Изменение бюджетных ассигнований из федерального бюджета по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого получателя средств федерального бюджета может быть осуществлено вследствие введения режимов сокращения или увеличения расходов федерального бюджета либо произведено главным распорядителем средств федерального бюджета в пределах его полномочий.
Если в процессе исполнения федерального бюджета снижается объем поступлений доходов федерального бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10% годовых назначений, Правительство Российской Федерации вправе принять решение о введении режима сокращения расходов федерального бюджета. В этом решении должны быть указаны дата, с которой вводится указанный режим, и размеры сокращения расходов федерального бюджета. Сокращение бюджетных ассигнований не должно составлять более 10% годовых назначений по каждому главному распорядителю бюджетных средств, а также по каждому объекту, включенному в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы. Распорядители и получатели средств федерального бюджета уведомляются о введении режима сокращения расходов федерального бюджета не позднее чем за 15 дней до даты его введения. На основании решения о введении указанного режима производится сокращение лимитов бюджетных обязательств. Отменяется режим сокращения расходов федерального бюджета Правительством Российской Федерации.
|
|
Если в процессе исполнения федерального бюджета снижаются поступления в федеральный бюджет, что может привести к неполному финансированию по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10% годовых назначений, Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. Если проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете не принимается в указанный срок, Правительство Российской Федерации имеет право на пропорциональное сокращение расходом федерального бюджета впредь до принятия федерального закона по данному вопросу.
Министр финансов своим распоряжением:
• может разрешить перераспределение средств федерального бюджета по разделам, подразделам, видам расходов и предметным статьям в пределах средств, выделенных главному распорядителю или получателю средств федерального бюджета, в размере не более 10% ассигнований, выделенных главному распорядителю средств федерального бюджета;
|
|
• имеет право сократить лимиты бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями, если бюджетные ассигнования в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете выделялись при условии выполнения главным распорядителем бюджетных средств (субъектом Российской Федерации или другим получателем бюджетных средств) определенных требований, а к моменту составления лимитов бюджетных обязательств эти требования оказались невыполненными;
• имеет право осуществить блокировку расходов при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств;
• имеет право отменить решение о блокировке расходов по ходатайству соответствующего главного распорядителя бюджетных средств (другого получателя бюджетных средств) только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло за собой блокировку расходов;
• не может сократить или увеличить объемы ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств более чем на 5% ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, за исключением решений о блокировке расходов.
Все распоряжения министра финансов о перераспределении средств федерального бюджета между главными распорядителями и блокировке расходов должны быть доведены до главных распорядителей и представлены в качестве приложений к отчету об исполнении федерального бюджета.
Иногда в процессе исполнения федерального бюджета по расходам может возникнуть экономия по отдельным статьям. Например, в 2004 г. средства в размере 6 млрд. руб. были направлены на увеличение объема финансирования по разделу «Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации для предоставления дотаций региональным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.
Доходы, фактически полученные при исполнении федерального бюджета сверх утвержденных законом о федеральном бюджете на соответствующий год, направляются на уменьшение размера дефицита бюджета и на выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись.
Доходы, фактически полученные бюджетными учреждениями от платных услуг и иной предпринимательской деятельности при исполнении федерального бюджета сверх утвержденных законом о федеральном бюджете и сверх сметы доходов и расходов, направляются на финансирование расходов данных бюджетных учреждений. Проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете в связи с получением дополнительных доходов должен быть рассмотрен во внеочередном порядке в течение 15 дней со дня его внесения. Если законопроект не принимается в срок, осуществляется равномерная индексация расходов бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита бюджета и погашения долговых обязательств.