Все пассажиры, пользующиеся услугами городского общественного транспорта, обязаны знать и соблюдать основные правила безопасности:
- не входить и не выходить из транспорта до его полной остановки;
- не прислоняться к дверям;
- не высовывать голову и руки в окна;
- внутри трамвая, троллейбуса и автобуса стараться держаться за поручни на случай резкого торможения;
- стоять лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать (из этого положения при столкновении и торможении вы упадете лицом вперед, что гораздо безопаснее падения на спину).
Определенную угрозу в случае резких торможений представляют зонты, трости и другие предметы с острыми и выступающими краями. Небезопасно в идущем транспорте ходить, вместо того чтобы стоять, удерживаясь за поручни, а также дремать. В этих случаях человек просто не успевает среагировать на угрозу.
Любой общественный транспорт, в том числе и электрический, пожароопасен. По этой причине после ДТП желательно быстро покинуть салон и отойти на 10-15 м в сторону. При заклинивании выходных дверей или образовавшемся людском заторе воспользуйтесь запасными выходами или разбивайте окно подручными средствами (огнетушитель, тормозной башмак, жесткий дипломат и т.п.), в крайнем случае, выбивайте стекло сильным ударом ноги в угол окна, повиснув на руках, на потолочных поручнях. Перед выходом - очистить проем окна от оставшихся стекол.
Действия пассажиров при аварийной ситуации (столкновении, перевороте, опрокидывании):
· Сгруппируйтесь, крепче ухватитесь за поручни, старайтесь избежать падения;
· Упритесь ногами в пол, руками в спинку переднего сиденья, голову наклоните вперед;
· Покиньте транспорт через двери, окна, аварийные выходы;
· Окажите помощь пострадавшим.
При аварии в случае повреждения токоведущего провода самые безопасные места в трамвае или троллейбусе - сидячие. При этом ноги от пола лучше оторвать, а к стенам и поручням не прикасаться. Выходить из электротранспорта следует прыжком, одновременно двумя ногами вперед, не касаясь корпуса, чтобы не замкнуть своим телом электроцепь.
Действия пассажиров при пожаре:
· немедленно сообщите о пожаре водителю;
· защите рот и нос платком, шарфом, рукавом;
· начните тушить пожар огнетушителем, находящимся в салоне;
· откройте двери кнопкой аварийного открывания или разбейте стекло;
· покиньте транспортное средство, пропустив вперед детей, женщин и
стариков;
· окажите помощь пострадавшим.
Действия пассажиров при падении общественного транспорта в воду:
· Если транспортное средство на плаву, выбирайтесь через окно;
· При погружении в воду снимите лишнюю одежду;
· Глубоко вдохните и выбирайтесь наружу через дверь или окно;
· При необходимости выбейте стекло;
· Помогите детям и не умеющим плавать;
· Выбравшись на берег, окажите помощь пострадавшим.
Аварии в метрополитене
Аварийные и опасные ситуации на станциях, в тоннелях, вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также падения пассажиров и их вещей на станционные пути.
Зоны опасности в метрополитене
турникет - Запрещается: перепрыгивать через турникет; проходить че-
рез турникет группой.
эскалатор -Запрещается: бежать по эскалатору; садиться на ступеньки эскалатора и ставить вещи на поручни; задерживаться на выходе с эскалатора и создавать давку.
перрон -Запрещается: спускаться на пути метрополитена; выходить за ограничительную линию у края платформы; подходить близко к вагону до его полной остановки.
вагон - Запрещается: прислоняться к дверям; препятствовать открытию дверей; открывать двери во время движения и на остановках.
При ЧС, например пожаре, эвакуация со станции может осуществляться эскалаторами или на прибывающих поездах. Высадка пассажиров на перроне производится по команде локомотивной бригады, без паники, с соблюдением мер личной безопасности. После выхода из вагонов необходимо перемещаться по тоннелю в указанном направлении. В случае отказа в работе громкоговорящего оповещения пассажиры информируются локомотивной бригадой в каждом вагоне.
Высадка пассажиров производится, как правило, через боковые двери вагонов по одну или две стороны или через разблокированные двери между вагонами, начиная с вагона, ближайшего к станции, на которую пассажиры будут направлены. Если возникла обстановка, угрожающая безопасности пассажиров в одном или нескольких вагонах, высадку осуществляют в первую очередь из них. В случае повреждения тоннельного освещения машинист локомотивной бригады включает на головном вагоне белые фары и прожектор в сторону станции, куда направляются пассажиры.
Действия пассажиров при пожаре в вагоне метропоезда:
· По внутренней связи сообщить машинисту о возгорании;
· Тушите огонь огнетушителем (под сиденьем в торце вагона), подручными средствами пожаротушения;
· При задымлении дышите через платок или одежду;
· При сильном пожаре разбейте окно в торце вагона и переберитесь в другой вагон;
· После прибытия на станцию и открывания дверей пропустите вперед стариков, детей и женщин.