Подведение итогов и обсуждение игры
Подведение итогов игры, определение ее результатов, выявление ошибок, неверных действий имеют большое значение. Перед объявлением результатов игры руководитель создает спокойную обстановку, если нужно, собирает сведения у помощников и счетчиков очков и громко объявляет результаты. Ни в коем случае нельзя допускать пререканий и споров игроков с судьей. Решение судьи не поддается обсуждению.
При объявлении результатов необходимо обсудить игру совместно с участниками, выявить их ошибки и указать на положительные моменты, отметить участников, хорошо исполнявших отдельные роли, а также тех, кто соблюдал правила игры и проявлял творческую инициативу.
В первой младшей группе (от 2 до 3 лет) подвижные игры рекомендуется проводить ежедневно. Продолжительность должна быть не менее 6-8 мин. Она зависит от характера игровых действий, количества играющих, их настроения, условий проведения игры.
Наиболее целесообразно проводить подвижные игры на свежем воздухе во время прогулок. В холодное время года и дождливую погоду они организуются в групповой комнате или зале.
В этом возрасте кругозор детей мал, внимание неустойчиво. Игры рекомендуется проводить простые и доступные, в которых действующие лица хорошо им знакомы: звери, птицы.
Перед тем как начать игру необходимо ознакомить занимающихся с предметами, которые будут в ней использоваться. Для того чтобы игра прошла хорошо, воспитатель должен тщательно подготовиться к её проведению: подобрать пособия и мелкие предметы, продумать, где расположить группу, и т.д.
Маленькие дети плохо усваивают правила игры, поэтому одну и туже игру можно проводить несколько раз в неделю. Целесообразно проводить игру 2-3 раза подряд, затем играть в другую, но предварительно разученную. Организуя игры с малышами целесообразно принимать во внимание степень подвижности каждого ребёнка в игре и регулировать её. Не следует проводить сразу более 2 игр. Причём одна должна быть более подвижна.
Подвижные игры во второй младшей группе в возрасте 3-4 года проводятся от 6 до 10 мин. Они зависят от содержания и характера игры, условий их проведения, количества играющих. Утром до завтрака следует использовать спокойные и радостные, малой интенсивности игры. Игры средней интенсивности следует проводить перед занятиями, требующими от детей усидчивости и концентрации внимания. Перед экскурсией и музыкальным занятием рекомендуется использовать спокойные игры. Зато после занятий, во время прогулки проводятся игры с разнообразной двигательной активностью.
Следует знать, что дети 4 лет стремятся к коллективным формам общения, любят играть одни или вдвоём со взрослым. Им нравится демонстрировать свои успехи в движениях.
В связи с расширением кругозора и двигательного опыта детей игры становятся разнообразны. Основным содержанием игры остаётся воспроизведение действия животных («Кот и мыши»), птиц («Наседка и цыплята»), видов транспорта («Трамвай»), предметной деятельности людей. Большинство подвижных игр имеет развёрнутые сюжеты и обусловленные роли. В этом возрасте встречаются в играх довольно сложные движения. В играх применяются песни и рифмованные тексты.
В этом возрасте лучше воспитателю готовиться к игре используя помощь самих детей.
В средней группе (4-5 лет) продолжительность игр 8-12 мин. Игры носят коллективный характер. Усложняется взаимодействия детей в игре. Включаются игры с ловлей и увёртыванием («Гуси лебеди»). Также многие игры зависят от согласованных действий двух или нескольких детей («Найди себе пару»).
В средней группе водящего всё чаща начинают выбирать с помощью считалки.
Таким образом, в подвижных играх возникают ситуации, способствующие проявлению детьми элементов коллективной ответственности за выполнение правил, исход игры.
В старшей группе (5-6 лет) содержание подвижных игр ещё более усложняется в связи с расширением кругозора детей. Продолжительность игр до 10 мин. В них включаются новые сюжеты и образы, которые знакомы детям из книг, рассказов воспитателей, родителей, кинофильмов. В некоторых играх отражаются действия и взаимоотношения людей разных профессий («Пожарные на учении», «Охотники и зайцы»). Правила в играх становятся сложнее и требуют большей точности в их выполнении, большего внимания детей, выдержки, умения быстро реагировать на сигналы, произвольно ограничивать свои действия (убегать в определённом направлении). Правила игры способствуют формированию умения управлять своим поведением.
Большое место в старших группах занимают бессюжетные игры («Ловишки»), а также с элементами соревнований («Кто скорее до флажка»).
Подготовка к игре и сборы не затрудняют не воспитателей ни детей, дети достаточно самостоятельны и организованны. Они помогают создать необходимые условия для игры (подготовить инвентарь, освободить площадку). Ответственные роли выполняют сами дети.
Дети подготовительной группы 6-7 лет становятся более самостоятельными в организации подвижных игр. Им известно большое количество игр, их содержание и правила. Это позволяет выбирать игры в соответствии со своими интересами и желанием поупражняться в том или ином виде движения. Основное время для организации подвижных игр приходится на утреннюю и вечернюю прогулки. В день проводится несколько подвижных игр. Дети 7 года проявляют высокую организованность в сборах на подвижную игру. Один из детей сообщает всем группам играющих о начале подвижной игры. Все подходят к воспитателю и игра начинается.
Воспитатель внимательно относится к творческим ролевым играм детей и старается выбрать наиболее удобный момент на переключение на коллективную подвижную игру. Игровые интересы детей в этом возрасте уже настолько устойчивы, а фабула игры обдумана, что, приняв участие в подвижной игре, ребёнок возвращается к прерванной творческой игре и с успехом развивает её дальше. Учитывая необходимость развития у детей организаторских способностей, воспитатель иногда поручает им проведение подвижной игры в начале с небольшой группой, а потом со всей группой играющих. Например («Два мороза», «Совушка», «Жмурки», «Волк во рву»).
Младший школьный возраст 7-9 лет (1-3 классы) характеризуется недостаточно развитым опорно-двигательным аппаратом в особенности мышечной системы, что не допускает игры с активным единоборством, переноской и передачей тяжёлых предметов. Однако в этом возрасте сердечно-сосудистая система отличается большой жизнеспособностью: сосуды достаточно широкие, а стенки сосудов эластичные, что создаёт благоприятные условия для работы сердечной мышцы. Это позволяет проводить игры со значительной интенсивностью. Но ребёнок быстро утомляется и поэтому в ходе игры важны короткие перерывы для отдыха, так же игра не должна быть слишком продолжительной, к таким играм относятся: «День и ночь», «Вызов номеров». Так как у детей координация движений не совершенна, полезно применять игры, требующие проявления значительной точности движений «Мяч соседу», «Лиса и куры».
У детей в этом возрасте преобладает предметно-образное мышление. Подвижные игры носят, как правило сюжетный характер «Волк во рву», «Два мороза». Потребность в этом возрасте развитие речевого аппарата диктует преподавателю включение в программу игр с речитативом: «Гуси лебеди».
Объяснение игры должно быть кратким, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести всё изложенное в действиях. Сигналы в играх лучше давать не свистком, а словесными командами. Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли.
Время игры во время урока рекомендуется распределять следующим образом. В подготовительной и заключительной части урока лучше применять игры с ритмической ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями (например, игра «Кто подходил»). В основной части урока применяются игры для развития основных физических качеств силы, выносливости, быстроты и ловкости «Два мороза», «Бой петухов» и др.