Инструментом, облегчающим маркетинговый поиск, является матрица потребностей, которая основана на классификации потребностей. Анализ матрицы показывает, что искать и где искать, чтобы в конечном итоге удовлетворить те или иные человеческие потребности.
Первая классификация потребностей по их месту в иерархии Маслоу была рассмотрена выше.
Вторая классификация учитывает факторы, влияющие на формирование потребностей (национальные, исторические, географические, половозрастные, социальные и т.д.).
Так, еда нужна всем, но необходимо учитывать национальные особенности, торгуя в Японии, Италии или Белоруссии.
Третья классификация характеризует историческое место потребности. Некоторые потребности пришли к нам из прошлого, имеют остаточный характер (резиновые калоши) или, например, еще сегодня есть хозяйки, предпочитающие стиральным порошкам хозяйственное мыло. Эта потребность из прошлого, и вряд ли рынок данного товара имеет хоть какие-то шансы на серьезное развитие.
Другие потребности тесно связаны с настоящим (стиральные порошки для автоматов).
|
|
Третьи - перспективные потребности, еще только зарождающиеся, которые будут работать в будущем (например, часы-пейджер).
В ряде крупных зарубежных фирм существуют высокооплачиваемые сотрудники, вся работа которых состоит только в том, чтобы выдумывать новые потребности в тех сферах человеческой жизни, которые соответствуют в интересах фирмы.
Четвертая классификация - по уровню удовлетворения потребностей. Потребности людей удовлетворяются не в одинаковой степени. Есть потребности, которые удовлетворены полностью (жев.резинка). Большой интерес представляют частично или совсем неудовлетворенные потребности. Выявив их, можно спрогнозировать ожидаемый спрос и подумать о создании новых товаров.
Например, полностью ли удовлетворена потребность в коррекции зрения? Отчасти ее удовлетворили очки, отчасти их модификация - контактные линзы но полное удовлетворение потребности лежит в исправлении дефектов самого глаза.
Не следует смешивать перспективные и неудовлетворенные потребности. Средство от облысения - дело будущего, но потребность - настоящая и неудовлетворенная, а потребность в семейных локальных вычислительных сетях - перспектива, хотя все средства удовлетворения есть уже сейчас.
Пятая классификация - по степени сопряженности потребностей. Сопряженность потребностей - это влияние уже удовлетворенной потребности на зарождение новой, самостоятельной.
Когда человек приступает к удовлетворению одной из своих потребностей, он руководствуется, не только ее остротой, но также сопоставляет ее с некоторыми ранее удовлетворенными потребностями. Результат может быть двояким. У человека либо обостриться неудовлетворенная потребность, либо ослабеет стремление к ее удовлетворению.
|
|
В первом случае: новые туфли приводят к необходимости подбора новой сумочки; во втором: покупка музыкального центра приведет к ликвидации потребности в стереопроигрывателе.
Примером тщательного учета сопряженности потребностей является фирма «Мателл», производитель куклы Барби. Для куклы выпускается множество видов одежды и аксессуаров (очки, зонтики, сумочки), игрушечные домики, машины. У Барби появились друзья - сестра Скиппер и Кен, Аллен, Скутер, Рикки. Их также необходимо одевать.
Шестая классификация - по масштабу распространения. На массовость распространения прежде всего влияет географический и социальные факторы.
Седьмая классификация по временным признакам: единично удовлетворяемые - в доме, в гараже; периодически - в обуви; непрерывно удовлетворяемые - в еде.
Восьмая классификация характеризует применяемость потребности. Различные потребности удовлетворяются либо в определенной области жизни (Елочные украшения), либо в нескольких сферах жизни (мебель), либо в большинстве сфер жизнедеятельности (потребность в информации).
Девятая классификация - по комплексности удовлетворения. Встречаются потребности, удовлетворяемые одним товаром, не подлежащем замене. Чаще производитель имеет дело с комбинацией товаров, удовлетворяющих желание людей. Блага, составляющие эти комбинации, могут либо взаимодополнять друг друга, либо взаимозаменять.
В первом случае - обувь и щетка, во втором самолет либо поезд (потребность в передвижении).
Западные экономисты считают, что современная тенденция состоит в движении от мира товаров к миру услуг.
Например, потребность в копировальных работах можно удовлетворить двумя способами: купить и начать эксплуатировать специальные аппараты (товар) либо заключить со специализированной организацией договор на выполнение этих работ (услуга).
Десятая классификация потребностей по отношению к ним общественного мнения. Это сложившееся отношение неизбежно будет перенесено и на созданное изделие. Оценка может быть положительной - на создание экологически чистых продуктов питания, удобной одежды. Возможно нейтральное восприятие со стороны общества и негативная реакция на производство алкоголя, табака, изделий из меха.
Одиннадцатая классификация - по степени эластичности. Потребности имеют различную эластичность, т.е. изменение потребления товара в зависимости от таких составляющих, как цена, доходы, возраст покупателя, мода на товар, цены на другие товары. По этому признаку потребности можно разделить на три группы: слабоэластичные, эластичные, высокоэластичные.
Например, по цене получаем следующие группы товаров: продукты питания -хлеб; «стандартный набор потребителя», который зависит от экономического уровня развития страны и включает разнообразные товары от мыла до телевизора (потребительская корзинка); высококачественные товары и предметы роскоши.
Двенадцатая классификация по признаку способа удовлетворения потребности. В данном случае сугубо индивидуальное потребление обуви требует индивидуализации товара, подгонки его под данного покупателя, учета особенности личности. Групповое потребление - квартиры, бытовая техника. Общественные формы удовлетворения потребности - например, в передвижении - общественный транспорт.
Тринадцатая классификация - по природе возникновения.
Под основными понимаются потребности, непосредственно проистекающие из природы человека, т.е наиболее устойчивые во времени и пространстве. Потребность в свежей пище (природная для человека) привела к созданию холодильника (основная потребность). Очиститель воздуха в холодильнике порожден вторичной, проистекающей из первой потребности. А если продолжить цепочку, то восстановитель для очистителя воздуха - это уже косвенная потребность.
|
|
Матрица потребностей
Признак потребности | Характеристики признака | |||||||||||||||||||
1. Место в иерархии потребностей | физиоло-гические | безопасность | принадлежность к социальной группе | потребность в уважении | потребность в самовыражении | |||||||||||||||
низшие | высшие | |||||||||||||||||||
2. Что влияет на потребность | национальность | история | геогра фия | природа, климат | пол | воз-раст | соци-альное положе ние | |||||||||||||
3. Историческое место потребности | прошлые | настоящие | будущие | |||||||||||||||||
4. Уровень удовлетворения потребностей | полностью удовлетворенные | частично удовлетворенные | неудовлетворенные | |||||||||||||||||
5. Степень сопряженности потребностей | слабо сопряженная | сопряженная | сильно сопряженная | |||||||||||||||||
6. Масщтаб распространения | всеобщий региональный | в пределах страны | всеобщий | внутри национальной общности | внутри социальной группы | |||||||||||||||
географический | социальный | |||||||||||||||||||
7. Частота удовлетворения | единично удовлетворяемые | периодически удовлетворяемые | непрерывно удовлетворяемые | |||||||||||||||||
8. Применяемость потребности | в одной области | в нескольких областях | во всех областях | |||||||||||||||||
9. Комплексность удовлетворения | одним товаром | взаимодополняющими товарами | взаимозаменяющими товарами | услугой | товаром и услугой | |||||||||||||||
10. Отношение общества | отрицательное | нейтральное | положительное | |||||||||||||||||
11. Степень эластичности | слабоэластичные | эластичные | высокоэластичные | |||||||||||||||||
12. Способ удовлетворения | индивидуальный | групповой | общественный | |||||||||||||||||
13. Природа возникновения | основные | вторичные | косвенные | |||||||||||||||||