Лекция 3. Раздел 2.3. Ноосфера В.И.Вернадского и П.Т

Раздел 2.3. Ноосфера В.И.Вернадского и П.Т. де Шардена

Раздел 2.2. Русский космизм

Раздел 2.1. Историческое формирование мировоззрения

Тема 2. Проблема ноосфергенеза в историческом контексте

Лекция 2

Экологическая составляющая была частью общей картины мира основоположников философии - Конфуция, Лао-цзы, Демокрита, Аристотеля. В Новое время экологическое образование в неспециальном виде сопутствует зарождению и развитию экологической науки.

Мировоззрение отдельно взятого человека или социальной группы людей, различных этносов или социальных общностей отличаются друг от друга. На формирование мировоззрения оказывает влияние определенная система ценностей, образ жизни, уровень образования, средства массовой информации.

Целью стремлений человека является сытость, здоровье, общение с людьми, истина, красота и т.д. Но при этом предела в удовлетворении человека до конца не существует, в нем присутствует жажда нового, неизведанного, не достигнутого.

В тот период, когда философия только сформировалась и претендовала на замену в полном объеме целостно-культурных функций, которые выполняла мифология, ее экологическая роль была скорее позитивной. В числе предшественников в экологической философии можно назвать пифагорейцев, которые были вегетарианцами и соблюдали «запрет уничтожать любое живое существо и множество ограничений, чтобы не совершить никакого насилия и сохранять помыслы человека чистыми».*

Прекрасно выразил объединительную роль природы Платон. «Он первый дал определение прекрасного: в него входит и похвальное, и разумное, и полезное, и уместное, и при­гожее, а объединяет их согласие с природой и следование природе».*

Астрономия была еще в зачаточном состоянии, когда возникли предположения гениальных греческих ученых о существовании разумной жизни в других мирах. Учитывая уровень развития науки тех времен, удивляешься развитию философской мысли.

Основатель ионийской философской школы Фалес учил, что звезды состоят из такого же вещества что и Земля.

Анаксагор считал, что Луна обитаема и повсюду рассеяны невидимые «зародыши жизни» являющиеся причиной возникновения всего живого.

Лукреций Кар, пламенный приверженец идеи о множестве обитаемых миров, считал их безграничными.

Анаксимандр верил, что миры как возникают, так и разрушаются.

Теорий было много.

Идеи выдвигались и множились.

Систему разрушил поляк Николай Коперник. Он первый предложил человеку его истинное место во вселенной. Примерный ученик Коперника итальянец Джордано Бруно был сожжен жестокой инквизицией в Риме на площади цветов 17.02.1600.

Гениальный русский ученый М.В.Ломоносов был убежденным сторонником о множестве обитаемых миров.

Теперь, благодаря развитию звездной космогонии, мы имеем приличный запас знаний о звездах и планетах, увязывая эти знания с собственными судьбами. Философская антропология учитывает, что основная масса людей живет сегодняшними проблемами, находя пути их решения. В конце XX человечество определилось с новыми ценностями жизни - это свобода, демократия, мир, благосостояние.

Достигнутый уровень современной цивилизации предполагает новое качество жизни, четко подмеченное И.С.Шкловским в издании «Вселенная. Жизнь. Разум»*:

ü удовлетворение материальных потребностей человека в пище, одежде, питьевой воде, жилище и др.;

ü удовлетворение базовых потребностей человека в социальной защищенности, включая медицинское обслуживание, социальное обеспечение, образование;

ü обеспечение высокого уровня духовного содержания жизни; реализацию потребностей человека в культурном развитии, в любви и в дружбе, уважительном отношении друг к другу;

ü создание таких общественных условий бытия человека, при которых экономика и политика развивались бы в интересах большинства населения, ради его благосостояния;

ü решения комплекса социоприродных, экологических проблем в интересах общества, сохранения и воспроизводства окружающей среды;

ü обеспечение условий для самореализации человека в различных видах его жизнедеятельности.

Познание человека безгранично, свою судьбу и предназначение он увязывает с познанием биосферной и космической среды. Космические идеи обнаруженные в мифологическом сознании, в истоках мировых религий, идеях античных философах носили продолжение в концепциях западных мыслителей ХVIII-ХIХ столетий: Вико, Руссо, Гердер, Шиллинг, Гегель и др.

Русский космизм, с его верой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы, в частности, современный антропный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нем не было наблюдателя – чувствующих и мыслящих существ.

Русский космизм предложил особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми. Так выражена планетарная надежда: идеи всеобщего братства, «родства» людей, преемственности поколений, сплоченных «общим делом» для решения жизненно важных задач, идеи нравственной ответственности, бережного отношения человека к природе.

Русский космизм определяет человеку простое и ёмкое предназначение - вселиться в свой дом - во Вселенную. Это учение относится не столько к отдельным гносеологическим или иным проблемам философии, сколько к целостному пониманию человека, установлению его миссии и вселенской предназначенности. Восстановление естественной связи человека с природой и историей, возрождение духовного образа жизни, расширение миропонимания человека до планетарного, вселенского уровня - такие позиции характеризуют философию русского космизма.

В философии русского космизма действует древний фундаментальный принцип, имеющий определяющее значение для установления предпосылок соответствующего типа образования: микромир подобен макромиру, то есть человек подобен Вселенной. Отсюда следует, что глобальные процессы в определённой степени тождественны локальным, перемены в человеке соответствуют переменам в обществе, изменения на всех уровнях организации общества (и природы) сходны и сопряжены с вселенскими изменениями

Философско-религиозное направление русского космизма поддерживали такие русские мыслители как С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев, А.С.Хомяков, И.В.Кириевский, С.Н.Франк…

К естественному направлению принадлежат труды следующих русских космистов: К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, И.А.Морозова, Н.Г.Холодного, Н.А.Умова…

Третье течение русского космизма XIX-XX веков представляют великолепные творцы: поэты и художники Ф.И.Тютчев, Н.К.Рерих, А.Н.Скрябин, Н.А.Заболотский, А.В.Сухово-Кобылин, В.И.Иванов, В.Ф.Одоевский, В.А.Левшин…

Представители русского космизма всех трех течений подчеркивают ответственность человека за природу и осмысление его роли в этом мире, проповедуя связь человека и космоса.

В.С.Соловьев указывает, что человек сводится в самую сердцевину природного мира с одной задачей – оберегать этот мир от разрушения.*

Для Н.А.Бердяева человек как микрокосм ответственен за весь строй природы и то, что он в нем совершает, отпечатывается на всей природе.

Н.В.Федоров выступает с облечением варварской, хищнической цивилизации, называя ее обреченной.

На протяжении многих столетий, вступая в отношения с природой, человек подвергает ее жесткому испытанию, подрывая отдельные ее моменты к саморегуляции.

XX век славен небывалым прогрессом производительных сил, неслыханным расточительством природных ресурсов и неконтролируемым приростом населения.

Начиная с Яна Коменского, философский образовательный процесс на протяжении долгого времени старался вылепить человека, имеющего только набор достоинств и позитивов. В новом тысячелетии содержание образования должно обеспечить становление устойчивого информационно – экологического общества с высокой гуманистической, технологической и экологической культурой.

Значительным шагом в развитии нового взгляда на взаимосвязь человека и природы явилось учение о ноосфере русского естествоиспытателя, мыслителя энциклопедиста и творца В.И.Вернадского, предвидевшего, что воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что скоро наступит то время, когда человек превратится в основную геологическую силу, формирующую облик Земли. Биосфера перейдет в свое новое состояние в сфере разума - ноосферу.

Русский, советский ученый, основатель геохимии, биогеохимии, радиогеологии, создатель научной школы. Академик Петербургской Академии Наук с 1912 года Владимир Иванович Вернадский (28.02(12.03)1863-6.01.1945) стал профессором Московского университета (1898-1911). Ушел в отставку в знак протеста против притеснений студенчества. Он один из организаторов и председателей “Комиссии по изучению естественных производительных сил России”(1915-1930). Для деятельности Вернадского характерна широта интересов, постановка кардинальных научных проблем, научное предвидение. Автор трудов по философии естествознания, науковедению, создатель учения о биосфере и её эволюции, о мощном воздействии на окружающую среду человека и о преобразовании современной биосферы в ноосферу - сферу разума. Организатор и директор Радиевого института (1922 - 1939), Биогеохимической лаборатории Академии Наук - Институт геохимии и аналитической химии РАН имени Вернадского (1928). Государственная премия СССР (1943). 05.02.1928 Вернадский выступил с докладом о своем видении биосферы на заседании Ленинградского общества естествоиспытателей. С этого момента фундаментальные идеи ученого стали активно входить в отечественную биологическую науку и с этого же момента ведет начало современная глобальная экология.

В.И.Вернадский отмечал, что человек должен мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств, их союзов, а в планетном аспекте. В его учении ноосферное мировоззрение, мировоззренческая концепция биоцентризма и коэволюционная стратегия представляют собой единую теоретическую базу для формирования биограмотности, которая может служить связующим звеном между естественными и гуманитарными науками. Он выявил идеальную норму и цель, идеальную линию развития человечества в условиях, когда масштабы его деятельности становятся сопоставимы с масштабами процессов биосферы.

Французский философ математик и астролог Е.Ле-Руа в своих лекциях в колледже де Франс (Париж) в 1927 году ввел понятие «ноосферы» как современной стадии, геологически переживаемой биосферой. Он подчеркивал при этом, что пришел к такому представлению вместе со своим другом, крупнейшим французским философом, геологом и палеонтологом П.Т. де Шарденом, обобщившим результаты своих исканий в работе «Феномен человека», опубликованной в 1956 году, уже после его смерти.

Французский священник, иезуит Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) был поэтом, мистиком, философом, богословом, естествоиспытателем. Оригинальная интуиция, неординарность мысли, скрупулезность исследователя, - все эти черты сделали Тейяра самым обсуждаемым католическим автором последних десятилетий. Творчество его с огромным интересом изучалось и изучается в мире в самых разных ракурсах и с самых разных точек зрения. Историки науки спорят о правдоподобии, ценности и перспективах дальнейшего продумывания той всеохватной картины развития Вселенной, которую Тейяр создавал «по кусочкам» всю свою жизнь. Естествоиспытатели до сих пор пользуются его исследованиями сразу в нескольких областях: общей и исторической геологии, геоморфологии, палеонтологии, палеоантропологии. Проблематика философии, поднятая Тейяром, активно обсуждалась и обсуждается сегодня среди философов. Христианские богословы всех конфессий и сегодня продолжают оценивать значимость теологических идей, которые Тейяр не боялся высказывать, не смотря на постоянное давление на него со стороны католических богословских кругов.

В соответствии с взглядами В.И.Вернадского и П.Т. де Шардена на природу и отношения к ней влияют такие императивы человеческого общества как мораль и этика. Переход к цивилизациям эпохи их ноосферы будет гораздо больше, чем любая из революций. Разум и воля человека, согласно концепции В.И.Вернадского, способны преобразовать лик Земли. Считая науку великой силой, он предрекал ей роль объединения человечества.

Величие безграничного Космоса, по отношению к которому любая человеческая жизнь представляется величиной бесконечно малой, не укладывается в обыденном человеческом сознании. С появлением человечества стихийное историческое развитие жизни на нашей планете постоянно ставится под всеобщий сознательный контроль человеческого разума.

Вопросы и задания для самоконтроля:

Кем впервые был предложен термин - ноосфера?

Приведите примеры направлений философских учений и имена русских мыслителей, им следовавших.

Сколько течений (направлений) в русском космизме?

Что, по мнению Вернадского, сыграет роль объединения человечества в будущем процессе перехода к ноосфере?

Автор концепции, согласно которой разум и воля человека способны преобразовать лик Земли, превратив его сферу разума – ноосферу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: