Организация исполнения бюджета

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Финансовый контроль за исполнением федерального бюд­жета включает в себя текущий и последующий контроль.

Текущий контроль осуществляется в процессе исполнения фе­дерального бюджета текущего года или какой-либо финансовой операции. Текущий контроль за ходом исполнения федерального бюджета – это система контрольных, экспертно-аналитических, организационных и иных мероприятий, проводимых органом фи­нансового контроля, позволяющая установить уровень исполнения федерального закона о федеральном бюджете за соответствующий период.

Цель такого контроля – определение полноты и своевремен­ности денежных поступлений доходов в федеральный бюджет, определение фактического расходования бюджетных ассигнова­ний, структуры и объема государственного долга, источников фи­нансирования дефицита федерального бюджета в сравнении с ут­вержденными показателями федерального бюджета и сводной бюджетной росписи, выявление отклонений и нарушений, их ана­лиз и внесение предложений по их устранению.

Объектами текущего контроля на федеральном уровне являются:

• Министерство финансов РФ и его подразделения;

• федеральные министерства и ведомства – главные распоря­дители бюджетных средств, осуществляющие операции со средствами федерального бюджета в российской и иностран­ной валютах и иными государственными средствами;

• ЦБ РФ, Банк внешнеэкономической деятельности (Внешэко­номбанк), Банк внешней торговли (Внешторгбанк) и другие кредитные организации, уполномоченные осуществлять опе­рации со средствами федерального бюджета;

• государственные внебюджетные фонды;

• иные организации вне зависимости от видов и форм собствен­ности, получающие, перечисляющие и использующие сред­ства из федерального бюджета, или использующие федераль­ную собственность, либо управляющие ею, а также имеющие предоставленные федеральным законодательством или феде­ральными органами государственной власти налоговые, тамо­женные и иные льготы и преимущества.

Основной формой государственного финансового контроля исполнения федерального бюджета выступает последующий кон­троль, осуществляемый Счетной палатой РФ.

Последующий контроль осуществляется в Российской Федера­ции в двух формах:

• последующий контроль исполнения федерального закона о федеральном бюджете за отчетный период;

• последующий контроль в форме комплексной ревизии, тема­тической проверки по использованию средств федерального бюджета, государственной собственности и иных государ­ственных ресурсов отдельными объектами (министерство, ве­домство, организация).

Первая форма последующего контроля наиболее разработана в методическом плане на уровне органа государственного финансо­вого контроля – Счетной палаты Российской Федерации. В этой связи необходимо рассмотреть методику проведения этого конт­роля. Последующий контроль исполнения федерального закона о федеральном бюджете за отчетный период готовится в форме за­ключения.

Заключение Счетной палаты по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета за отчетный год подготавлива­ется на основе:

• результатов комплекса проверок исполнения федерального закона о федеральном бюджете за отчетный год, осуществлен­ных в соответствии с планом работы Счетной палаты на осно­вании представленных копий платежных поручений и иных первичных документов, подтверждающих данные об исполнении доходов, расходов и источников финансирования дефи­цита федерального бюджета на проверяемых объектах, а также отчетности в министерствах, ведомствах и организациях – главных распорядителях средств федерального бюджета, Цен­тральном банке РФ и иных органах, на которые законодатель­ством Российской Федерации возложены бюджетные полно­мочия;

• итогов проверки отчета Правительства РФ об исполнении фе­дерального бюджета за отчетный год, а также документов и материалов, представляемых Правительством РФ Государ­ственной Думе одновременно с отчетом об исполнении феде­рального бюджета;

• данных тематических проверок исполнения федерального бюджета за отчетный год, осуществленных Счетной палатой;

• результатов предварительного и текущего контроля исполне­ния федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год;

• результатов финансового контроля, осуществляемого органа­
ми исполнительной власти, – Министерством финансов РФ, Федеральным казначейством, главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств.

При подготовке заключения Счетной палаты особое внимание уделяется:

• анализу исполнения федерального закона о федеральном бюд­жете на отчетный год в разрезе групп и подгрупп классифика­ции доходов, разделов и подразделов функциональной класси­фикации расходов бюджетов Российской Федерации и главных распорядителей средств федерального бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации бюджетов Рос­сийской Федерации, установленных ведомственной структурой федерального закона о федеральном бюджете на отчетный
год с учетом изменений и дополнений;

• реализации текстовых статей, содержащихся в федеральном законе о федеральном бюджете на отчетный год;

• анализу соответствия исполнения федерального закона о фе­деральном бюджете на отчетный год нормам и положениям Бюджетного кодекса РФ и иных нормативных правовых ак­тов;

• реализации положений Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на отчет­ный год и на среднесрочную перспективу;

• достижению параметров и обеспечению соответствия крите­риям Концепции национальной безопасности РФ, Государ­ственной стратегии экономической безопасности РФ. Основными этапами подготовки и проведения комплекса про­верок, позволяющих подготовить заключение Счетной палаты, и непосредственной подготовки заключения Счетной палаты яв­ляются:

• подготовка программ и иных распорядительных документов,
необходимых для проведения комплекса проверок, позволя­ющих подготовить заключение Счетной палаты;

• подготовка информации Счетной палаты к отчету Минфина
России об исполнении федерального бюджета за январь - де­кабрь отчетного года;

• проверки исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год Минфином России, министерства­ми, ведомствами и организациями — главными распорядите­лями средств федерального бюджета и иными участниками бюджетного процесса, а также тематические проверки испол­нения указанного федерального закона;

• проверка отчета Правительства РФ об исполнении федераль­ного бюджета за отчетный год, а также документов и материа­лов, представленных одновременно с отчетом;

• подготовка и рассмотрение заключений Счетной палаты по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюд­жета за отчетный год по направлениям деятельности Счетной палаты, возглавляемым аудиторами Счетной палаты, а также предложений аудиторов к сводной части заключения Счетной палаты;

• подготовка и рассмотрение сводной части заключения Счет­ной палаты и заключения Счетной палаты к отчету Прави­тельства РФ об исполнении федерального бюджета за отчетный год в целом.

Проверка исполнения федерального закона о федеральном бюд­жете за отчетный год Минфином России и другими министер­ствам, ведомствами и организациями – главными распорядителя­ми средств федерального бюджета и иными участниками бюджет­ного процесса, а также тематические проверки осуществляются в два этапа.

На первом этапе (до выхода на проверяемый объект) необходимо ознакомиться со всей имеющейся нормативной правовой базой, в со­ответствии с которой должен был исполняться федеральный закон о федеральном бюджете на отчетный год. Важнейшими документа­ми, требующими изучения до выхода на проверяемые объекты, яв­ляются Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собра­нию РФ о бюджетной политике на отчетный год и на среднесрочную перспективу, Концепция национальной безопасности РФ и Госу­дарственная стратегия экономической безопасности РФ.

На втором этапе (в Минфине России, министерствах, ведом­ствах и организациях – главных распорядителях средств федераль­ного бюджета и иных участниках бюджетного процесса) осущест­вляются контрольные мероприятия в соответствии с программой проверки исполнения федерального закона о федеральном бюд­жете на отчетный год Минфином России и адаптированной при­мерной программой проверки исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год министерством, ведом­ством, организацией.

При проверке главных распорядителей (министерства, ведом­ства, организации) рассматриваются следующие основные во­просы:

• правильность и своевременность выполнения министерством, ведомством, организацией полномочий главного распоряди­теля средств федерального бюджета в части соблюдения сро­ков доведения показателей сводной бюджетной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета;

• правильность и своевременность утверждения и доведения уведомлений о выделенных бюджетных ассигнованиях, лими­тов бюджетных обязательств до всех распорядителей и получа­телей бюджетных средств, факты перераспределения средств федерального бюджета между различными статьями расходов без необходимых на то обоснований и согласований; докумен­ты, свидетельствующие о несвоевременном зачислении бюд­жетных средств на счета их получателей и осуществлении пря­мого финансирования учреждений и организаций, не входя­щих в число получателей средств федерального бюджета, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на отчетный год или приложениями к нему;

• порядок финансирования бюджетополучателей в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на отчетный год и иными нормативными правовыми актами, документы в части применения незаконных форм финансирования;

• полнота и своевременность финансирования, в том числе за счет дополнительных доходов, а также суммы остатков средств федерального бюджета на 1 января отчетного года, направлен­ных в качестве дополнительного финансирования расходов, факты недофинансирования (отсутствия финансирования) из федерального бюджета в разрезе разделов, подразделов, целе­вых статей и видов расходов бюджетной классификации рас­ходов бюджетов Российской Федерации;

• документы, свидетельствующие о финансировании расходов, не утвержденных федеральным законом о федеральном бюд­жете на отчетный год или не включенных в сводную бюджет­ную роспись;

• использование для целей финансирования расходов механиз­мов вексельных и иных форм заимствования с использовани­ем ценных бумаг у коммерческих структур, приводящих к пря­мым потерям федерального бюджета, с указанием сумм таких потерь;

• фактическое исполнение федерального бюджета за отчетный год по доходам и расходам зачетными формами финансирова­ния, порядок проведения зачета денежных средств, наличие задолженности при проведении зачета у получателя бюджет­ных средств по платежам в бюджет, зачеты встречных требова­ний между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ; соответствие объема и структуры кассовых и фактических расходов министерства, ведомства, организации как главного распорядителя бюджетных средств утвержденной смете расхо­дов;

• документы о незаконном использовании бюджетных средств для формирования уставного капитала коммерческих органи­заций, факты выдачи ссуд за счет полученного инвестицион­ного или конверсионного кредита; случаи приобретения това­ров (продовольствие и другие материальные ценности, работы и услуги) для государственных нужд на внеконкурсной основе и по завышенным ценам;

• осуществление надлежащего учета и контроля возврата в бюд­жет кредитных ресурсов, полученных под гарантии Прави­тельства РФ, законность и целесообразность предоставления из федерального бюджета в отчетном году средств на возврат­ной основе в качестве кредитов и бюджетных ссуд;

• своевременность и полнота возврата заемных средств, срок погашения которых согласно заключенным кредитным договорам истек в отчетном году, правильность начисления и пол­нота уплаты процентов за пользование заемными средствами, соответствие сроков и реквизитов для их перечисления огово­ренным в кредитном соглашении условиям;

• обоснованность предоставления предприятиям и организаци­ям дополнительных средств из федерального бюджета на воз­вратной основе при наличии непогашенной задолженности по ранее полученным на возвратной основе кредитам и ссудам;

• предоставление из федерального бюджета беспроцентных бюджетных ссуд бюджетам субъектов РФ и оформление дого­воров пролонгации бюджетных ссуд;

• предоставление бюджетных кредитов на осуществление ин­вестиционных проектов в угольной промышленности, выпол­нение высокоэффективных научно-технических разработок, приобретение дорожной техники и другого имущества, необ­ходимого для функционирования федеральных дорог;

• соблюдение условий предоставления бюджетных ссуд и кре­дитов российским юридическим лицам, а также соблюдение условий целевого и эффективного использования бюджетных ссуд и кредитов;

• достоверность отчетных данных министерства, ведомства, ор­ганизации и подведомственных им организаций об объемах кредиторской и дебиторской задолженности по состоянию на начало и конец отчетного года, анализ состояния и динамики кредиторской задолженности бюджетных средств и дебитор­ской задолженности с указанием причин ее образования и принимаемых мер по ее взысканию;

• случаи оплаты коммерческим организациям невыполненных объемов работ и услуг (строительно-монтажных, ремонтно-строительных работ), в результате которых произошло отвле­чение бюджетных средств и образование дебиторской задол­женности;

• факты неудовлетворительной постановки учета и отчетности по полученным финансовым и связанным (лизинговым) кре­дитам от иностранных государств, банков и фирм, а также по­гашение указанных заимствований и начисленных процентов по ним;

• полнота выполнения доходов и расходов бюджета, а также иных операций, осуществляемых в процессе исполнения бюджета и подлежащих бюджетному учету на основе единого плана счетов, наличие неоговоренных исправлений в отчетах, бухгалтерских регистрах и первичных документах, ариф­метических ошибок в расчете показателей отчетности и со­поставление их с данными бухгалтерской отчетности, выпис­ками из банковских счетов и прилагаемых к ним первичных документов;

• достоверность сводной финансовой отчетности, представлен­ной министерством, ведомством, организацией, а также отче­тов по центральному аппарату министерства, ведомства, ор­ганизации и подведомственным им организациям, подтверж­дающих обоснованность, целесообразность и эффективность операций, осуществленных со средствами федерального бюд­жета; факты несвоевременного представления отчетов и дру­гих сведений, связанных с исполнением федерального бюд­жета;

• соответствие государственных капитальных вложений, выде­ленных на Федеральную адресную инвестиционную програм­му, по объему и структуре годовым бюджетным назначениям, а также финансирование в рамках Федеральной адресной ин­вестиционной программы по объектам (выборочно), из них вводимых в эксплуатацию в отчетном году, наличие объемов незавершенного строительства, дебиторской и кредиторской задолженности;

• первичные платежные документы и отчеты в части финанси­рования, целевого и эффективного использования федераль­ных целевых программ в целом, в том числе по кварталам с выделением декабря и отражением остатков средств на начало и конец отчетного периода, а также указанием объемов воз­врата средств в федеральный бюджет;

• подтверждение размеров, анализ причин возникновения, по­рядок и объемы погашения кредиторской и дебиторской за­долженности по федеральным целевым программам в отчет­ном году, определение объемов и анализ фактов предоставле­ния бюджетных инвестиций с нарушениями требований бюджетного законодательства;

• фактическое финансирование федеральных целевых программ и кассовое исполнение расходов и сопоставление показателей с аналогичными отчетными данными об исполнении феде­ральных целевых программ в разрезе программ и государ­ственных заказчиков за отчетный год, представленными в от­чете Правительства РФ об исполнении федерального бюдже­та; объемы финансовых средств и случаи расходования средств федерального бюджета на программы сверх утвержденных бюджетных ассигнований;

• законность и обоснованность финансирования программ «за­четами встречных требований», в том числе в части погашения кредиторской задолженности;

• выполнение (невыполнение) мероприятий, предусмотренных программами к реализации в отчетном году; постановка работы с первичными платежными документами, явившимися основанием для операций со средствами феде­рального бюджета на предмет соответствия кодов бюджетной классификации по федеральным целевым программам; порядок учета и использования средств, полученных от пред­принимательской и иной деятельности, приносящей доход; документы неправомерного использования средств, получен­ных от предпринимательской и иной приносящей доход дея­тельности, минуя лицевые счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства для учета вышеназванных средств;

• достоверность отражения доходов, полученных в результате осуществления предпринимательской и иной приносящей до­ход деятельности, в том числе доходов от оказания платных услуг и других доходов, получаемых от использования госу­дарственной собственности, закрепленной за министерством, ведомством, организацией на праве оперативного управления; соответствие произведенных министерством, ведомством, ор­ганизацией расходов показателям утвержденной сметы дохо­дов и расходов, правильность отражения в отчетности остат­ков средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на начало и конец отчетного года, достоверность отчетных данных о предпринимательской деятельности, факты отсутствия или ненадлежащего ведения раздельного учета бюджетных и собственных внебюджетных средств, случаи осуществления необоснованной трансформа­ции (перевода) бюджетных средств во внебюджетные. При выявлении фактов нарушения бюджетного законодательства указывается размер нанесенного материального ущерба или потерь с обязательной увязкой со структурой функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и конкретным указанием раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов классификации бюджетов Российской Федера­ции, на которые следует отнести данные расходы.

Одновременно проводится проверка министерства, ведомства, организации как бюджетного учреждения и получателя бюджетных средств, а также как субъекта ведомственной структуры расходов федерального бюджета. В данном случае необходимо проверить:

• показатели, характеризующие исполнение федерального бюд­жета отчетного года по соответствующим разделам, подразде­лам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, а также финансирование и кассовые расходы федерального бюджета с учетом остатков бюджетных средств по состоянию на начало и конец отчетного года;

• соответствие объема финансирования министерства, ведом­ства, организации структуре функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации отчетного года;

• бюджетную заявку на финансирование, утвержденное феде­ральным законом о федеральном бюджете на отчетный год, на предмет ее завышения в части правомерности использования образовавшейся экономии средств федерального бюджета;

• случаи необоснованного завышения заработной платы руко­водящего состава, соответствие штатной численности и ставок оплаты труда персонала, приведших к перерасходу средств фе­дерального бюджета, наличие фактов перерасхода бюджетных средств на командировки, включая заграничные;

• осуществление нового строительства, реконструкции, техни­ческого перевооружения и капитального ремонта без необхо­димой документации (титульных списков вновь начинаемых строек, сметно-финансовых расчетов, проектно-сметной до­кументации, договоров и т.п.);

• случаи использования средств федерального бюджета для осуще­ствления краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений, факты значительных затрат на штрафы и пени за просроченную оплату энергоресурсов, средств связи, коммунальных услуг;

• правильность отражения фактического поступления средств из внебюджетных источников, наличие утвержденной соот­ветствующим органом сметы доходов и расходов бюджетного учреждения по средствам, полученным из внебюджетных ис­точников.

В процессе проведения последующего контроля и подготовки заключения используются большая информационная база, объем­ный цифровой материал, который систематизируется в виде таб­лиц-приложений.

Результатами последующего контроля являются:

• заключение на отчет Правительства РФ об исполнении феде­рального закона о федеральном бюджете на отчетный год;

• представления, подписания, информационные письма. Заключение представляется на рассмотрение в Государственную Думу и Совет Федерации, где на его основе дается оценка деятель­ности Правительства за отчетный период. Структура заключения Счетной палаты по отчету Правительства РФ об исполнении феде­рального бюджета за отчетный год состоит из следующих разделов:

1. Общие положения.

2. Макроэкономические условия исполнения федерального бюджета в отчетном году.

3. Общая характеристика исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год.

4. Доходы федерального бюджета.

5. Сбалансированность федерального бюджета.

6. Расходы федерального бюджета.

7. Анализ исполнения и реализации Федеральной адресной ин­вестиционной программы, федеральных целевых программ и фе­деральных программ развития регионов из средств федерального бюджета, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета в отчетном году.

8. Межбюджетные отношения.

9. Анализ отчета о расходовании средств резервного фонда Пра­вительства РФ и резервного фонда Президента РФ.

10. Анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных кредитов с нарушением требований Бюджетного кодекса.

11. Анализ отчета Минфина России и иных уполномоченных органов о предоставленных государственных гарантиях.

12. Анализ отчета о внутренних и внешних заимствованиях Рос­сийской Федерации по видам заимствований.

13. Анализ отчета о доходах федерального бюджета, полученных от использования государственного имущества.

14. Анализ сводных отчетов о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг.

15. Анализ сводных отчетов об исполнении смет доходов и рас­ходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюд­жетных средств.

16. Анализ реестра федеральной государственной собственности на первый и последний день отчетного года.

17.Анализ отчета о состоянии внешнего и внутреннего долга Российской Федерации на первый и последний день отчетного года.

18. Анализ отчета Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушение бюджетного зако­нодательства.

19. Выводы и предложения.

Представления и предписания передаются министерствам, ве­домствам, организациям, а также Правительству РФ (по наиболее крупным проблемам). Информационное письмо может быть на­правлено Президенту РФ.

Важнейший элемент исполнения федерального бюджета – экономический анализ бюджетных показателей, их обоснованнос­ти, структуры, динамики, других параметров. Экономический анализ представляет собой систему приемов, используемых в фи­нансовом контроле для раскрытия причинных связей, обусловли­вающих результаты явлений и процессов. Его осуществляют все участники процесса исполнения федерального бюджета.

Методика анализа избирается в зависимости от поставленных задач, но можно выделить главные принципы, которыми необхо­димо руководствоваться при проведении аналитической работы. Анализ должен быть:

• конкретным, основанным на изучении широкого крута пока­зателей, всесторонне характеризующих экономическое или финансовое явление, процесс и тенденцию;

• системным, представляющим собой систему аналитической работы – по срокам, охвату вопросов, приемам, взаимосвязи изучаемых показателей;

• оперативным, позволяющим по результатам анализа осуще­ствить разработку рекомендаций, на основе которых можно повлиять на анализируемые показатели и процессы;

• объективным, обеспечивающим обоснованный подбор ин­формации, которая способна всесторонне охарактеризовать всю совокупность причин и факторов, определяющих выяв­ленную динамику и тенденции развития.

Методика экономического анализа определяет этапы анализа и соответствующие им приемы аналитической обработки информа­ции. Этапы анализа – это, во-первых, проверка, свод, группировка необходимых данных; во-вторых, собственно аналитическая обработка: сравнение соответствующих показателей по доходам, расходам и другим показателям; определение причин отклонений; раскрытие взаимосвязей и количественных зависимостей между показателями; в-третьих, подведение итогов анализа, формулиров­ка основных выводов и разработка практических предложений и рекомендаций по результатам анализа.

Методика экономического анализа исполнения бюджета может быть подразделена на общую и частную. Общая методика одина­ково применима при анализе как общих итогов, так и частных ре­зультатов исполнения бюджета по доходам и расходам. Она вклю­чает:

• определение задач анализа;

• подбор и предварительную проверку достоверности и пра­вильности данных;

• использование приема сравнения как основного при опреде­лении уровня исполнения и динамики бюджетных показате­лей;

• применение утвержденных или уточненных данных в качестве базы для сравнения и оценки показателей;

• прием разложения отклонений от установленных назначений по факторам, различно повлиявшим на результаты пополне­ния по доходам или расходам;

• широкое применение наряду с абсолютными относительных и средних показателей, а также сводных величин;

• использование статистических и экономико-математических методов анализа. Статистические методы – это приемы полу­чения таких величин и количественных характеристик, кото­рые не содержатся непосредственно в экономической инфор­мации. Применяются они при возникновении потребности воспроизвести реальные количественные отношения, или уточнении, исправлении приблизительных величин, или со­вершении перехода от одних величин к более точным характе­ристикам количественных связей и отношений. Экономико-математические методы применяются при определении влия­ния факторов на результаты финансовых процессов с целью их оптимизации, в случае если другими методическими при­емами определить тесноту связи факторов не представляется возможным;

• применение аналитических группировок и построение таб­лиц, позволяющих судить о результатах исполнения бюджета.

Практическое применение частной методики определяется уровнем бюджета, видами доходов или направлением расходов, количеством и качеством данных, которые обеспечат наиболее полную информацию по анализируемому вопросу, способами их проверки, видами необходимых группировок и расчетов, аналити­ческих таблиц, предположительными выводами, которые могут последовать по результатам анализа.

Каждый из приемов анализа имеет важное значение, но кон­кретность и действенность выводов экономического анализа зави­сят прежде всего от их комплексного применения. Дополняя друг друга, они способствуют раскрытию сложных связей и зависимос­тей, возникающих между различными показателями в процессе исполнения бюджета по доходам и расходам.

Основная задача анализа исполнения доходной части федераль­ного бюджета – изыскание резервов доходов, т.е. увеличения по­ступлений налоговых и неналоговых платежей и повышения их собираемости.

При анализе исполнения расходной части бюджета подводятся итоги исполнения федерального бюджета в целом, по видам рас­ходов, по отдельным разделам, статьям затрат, распорядителям и получателям бюджетных средств. Выясняются возможности более экономного использования ассигнований, проверяется целевой характер расходования бюджетных средств, оценивается степень удовлетворения потребностей учреждений в средствах.

Аналитические таблицы традиционно отражают показатели ут­вержденного и уточненного бюджета, фактическое исполнение, отклонения от уточненного бюджета по причинам их образования и другие сведения, характеризующие анализируемые показатели. Круг показателей аналитических таблиц устанавливается в зави­симости от задач анализа.

Материалы экономического анализа исполнения бюджета оформляются в виде пояснительной записки к отчету об исполне­нии федерального бюджета. Этот документ представляет собой отчет о работе Министерства финансов России, так как свидетель­ствует о мерах, принятых для исполнения федерального бюджета по доходам и расходам, выявления резервов, и мероприятиях по укреплению бюджетной и финансовой дисциплины.

Вопросы для самоконтроля:

1. В процессе чего осуществляется текущий контроль исполнения федераль­ного бюджета? Какова его цель?

2. В каких формах проводится последующий контроль исполнения феде­рального бюджета?

3. Чему уделяется особое внимание при подготовке заключения Счетной палаты РФ по отчету об исполнении федерального бюджета?

4. Из каких разделов состоит заключение Счетной палаты РФ по отчету об исполнении федерального бюджета?

5. Каковы принципы организации анализа исполнения федерального бюд­жета?

6. Каковы этапы проведения анализа исполнения федерального бюдже­та?

7. В чем заключаются основные задачи анализа доходов и расходов феде­рального бюджета?

8. С какой целью используются результаты анализа исполнения федераль­ного бюджета?

1. Акперов, И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / И.Г. Акперов, И.А. Коноплева, С.П. Головач. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2009. – 640 с.

2. Артюхин, Р.Е. Федеральное казначейство: итоги и задачи / Р.Е.Артюхин // Финансы. – 2009. – № 3.

3. Афанасьев, М.П. Основы современной бюджетной системы: европейский аспект / М.П. Афанасьев // Академия Бюджета и Казначейства Минфина России. Финансовый журнал. – 2010. – № 1.

4. Буряков, Е.А. Реализация административных процедур в органах федерального казначейства / Е.А. Буряков // Финансы. – 2009. – № 1.

5. Бюджетная система России: учеб. для студ. вузов по экон. спец. / О.И. Пилипенко, С.П. Кочин, Л.П. Окунева и др.; под ред. Г.Б. Поляка. –3–е изд., перераб. и доп. –М.:ЮНИТИ–Дана, 2009. –703 с.

6. Бюджетный кодекс Российской Федерации (официальный текст) от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (ред. от 19.02.2009)

7. Бюджетная политика и межбюджетные отношения в Российской Федерации (Семинар-совещание руководителей финансовых органов субъектов РФ в г. Калининграде 9-10 июля 2009 г.) // Финансы. – 2009. – № 8.

8. Деребизова, С.А. О кассовом обслуживании исполнения бюджетов муниципальных образований органами Федерального казначейства / С.А. Деребизова, А.В. Лукьянова, А.С. Сазонов // Финансы. – 2009. – № 11.

9. Домбровский, А.Н. Налоговое администрирование и резервы доходной базы бюджетов муниципальных образований в условиях финансового кризиса / А.Н. Домбровский // Финансы. – 2009. – № 3.

10. Доценко, Д.В. Финансовый контроль в казначейской системе / Д.В. Доценко // Финансы. – 2009. – № 10.

11. Ермасова, Н.Б. Бюджетная система: учебник / Н.Б. Ермасова – М.: Высшее образование, 2009. – 715с.

12. Жуков, П.Е. Финансовый кризис и стагфляция в России / П.Е. Жуков // Экономист. – 2010. – № 2.

13. Караваева, И.В. Отечественная налоговая политика в условиях бюджетного дефицита / И.В. Караваева // Финансы. – 2010. – № 1.

14. Крупин, И.В. Автоматизация управления бюджетным процессом в условиях кризиса / И.В. Крупин, М.А. Заворина // Финансы. – 2009. – № 11.

15. Кузнецова Т.З. Совершенствование казначейской работы в территориальных органах / Т.З. Кузнецова // Финансы. – 2009. – № 10.

16. Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина РФ от 25.12.2008 г. № 145н / Консультант плюс. (с изменениями от 09 июля 2009 г.)

17. Овсянников, Л.Н. Ключевые проблемы формирования системы государственного финансового контроля / Л.Н. Овсянников // Академия Бюджета и Казначейства Минфина России. Финансовый журнал. – 2010. – № 1.

18. Организация исполнения бюджета: учеб. пособие / под ред. В.В. Карчевского. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 224с.Положение о Федеральном казначействе, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 703 (с изм. от 27.01.2009г.)

19. Розинская, Н.А. Становление российского бюджетного законодательства / Н.А. Розинская // Финансы. – 2009. – № 2.

20. Трубникова, Е.И. Повышение эффективности контроля за исполнением федерального бюджета / Е.И. Трубникова // Финансы. – 2010. – № 1.

21. Федорова, В.В. Совершенствование деятельности органов Федерального казначейства в условиях кризиса / В.В. Федорова // Финансы. – 2010. – № 1.

22. Чениб, Р.Ш. Практические аспекты кассового обслуживания исполнения высокодотационных бюджетов / Р.Ш. Чениб // Финансы. – 2009. – № 11.


Учебное издание

Сартакова Оксана Алексеевна, к.э.н., доцент

Ханченков Никола Степанович, к.м.н., доцент

Курс лекций

Компьютерный набор: Сартакова О.А.

Компьютерная верстка: Сартакова О.А.

Редактор: Бражникова Е.Р.

Подписано к печати __.__.2012. Формат 60х84 1/16.

Гарнитура типа «Times New Roman». Бумага для множительной техники.

Печать ризографная. Усл. печ. л. 13,8. Тираж 150 экз. Заказ № ____.

ИИО Кемеровского ГСХИ

650056 г. Кемерово, ул. Марковцева, 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: