и темпы экономического спада производства, оживить производство в отдельных отраслях промышленности, сдержать падение жизненного уровня населения, снизить уровень безработицы.

Однако валютный кризис в республике в марте и августовский финансовый кризис 1998 г. в России отрицательно сказались на экономике Беларуси. В целях преодоления кризиса были проведены унификация валютного курса в отношении белорусского рубля и частичная либерализация цен, усилена бюджетная дисциплина, в значительной мере осуществлен перевод расчетов на денежную основу, сокращен бартер. В результате этих мер, инфляция снизилась с 251% в 1999 г. до 108% в 2000 г. Объем валового внутреннего продукта увеличился в 2000 г. на 3,8%, а в 2001 г. более чем на 4%. Производство промышленной продукции возросло на 5,5% и составило 106% к уровню 1990 г. В 2001 г. реальные денежные доходы населения увеличились на 25%, а реальная заработная плата - более чем на 30%. Вместе с тем, продолжает расти объем нереализованной продукции, остается низким уровень инвестиций, третья часть предприятий является убыточными.

На II Всебелорусском народном собрании была утверждена программа социально -экономического развития до 2005 г., которая предусматривает инновационную и инвестиционную деятельность, увеличение экспорта товаров и услуг, эффективное и динамичное развитие агропромышленного комплекса, жилищное строительство, охрану здоровья населения.

В настоящее время основные показатели белорусской экономики позволяют говорить о существенных успехах в развитии нашей страны. В 2007 году Республика Беларусь впервые отнесена экспертами ООН к группе стран с высоким уровнем развития. За последние 10 лет валовой внутренний продукт вырос более чем в два раза и к маю 2009 года достиг почти 50 триллионов рублей. За это же время в 2,5 раза возросло производство промышленной продукции, в 4,5 раза увеличился розничный товарооборот, реальные денежные доходы населения возросли в 3,4 раза. Страна производит много высококачественной бытовой техники: холодильников, стиральных машин, газовых плит, пылесосов, телевизоров и мониторов, в том числе жидкокристаллических. Высокого уровня развития достигло белорусское машиностроение (производство автомобилей, тракторов, комбайнов, автобусов, троллейбусов и т.д.). Наша страна имеет торгово-экономические отношения более чем со 170 странами мира, экспортирует свои товары в 130 стран. Устойчиво развивается сельскохозяйственное производство, растет урожайность зерновых. В настоящее время она составляет около 40 центнеров с гектара. Увеличивается производство продукции животноводства. Резко возросли инвестиции в экономику страны. В 2000 – 2005 годах этот показатель составил 20 млрд. долларов США; в течение 2006 – 2010 годов намечено инвестировать 80 млрд.

Но проблем еще много, и для того, чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями и выдерживать жесткую конкуренцию на мировых рынках, Беларусь должна максимально использовать все свои сильные стороны: выгодное экономико-географическое и геополитическое положение, развитые системы транспортных коммуникаций, значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие некоторых полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.), относительно развитый научно-технический потенциал, многоотраслевой промышленный комплекс, сильное сельское хозяйство, высокий образовательный уровень населения, многовекторные внешнеэкономические связи.

Главная стратегическая задача современного этапа – обеспечить устойчивое интенсивное социально-экономическое развитие страны.

Приоритетными направлениями социально-экономического развития республики являются:

– всестороннее гармоничное развитие человека, совершенствование системы образования, формирование эффективной системы здравоохранения. В современных условиях важнейшим ресурсом экономического развития становится человек, его творческий потенциал, умения, навыки, способности к разработке новых идей и их эффективной реализации, а также его здоровье.

– переход на инновационный путь развития экономики, энерго- и ресурсосбережение;

– наращивание экспортного потенциала страны;

– развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;

– развитие малых и средних городов, жилищное строительство.

Во всех решениях, которые принимаются органами государственной власти, подтверждается стремление белорусского государства реализовать модель социально-ориентированной рыночной экономики.

Социально-ориентированные модели отличаются высокой долей государственной собственности, широкими масштабами государственного регулирования экономики, государственной поддержкой малого и среднего бизнеса, высокой долей социальных расходов в государственном бюджете, участием работников в управлении производством. Они сочетают свободную частную инициативу, конкуренцию с активной ролью государства, экономическую эффективность с высоким уровнем социальной защиты населения.

Белорусская социально-экономическая модель основана на сильном государственном регулировании экономики и социальной сферы, сохранении в руках государства значительной доли собственности, совершенствовании механизма перераспределения доходов, за счет которого обеспечивается развитие государственного сектора экономики и осуществляется социальная защита и поддержка многих слоев общества.

Совокупность мероприятий, которые проводит государство по развитию социальной сферы общества, составляет содержание социальной политики государства.

Главная задача социальной политики — это обеспечение благоприятных условий для развития всех общественных групп, гармоничного взаимодействия между ними, достижение баланса их интересов. Такая деятельность способствует достижению общественной стабильности.

Социальная политика белорусского государства включает в себя политику в области доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние); политику в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость населения и др.). Она включает также социальную поддержку и защиту нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии и др.), развитие отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт). Элементами социальной политики являются также меры по развитию современной инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание), семейная, молодежная политика государства, миграционная политика.

Основные принципы социальной политики белорусского государства на современном этапе определены в Посланиях Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь:

«Беларусь – государство для человека. Наше кредо – сильная социальная политика. От этой политики мы не отступим…

…Социальная политика современного государства должна быть интегрированной. А это предполагает не только защиту слабых, социально уязвимых категорий граждан, но и поддержку сильных, работоспособных групп населения...

…Социальная помощь должна быть адресной и индивидуальной. В безусловной защите нуждаются инвалиды, одинокие старики, дети-сироты. Другим, попавшим в трудную жизненную ситуацию, нужна рука помощи, чтобы встать на ноги, а не пожизненное содержание…

…Важно, чтобы в сознании у каждого прочно укоренилось понимание – государство в отношении трудоспособного человека имеет единственную обязанность: создать условия для того, чтобы он мог проявить полезную инициативу и заработать».

Успешное функционирование социально ориентированной рыночной экономики создает условия для формирования среднего класса. Количественные показатели, по которым люди причисляются к среднему классу, имеют особенности в различных странах, но чаще всего в состав среднего класса входят врачи, государственные служащие, владельцы малых предприятий, квалифицированные рабочие, преподаватели вузов и научные сотрудники, крестьяне и фермеры, другие люди с достаточно высоким уровнем доходов и прочным общественным положением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: