Условия и факторы формирования социально-культурных потребностей

Социально-культурные потребности, условия их формирования. Удовлетворение социально-культурных потребностей как необходимое звено их формирования. Факторы, воздействующие на этот процесс.

Практика последних лет и современное осмысление позволяют отметить следующие существенные особенности социально-культурной среды в целом и социально-культурного сервиса – в частности:

система потребностей – одна из важнейших социально-психологических и социально-культурных характеристик любой группы людей и отдельных личностей;

связь потребности с деятельностью человека: включение человека в социально-культурную деятельность – основа формирования соответствующих потребностей;

постоянное порождение новых социально-культурных потребностей на основе исторически развивающихся средств их удовлетворения, что оказывается решающим фактором формирования потребностей.

Потребности – источник активности, внутренний стимул деятельности социального субъекта (личность, группа, общество в целом).

Существуют классификации потребностей личности (А.Маслоу, Д.Шварца и др.). Не рассматривая их подробно, можно определить социально-культурные потребности как состояние нужды, неудовлетворенности от отсутствия чего-то необходимого, что может быть восполнено услугами культуры, образования, физкультуры и спорта, здравоохранения, туризма.

Вопрос формирования социально-культурных потребностей – ключевой в курсе, поскольку социально-культурный сервис направлен на удовлетворение социально-культурных потребностей человека, социальных групп и общества в целом. Социально-культурный сервис существенно влияет, воздействует на качественный аспект потребностей человека, пользующегося социально-культурными услугами. Это воздействие осуществляется в той или иной степени всегда, но особенно ощутима как результат целенаправленной сознательной деятельности организатора социально-культурного сервиса. Изучение динамического процесса видоизменения человеческих потребностей открывает путь к их более полному удовлетворению и прогнозированию дальнейшего движения запросов человека.

Формирование социально-культурных потребностей – это динамичный процесс видоизменения состояния нужды от смутного ощущения, неосознанного беспокойства через влечение, склонность, стремление к настоятельной необходимости в конкретном объекте – социально-культурной услуге.

В процессе формирования социально-культурных потребностей различают субъективный и объективный аспекты.

Субъективный аспект: человек сам оценивает, взвешивает степень насущности, устанавливает последовательность, рассчитывает, прогнозирует процесс удовлетворения потребности, сам выбирает конкретные социально-культурные услуги.

Объективный аспект: общество тоже управляет формированием социально-культурных потребностей, создавая условия, воздействуя на сущностные факторы процесса, определяя характер удовлетворения социально-культурных потребностей.

Условия формирования социокультурных потребностей: удовлетворенность элементарных материальных потребностей, свобода выбора социально-культурной услуги человеком, возможность включения в социально-культурную по характеру деятельность, наличие реальной инфраструктуры удовлетворения социально-культурных потребностей.

Базой для формирования социально-культурных потребностей служит удовлетворение элементарных материальных потребностей в вещах и условиях жизни, без которых человек погибает (воздух, вода, пища, одежда, и т.д.). Без определенного материального достатка нельзя включиться в социально-культурную сферу, чтобы в достаточной мере удовлетворить социально-культурные потребности.

Но нельзя и сосредотачиваться только на достижении достойных жизненных условий. Это само по себе не приводит к приобщенности к духовным ценностям. Необходима целенаправленная деятельность организаторов социально-культурного сервиса по формированию и возвышению социально-культурных потребностей.

Социально-культурные потребности переживаются как влечение к вещам и явлениям социально-культурного порядка, необходимым для полноты существования человека.

Необходимость в получении каких-либо благ должна быть осознана человеком. Если человеку, к примеру, необходим отдых, вопрос о его формах, о конкретных услугах встает лишь тогда, когда эта объективная нужда осознана, понята. Это и есть потребность, которая становиться стимулом деятельности человека, формирует представление о цели и средствах (конкретные социально-культурные услуги) ее достижения.

Таким образом, формирование социально-культурной потребности – сложный, многогранный процесс порождения, осознания, придания определенной деятельностной формы и законченности определенной человеческой необходимости (в данном случае – социально-культурного порядка).

Формой выражения социально-культурных потребностей (познавательных, эстетических, нравственных, в отдыхе, общении восстановлении сил и физическом развитии) является интерес, направленный на конкретную область удовлетворения потребности. Если человек имеет в виду конкретный вариант удовлетворения, имеет место запрос. В условиях социально-культурного сервиса запрос – это конкретная услуга или варианты услуги, представленные на рынке.

Экономически обоснованный запрос выражается через понятие «спроса».

Здесь спрос – это представленная на рынке потребность в товарах, услугах, обеспеченная платежными средствами, это результат формирования социально-культурных потребностей. Но и рыночная ситуация влияет на потребности через цену, доступность социально-культурной услуги.

Таким образом, спрос на социально-культурные услуги неэластичен: даже существенное изменение в цене не ведет к большому изменению потребления социально-культурных услуг. Это происходит потому, что на формирование социально-культурных потребностей влияют не только экономические, но – в большей степени - социально-культурные факторы.

На формирование социально-культурных потребностей воздействуют факторы:

внешней среды (образ, стиль и уровень жизни социальной группы, возникновение, конструирование новых социально-культурных услуг, рыночная ситуация, реклама, мода, деятельность организаторов социально-культурного сервиса и т.д.);

внутренние, субъективные (вкусы, предпочтения, интерес к культурным ценностям, установка на саморазвитие и т.д.);

субъективного преломления человеком воздействий внешней среды (ориентация на позицию своей социальной группы, позиции СМИ, различия в отношении к социально-культурным услугам, вызванные социально-демографическими характеристиками, наличие эталонных групп, имеющих общественную поддержку и т.д.);

Удовлетворение социально-культурных потребностей – необходимое звено их формирования. Это происходит потому, что удовлетворение социально-культурных потребностей не просто «снимает» нужду, необходимость, а рождает новые, качественно высшие потребности. Сам процесс удовлетворения социально-культурной потребности оказывается социально-культурной деятельностью, приобретает ценностное значение.

В процессе удовлетворения социально-культурных потребностей происходит завершение процесса их формирования (всякая потребность стремится к удовлетворению) и начало формирования социально-культурных потребностей более высокого порядка – углубления и возвышения потребностей.

Вывод:Изучение процесса динамического изменения социально-культурных потребностей – путь к их формированию, более полному удовлетворению и прогнозированию дальнейших социально-культурных запросов человека.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

В чем значение вопроса о формировании социально-культурных потребностей для организатора социально-культурного сервиса?

Каковы стадии, динамика становления социально-культурной потребности?

В чем особенности удовлетворения социально-культурных потребностей?

Какова взаимосвязь удовлетворения формирования социально-культурных потребностей?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: