Матрица потребностей

Инструментом, облегчающим маркетинговый поиск, является матрица потребностей, которая основана на классификации потребностей. Анализ матрицы показывает, что искать и где искать, чтобы в конечном итоге удовлетворить те или иные человеческие потребности.

Первая классификация потребностей по их месту в иерархии Маслоу была рассмотрена выше.

Вторая классификация учитывает факторы, влияющие на формирование потребностей (национальные, исторические, географические, половозрастные, социальные и т.д.).

Так, еда нужна всем, но необходимо учитывать национальные особенности, торгуя в Японии, Италии или Белоруссии.

Третья классификация характеризует историческое место потребности. Некоторые потребности пришли к нам из прошлого, имеют остаточный характер (резиновые калоши) или, например, еще сегодня есть хозяйки, предпочитающие стиральным порошкам хозяйственное мыло. Эта потребность из прошлого, и вряд ли рынок данного товара имеет хоть какие-то шансы на серьезное развитие.

Другие потребности тесно связаны с настоящим (стиральные порошки для автоматов).

Третьи - перспективные потребности, еще только зарождающиеся, которые будут работать в будущем (например, часы-пейджер).

В ряде крупных зарубежных фирм существуют высокооплачиваемые сотрудники, вся работа которых состоит только в том, чтобы выдумывать новые потребности в тех сферах человеческой жизни, которые соответствуют в интересах фирмы.

Четвертая классификация - по уровню удовлетворения потребностей. Потребности людей удовлетворяются не в одинаковой степени. Есть потребности, которые удовлетворены полностью (жев.резинка). Большой интерес представляют частично или совсем неудовлетворенные потребности. Выявив их, можно спрогнозировать ожидаемый спрос и подумать о создании новых товаров.

Например, полностью ли удовлетворена потребность в коррекции зрения? Отчасти ее удовлетворили очки, отчасти их модификация - контактные линзы но полное удовлетворение потребности лежит в исправлении дефектов самого глаза.

Не следует смешивать перспективные и неудовлетворенные потребности. Средство от облысения - дело будущего, но потребность - настоящая и неудовлетворенная, а потребность в семейных локальных вычислительных сетях - перспектива, хотя все средства удовлетворения есть уже сейчас.

Пятая классификация - по степени сопряженности потребностей. Сопряженность потребностей - это влияние уже удовлетворенной потребности на зарождение новой, самостоятельной.

Когда человек приступает к удовлетворению одной из своих потребностей, он руководствуется, не только ее остротой, но также сопоставляет ее с некоторыми ранее удовлетворенными потребностями. Результат может быть двояким. У человека либо обостриться неудовлетворенная потребность, либо ослабеет стремление к ее удовлетворению.

В первом случае: новые туфли приводят к необходимости подбора новой сумочки; во втором: покупка музыкального центра приведет к ликвидации потребности в стереопроигрывателе.

Примером тщательного учета сопряженности потребностей является фирма «Мателл», производитель куклы Барби. Для куклы выпускается множество видов одежды и аксессуаров (очки, зонтики, сумочки), игрушечные домики, машины. У Барби появились друзья - сестра Скиппер и Кен, Аллен, Скутер, Рикки. Их также необходимо одевать.

Шестая классификация - по масштабу распространения. На массовость распространения прежде всего влияет географический и социальные факторы.

Седьмая классификация по временным признакам: единично удовлетворяемые - в доме, в гараже; периодически - в обуви; непрерывно удовлетворяемые - в еде.

Восьмая классификация характеризует применяемость потребности. Различные потребности удовлетворяются либо в определенной области жизни (Елочные украшения), либо в нескольких сферах жизни (мебель), либо в большинстве сфер жизнедеятельности (потребность в информации).

Девятая классификация - по комплексности удовлетворения. Встречаются потребности, удовлетворяемые одним товаром, не подлежащем замене. Чаще производитель имеет дело с комбинацией товаров, удовлетворяющих желание людей. Блага, составляющие эти комбинации, могут либо взаимодополнять друг друга, либо взаимозаменять.

В первом случае - обувь и щетка, во втором самолет либо поезд (потребность в передвижении).

Западные экономисты считают, что современная тенденция состоит в движении от мира товаров к миру услуг.

Например, потребность в копировальных работах можно удовлетворить двумя способами: купить и начать эксплуатировать специальные аппараты (товар) либо заключить со специализированной организацией договор на выполнение этих работ (услуга).

Десятая классификация потребностей по отношению к ним общественного мнения. Это сложившееся отношение неизбежно будет перенесено и на созданное изделие. Оценка может быть положительной - на создание экологически чистых продуктов питания, удобной одежды. Возможно нейтральное восприятие со стороны общества и негативная реакция на производство алкоголя, табака, изделий из меха.

Одиннадцатая классификация - по степени эластичности. Потребности имеют различную эластичность, т.е. изменение потребления товара в зависимости от таких составляющих, как цена, доходы, возраст покупателя, мода на товар, цены на другие товары. По этому признаку потребности можно разделить на три группы: слабоэластичные, эластичные, высокоэластичные.

Например, по цене получаем следующие группы товаров: продукты питания -хлеб; «стандартный набор потребителя», который зависит от экономического уровня развития страны и включает разнообразные товары от мыла до телевизора (потребительская корзинка); высококачественные товары и предметы роскоши.

Двенадцатая классификация по признаку способа удовлетворения потребности. В данном случае сугубо индивидуальное потребление обуви требует индивидуализации товара, подгонки его под данного покупателя, учета особенности личности. Групповое потребление - квартиры, бытовая техника. Общественные формы удовлетворения потребности - например, в передвижении - общественный транспорт.

Тринадцатая классификация - по природе возникновения.

Под основными понимаются потребности, непосредственно проистекающие из природы человека, т.е наиболее устойчивые во времени и пространстве. Потребность в свежей пище (природная для человека) привела к созданию холодильника (основная потребность). Очиститель воздуха в холодильнике порожден вторичной, проистекающей из первой потребности. А если продолжить цепочку, то восстановитель для очистителя воздуха - это уже косвенная потребность.

Матрица потребностей

Признак потребности Характеристики признака
1. Место в иерархии потребностей физиоло-гические безопасность принадлежность к социальной группе потребность в уважении потребность в самовыражении
  низшие высшие
2. Что влияет на потребность национальность история геогра фия природа, климат пол воз-раст соци-альное положе ние
3. Историческое место потребности прошлые настоящие будущие
4. Уровень удовлетворения потребностей полностью удовлетворенные частично удовлетворенные неудовлетворенные
5. Степень сопряженности потребностей слабо сопряженная сопряженная сильно сопряженная
6. Масщтаб распространения всеобщий региональный в пределах страны всеобщий внутри национальной общности внутри социальной группы
  географический социальный
7. Частота удовлетворения единично удовлетворяемые периодически удовлетворяемые непрерывно удовлетворяемые
8. Применяемость потребности в одной области в нескольких областях во всех областях
9. Комплексность удовлетворения одним товаром взаимодополняющими товарами взаимозаменяющими товарами услугой товаром и услугой
10. Отношение общества отрицательное нейтральное положительное
11. Степень эластичности слабоэластичные эластичные высокоэластичные
12. Способ удовлетворения индивидуальный групповой общественный
13. Природа возникновения основные вторичные косвенные
                                         

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: