ТЕМА 7. ЭТАПЫ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Отчетность об исполнении федерального бюджета лежит в основе составления отчета об исполнении федерального бюджета. В соответствии со ст. 263 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации представляет ежеквартальные и годовой отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание. Один экземпляр ежеквартальных и годового отчетов об исполнении федерального бюджета представляется в Счетную палату Российской Федерации. Ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета утверждаются Правительством Российской Федерации.
Муниципальные образования предоставляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Федеральную службу государственной статистики.
Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органе местного самоуправления может быть назначена внутренняя проверка указанного отчета, которую осуществляют органы Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с заключенными соглашениями между ним и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Порядок подготовки, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении федерального бюджета осуществляется в соответствии с главой 27 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В процессе подготовки отчета в конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности (например, отдельно Фонда социального страхования или Пенсионного фонда Российской Федерации). Отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший год формируется по Правилам составления, утверждаемым приказом Министерства финансов Российской Федерации, в которых подробно излагается процедура формирования отчетных данных по доходам, расходам и источникам финансирования федерального бюджета с учетом действующей бюджетной классификации.
На основании распоряжения министра финансов все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и рас-
ходам. В отчетах бюджетных учреждений в обязательном порядке отражаются степень выполнения задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг, данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг, об использовании государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.
Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений; кроме того, составляется Пояснительная записка (сводная) (форма 0503160), которая представляет собой дополнительную информацию к бухгалтерской отчетности и является необходимой для объективного анализа этой отчетности.
Пояснительная записка включает повествовательное описание, более подробные таблицы, а также анализ сумм, показанных в бюджетной отчетности, и иную дополнительную информацию, необходимую внешним пользователям отчетности, в том числе Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, органам государственного финансового контроля. Пояснительная записка составляется по формам:
• к годовому отчету – в соответствии с перечнем, утвержденным Инструкцией № 5н;
• к квартальному отчету:
Сведения о причинах недофинансирования (образования неиспользованных остатков) в ходе исполнения бюджета (ф. 0503160, таблица 4);
Сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета (ф. 0503163);
Сведения о кассовом исполнении бюджета (ф. 0503164) (в части доходов, расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета);
Сведения об эффективности бюджетных расходов (ф. 0503165);
Сведения об исполнении целевых программ (ф. 0503166); Сведения о целевых иностранных кредитах (ф. 0503167); Сведения о государственном (муниципальном) долге (ф. 0503172).
Пояснительную записку подписывают руководитель учреждения и главный бухгалтер (лица, их замещающие).
Вместо Сведений об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) главные распорядители средств федерального бюджета представляют в бумажном и электронном виде Справку об изменении остатков валюты баланса, в которой отражаются изменения валюты баланса главного распорядителя средств бюджета на начало года, произошедшие:
• при передаче активов и обязательств между главными распорядителями средств, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется из федерального бюджета;
• при передаче активов и обязательств между бюджетными учреждениями, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет различных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
• при изменении статуса учреждения, подведомственного главному распорядителю средств федерального бюджета.
Получатели бюджетных средств, предоставленных в форме субвенций, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, готовят отчеты по расходам указанных бюджетных средств. Министерство финансов Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств по указанным расходам готовит сводный отчет о расходах федерального бюджета, осуществленных путем предоставления субвенций, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд.
Министерство финансов Российской Федерации либо иной уполномоченный орган исполнительной власти совместно с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом готовит сводный отчет о расходовании средств федерального бюджета, вложенных в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, и о доходах, полученных от таких вложений.
Государственные заказчики готовят сводный отчет об использовании средств федерального бюджета, выделенных им по государственным заказам. Федеральные казенные предприятия готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств.
Отчет об исполнении федерального бюджета (а также отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов) представляются в Государственную Думу не позднее 1 июня текущего года Правительством Российской Федерации одновременно со следующими документами и материалами:
• отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента Российской Федерации;
• отчетом Минфина России и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов;
• отчетом Минфина России и иных уполномоченных органов о предоставленных государственных гарантиях;
• отчетом о внутренних и внешних заимствованиях Российской Федерации по видам заимствований;
• сводными отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;
• отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга Российской Федерации на первый и последний день отчетного финансового года;
• отчетом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации, выявленных Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
Отчет об исполнении бюджета должен быть составлен в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении бюджета. До начала рассмотрения отчета об исполнении бюджета представительным органом проводится внешняя проверка указанного отчета, которая осуществляется соответствующими контрольными органами представительных органов. После проведения проверки принимается решение по отчету об исполнении бюджета.
Представительный орган имеет право обратиться в органы прокуратуры Российской Федерации для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, настоящим Кодексом и законом (решением) о бюджете, по сокращению расходов, перемещению ассигнований и блокировке расходов и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.
Счетная палата Российской Федерации проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета в течение 4,5 месяца после представления Правительством Российской Федерации отчета в Государственную Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок.
Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты Российской Федерации. При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает:
• доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;
• доклад Генерального прокурора Российской Федерации о соблюдении законности в области бюджетного законодательства;
• заключение Председателя Счетной палаты Российской Федерации.
По предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства.
По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты Российской Федерации Государственная Дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или о его отклонении.
Руководители и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации в случае установления фактов недостоверности и неполноты сведений, содержащихся в заключениях, освобождаются от занимаемых должностей в соответствии с решением Государственной Думы или Совета Федерации, назначивших конкретное должностное лицо, с соблюдением требований статьи 29 Федерального закона от 11.01.95 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Иные должностные лица несут ответственность за недостоверность и неполноту сведений, содержащихся в заключениях и документах, представляемых в Государственную Думу для принятия решения по отчету об исполнении федерального бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 – 2006 гг., утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.04 г. № 249, определила необходимость реформирования бюджетного процесса в целях оптимизации управления бюджетными средствами.
Среди основных направлений совершенствования бюджетного процесса следует выделить изменение порядка рассмотрения и утверждения отчета об исполнении федерального бюджета. Предлагается одновременно с рассмотрением проекта федерального бюджета на очередной финансовый год проводить рассмотрение Государственной Думой проекта федерального закона об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы основные задачи бухгалтерского учета исполнения бюджета?
2. Определите состав оперативной отчетности по исполнению федерального бюджета.
3. Какие документы формируются при составлении квартальной отчетности по исполнению федерального бюджета?
4. Какие отчеты отражают исполнение федерального бюджета за год?
5. Назовите этапы составления отчета об исполнении федерального бюджета.
Значение государственного финансового контроля определяется объектом контроля – государственными финансами. Очень важно с теоретической точки зрения правильно определить понятие «государственные финансы». Его можно рассматривать в узком и широком смысле. Если рассматривать в узком смысле слова, то понятие «государственные финансы» включает бюджетную систему Российской Федерации, принципы и особенности ее функционирования. В Российской Федерации основное место в бюджетной системе занимает федеральный бюджет, который выступает в форме федерального закона и состоит из доходной и расходной частей. В этой связи и государственный финансовый контроль будет сводиться к контролю исполнения федерального закона по полноте поступления доходной части и непревышению установленных расходов. Если рассматривать государственные финансы в широком смысле, то это не только бюджетная система, но и вся совокупность элементов государства, которая создает национальное богатство общества. Это не только чисто управленческая деятельность по формированию и использованию государственного бюджета, но и природные ресурсы, производственная и хозяйственная деятельность субъектов производства, распределения и потребления. При такой трактовке государственных финансов сфера государственного финансового контроля существенно расширяется. Его объектами становятся не только организации, использующие средства федерального бюджета, но и всякая организация, использующая землю, лес, воду, недра, биологические ресурсы, государственную собственность и т.д.
Финансовый контроль объективно необходим в любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения. Его роль велика в обществе, в котором преобладает государственная собственность, управляемая административно-командными методами, но в демократическом обществе с рыночными формами хозяйствования она многократно возрастает. Это обусловлено рядом причин. Прежде всего рыночная экономика жестко диктует требование высокой эффективности хозяйственной деятельности. В этой связи возрастает значение контроля над процессами формирования, сохранности, рационального и эффективного использования финансовых и материальных ресурсов во всех звеньях экономической системы страны. Своевременный, правильно организованный контроль способствует повышению качества и эффективности финансово-хозяйственного управления.
Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного многоукладного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только при верховенстве закона. В рыночных условиях финансовая система государства приводится в действие и управляется преимущественно посредством норм финансового права – совокупности правовых норм, регулирующих имущественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и его субъектов. Поэтому очень важна стабильность этих норм, особенно для установления налогов и иных платежей в бюджет, регулирования другой бюджетной деятельности государства. Поскольку неукоснительное соблюдение государственными органами, юридическими и физическими лицами норм финансового права достигается в первую очередь с помощью финансового контроля, то это также увеличивает его значение.
Кроме того, для рыночной экономики характерно делегирование полномочий управления хозяйствующими субъектами от их собственников (акционеров, инвесторов) к управляющим. Важнейшее достижение современной цивилизации – выработка инструментов и процедур, обеспечивающих контроль граждан (применительно к государству) или собственников (применительно к экономическим субъектам) за управляющими. И главное место здесь занимает финансовый контроль. Его применение позволяет обеспечить стабильность функционирования финансово-хозяйственной системы, предоставить определенные гарантии для привлечения в экономику частных инвестиций и личных средств граждан.
Аналогично в демократическом обществе через механизм выборности происходит делегирование полномочий управления обществом институтам государственной власти. Возникает необходимость отчетности этих институтов перед общественностью (избирателями), что, в частности, вызывает потребность в подробной и объективной информации об использовании государственных средств. Государственным служащим, законодателям и гражданам необходимо знать, правильно ли и в соответствии ли с законами происходит управление государственными финансами, достигают ли государственные организации, программы и службы своих целей и является ли их деятельность экономичной и эффективной. Получение таких сведений, информирование государственных инстанций и общественности о законности, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и ма- ' териальных ресурсов, о налаживании действенного управления экономикой и соответствующей установленным нормам административной деятельности — тоже прямая обязанность финансового контроля.