Место государственного финансового контроля в управлении бюджетными отношениями

ТЕМА 7. ЭТАПЫ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Отчетность об исполнении федерального бюджета лежит в основе составления отчета об исполнении федерального бюджета. В соответствии со ст. 263 Бюджетного кодекса Российской Феде­рации Правительство Российской Федерации представляет еже­квартальные и годовой отчеты об исполнении федерального бюд­жета в Федеральное Собрание. Один экземпляр ежеквартальных и годового отчетов об исполнении федерального бюджета представ­ляется в Счетную палату Российской Федерации. Ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета утверждаются Пра­вительством Российской Федерации.

Муниципальные образования предоставляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Федераль­ную службу государственной статистики.

Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распоря­дителей и получателей бюджетных средств. При рассмотрении от­чета об исполнении бюджета в органе исполнительной власти субъ­екта Российской Федерации или органе местного самоуправления может быть назначена внутренняя проверка указанного отчета, ко­торую осуществляют органы Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с заключенными соглашениями между ним и органом исполнительной власти субъекта Российской Феде­рации или органом местного самоуправления.

Порядок подготовки, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении федерального бюджета осуществляется в соответствии с главой 27 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В про­цессе подготовки отчета в конце каждого финансового года ми­нистр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготов­ке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюдже­та каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности (например, отдельно Фонда социального страхования или Пенси­онного фонда Российской Федерации). Отчет об исполнении фе­дерального бюджета за прошедший год формируется по Правилам составления, утверждаемым приказом Министерства финансов Российской Федерации, в которых подробно излагается процедура формирования отчетных данных по доходам, расходам и источни­кам финансирования федерального бюджета с учетом действующей бюджетной классификации.

На основании распоряжения министра финансов все получате­ли бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и рас-

ходам. В отчетах бюджетных учреждений в обязательном порядке отражаются степень выполнения задания по предоставлению го­сударственных или муниципальных услуг, данные о доходах, по­лученных в результате оказания платных услуг, об использовании государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений; кроме того, составляется Пояснительная записка (сводная) (форма 0503160), которая представляет собой дополнительную информацию к бух­галтерской отчетности и является необходимой для объективного анализа этой отчетности.

Пояснительная записка включает повествовательное описание, более подробные таблицы, а также анализ сумм, показанных в бюджетной отчетности, и иную дополнительную информацию, необходимую внешним пользователям отчетности, в том числе Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Фе­дерации, органам государственного финансового контроля. Пояснительная записка составляется по формам:

• к годовому отчету – в соответствии с перечнем, утвержден­ным Инструкцией № 5н;

• к квартальному отчету:

Сведения о причинах недофинансирования (образования неис­пользованных остатков) в ходе исполнения бюджета (ф. 0503160, таблица 4);

Сведения об изменениях бюджетной росписи главного распо­рядителя средств бюджета (ф. 0503163);

Сведения о кассовом исполнении бюджета (ф. 0503164) (в час­ти доходов, расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета);

Сведения об эффективности бюджетных расходов (ф. 0503165);

Сведения об исполнении целевых программ (ф. 0503166); Сведения о целевых иностранных кредитах (ф. 0503167); Сведения о государственном (муниципальном) долге (ф. 0503172).

Пояснительную записку подписывают руководитель учрежде­ния и главный бухгалтер (лица, их замещающие).

Вместо Сведений об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) главные распорядители средств федерального бюджета представляют в бумажном и электронном виде Справку об из­менении остатков валюты баланса, в которой отражаются измене­ния валюты баланса главного распорядителя средств бюджета на начало года, произошедшие:

• при передаче активов и обязательств между главными распо­рядителями средств, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется из федерального бюджета;

• при передаче активов и обязательств между бюджетными уч­реждениями, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет различных бюджетов бюджетной сис­темы Российской Федерации;

• при изменении статуса учреждения, подведомственного главному распорядителю средств федерального бюджета.

Получатели бюджетных средств, предоставленных в форме субвенций, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, готовят отчеты по расходам указанных бюджетных средств. Министерство финан­сов Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств по указанным расходам готовит сводный отчет о расходах федерального бюджета, осуществленных путем предоставления субвенций, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд.

Министерство финансов Российской Федерации либо иной уполномоченный орган исполнительной власти совместно с Фе­деральным агентством по управлению федеральным имуществом готовит сводный отчет о расходовании средств федерального бюд­жета, вложенных в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, и о доходах, полученных от таких вложений.

Государственные заказчики готовят сводный отчет об исполь­зовании средств федерального бюджета, выделенных им по госу­дарственным заказам. Федеральные казенные предприятия готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распо­рядителям бюджетных средств.

Отчет об исполнении федерального бюджета (а также отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов) представляются в Государственную Думу не позднее 1 июня теку­щего года Правительством Российской Федерации одновременно со следующими документами и материалами:

• отчетом о расходовании средств резервных фондов Прави­тельства и Президента Российской Федерации;

• отчетом Минфина России и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов;

• отчетом Минфина России и иных уполномоченных органов о предоставленных государственных гарантиях;

• отчетом о внутренних и внешних заимствованиях Российской Федерации по видам заимствований;

• сводными отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;

• отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга Россий­ской Федерации на первый и последний день отчетного фи­нансового года;

• отчетом Федеральной службы финансово-бюджетного надзо­ра о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации, выявленных Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

Отчет об исполнении бюджета должен быть составлен в соот­ветствии с той же структурой и бюджетной классификацией, ко­торые применялись при утверждении бюджета. До начала рассмот­рения отчета об исполнении бюджета представительным органом проводится внешняя проверка указанного отчета, которая осуще­ствляется соответствующими контрольными органами представи­тельных органов. После проведения проверки принимается реше­ние по отчету об исполнении бюджета.

Представительный орган имеет право обратиться в органы про­куратуры Российской Федерации для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, настоящим Кодексом и законом (реше­нием) о бюджете, по сокращению расходов, перемещению ассиг­нований и блокировке расходов и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

Счетная палата Российской Федерации проводит проверку от­чета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансо­вый год и готовит заключение по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета в течение 4,5 месяца после представления Правительством Российской Фе­дерации отчета в Государственную Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок.

Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении фе­дерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заклю­чения Счетной палаты Российской Федерации. При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает:

• доклад министра финансов об исполнении федерального бюд­жета;

• доклад Генерального прокурора Российской Федерации о со­блюдении законности в области бюджетного законодательства;

• заключение Председателя Счетной палаты Российской Феде­рации.

По предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Рос­сийской Федерации могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджет­ного законодательства.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты Российской Федерации Государственная Дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или о его отклонении.

Руководители и аудиторы Счетной палаты Российской Федера­ции в случае установления фактов недостоверности и неполноты сведений, содержащихся в заключениях, освобождаются от зани­маемых должностей в соответствии с решением Государственной Думы или Совета Федерации, назначивших конкретное должност­ное лицо, с соблюдением требований статьи 29 Федерального за­кона от 11.01.95 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Феде­рации». Иные должностные лица несут ответственность за недо­стоверность и неполноту сведений, содержащихся в заключениях и документах, представляемых в Государственную Думу для при­нятия решения по отчету об исполнении федерального бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Концепция реформирования бюджетного процесса в Россий­ской Федерации в 2004 – 2006 гг., утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.04 г. № 249, опре­делила необходимость реформирования бюджетного процесса в целях оптимизации управления бюджетными средствами.

Среди основных направлений совершенствования бюджетного процесса следует выделить изменение порядка рассмотрения и ут­верждения отчета об исполнении федерального бюджета. Предла­гается одновременно с рассмотрением проекта федерального бюд­жета на очередной финансовый год проводить рассмотрение Государственной Думой проекта федерального закона об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы основные задачи бухгалтерского учета исполнения бюджета?

2. Определите состав оперативной отчетности по исполнению федерально­го бюджета.

3. Какие документы формируются при составлении квартальной отчетности по исполнению федерального бюджета?

4. Какие отчеты отражают исполнение федерального бюджета за год?

5. Назовите этапы составления отчета об исполнении федерального бюд­жета.


Значение государственного финансового контроля опреде­ляется объектом контроля – государственными финансами. Очень важно с теоретической точки зрения правильно определить поня­тие «государственные финансы». Его можно рассматривать в узком и широком смысле. Если рассматривать в узком смысле слова, то понятие «государственные финансы» включает бюджетную систе­му Российской Федерации, принципы и особенности ее функци­онирования. В Российской Федерации основное место в бюджет­ной системе занимает федеральный бюджет, который выступает в форме федерального закона и состоит из доходной и расходной частей. В этой связи и государственный финансовый контроль бу­дет сводиться к контролю исполнения федерального закона по полноте поступления доходной части и непревышению установ­ленных расходов. Если рассматривать государственные финансы в широком смысле, то это не только бюджетная система, но и вся совокупность элементов государства, которая создает националь­ное богатство общества. Это не только чисто управленческая де­ятельность по формированию и использованию государственного бюджета, но и природные ресурсы, производственная и хозяй­ственная деятельность субъектов производства, распределения и потребления. При такой трактовке государственных финансов сфе­ра государственного финансового контроля существенно расши­ряется. Его объектами становятся не только организации, исполь­зующие средства федерального бюджета, но и всякая организация, использующая землю, лес, воду, недра, биологические ресурсы, государственную собственность и т.д.

Финансовый контроль объективно необходим в любом обще­стве, где существуют товарно-денежные отношения. Его роль ве­лика в обществе, в котором преобладает государственная собственность, управляемая административно-командными методами, но в демократическом обществе с рыночными формами хозяйствова­ния она многократно возрастает. Это обусловлено рядом причин. Прежде всего рыночная экономика жестко диктует требование высокой эффективности хозяйственной деятельности. В этой свя­зи возрастает значение контроля над процессами формирования, сохранности, рационального и эффективного использования фи­нансовых и материальных ресурсов во всех звеньях экономической системы страны. Своевременный, правильно организованный кон­троль способствует повышению качества и эффективности финан­сово-хозяйственного управления.

Обязательным условием эффективного функционирования ха­рактерной для рыночной экономики системы свободного много­укладного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только при верховенстве закона. В ры­ночных условиях финансовая система государства приводится в действие и управляется преимущественно посредством норм фи­нансового права – совокупности правовых норм, регулирующих имущественные отношения, складывающиеся в процессе финан­совой деятельности государства и его субъектов. Поэтому очень важна стабильность этих норм, особенно для установления налогов и иных платежей в бюджет, регулирования другой бюджетной дея­тельности государства. Поскольку неукоснительное соблюдение государственными органами, юридическими и физическими ли­цами норм финансового права достигается в первую очередь с по­мощью финансового контроля, то это также увеличивает его зна­чение.

Кроме того, для рыночной экономики характерно делегирование полномочий управления хозяйствующими субъектами от их соб­ственников (акционеров, инвесторов) к управляющим. Важнейшее достижение современной цивилизации – выработка инструментов и процедур, обеспечивающих контроль граждан (применительно к государству) или собственников (применительно к экономическим субъектам) за управляющими. И главное место здесь занимает фи­нансовый контроль. Его применение позволяет обеспечить ста­бильность функционирования финансово-хозяйственной системы, предоставить определенные гарантии для привлечения в экономи­ку частных инвестиций и личных средств граждан.

Аналогично в демократическом обществе через механизм вы­борности происходит делегирование полномочий управления обществом институтам государственной власти. Возникает необхо­димость отчетности этих институтов перед общественностью (из­бирателями), что, в частности, вызывает потребность в подробной и объективной информации об использовании государственных средств. Государственным служащим, законодателям и гражданам необходимо знать, правильно ли и в соответствии ли с законами происходит управление государственными финансами, достигают ли государственные организации, программы и службы своих це­лей и является ли их деятельность экономичной и эффективной. Получение таких сведений, информирование государственных ин­станций и общественности о законности, рациональности и эф­фективности использования государственных финансовых и ма- ' териальных ресурсов, о налаживании действенного управления экономикой и соответствующей установленным нормам админис­тративной деятельности — тоже прямая обязанность финансового контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: